ЭФФЕКТ БЛИЗНЕЦОВОСТИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

  • Жанерке Шайгозова Казахский национальный педагогический университет имени Абая Email: zanna_73@mail.ru
  • Анна Кузьмина Алтайский государственный университет Email: annakuz87@yandex.ru
Ключевые слова: близнецы, интеллектуальные функции, эффект близнецовости

Аннотация

В статье представлено эмпирическое исследование по изучению эффекта близнецовости в дошкольном возрасте. Определены особые отношения в паре сиблингов в связи с эффектом близнецовости, проанализированы особенности развития когнитивных функций в связи с очередностью рождения близнецов. Определено, что близнецы, рожденные первыми, имеют более широкий запас знаний об окружающим мире, легко оперируют информацией и простыми понятиями, они легко выполняют счетные операции, легко выполняют задачи, связанные с усвоением языка, оперируют понятиями, находят причинно-следственные связи, имеют более широкий словарный запас, обобщают и классифицируют информацию об окружающем мире.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Литература

Список литературы:

1. Воробьева Е.В. Индивидуальная профильная ассиметрия у близнецов // Известия высших ученых заведений. 2010. № 3(157). С. 108–111.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь: психика, сознание, бессознательное. М. : Лабиринт, 2001. 366 с.
3. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : ЭКСМО, 2003. 503 с.
4. Егорова М.С., Черткова Ю.Д. Академическая успеваемость близнецов и одиночно рожденных детей: кросс-культурное исследование // Психологические исследования, 2016. Том 9, № 48. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1314-egorova48.html
5. Крылова А.В. Сходства и различия смысложизненных ориентаций и интеллектуального развития монозиготных близнецов // Российский психологический журнал. 2008. Том 5, № 1. С. 68–70.
6. Кузьмина А.С., Прайзендорф Е.С., Фокина Н.В. Самосознание ди- и монозиготных близнецов дошкольного возраста // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Том 9, № 3(32). С. 353–356.
7. Морозова Т.Б. Основные этапы изучения развития близнецов как особого явления природы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2012. № 2. С. 88–96.
8. Смирнов А.Г., Куражова А.В., Ляксо Е.Е. Речевое развитие и психофизиологические характеристики шестилетних дизиготных близнецов // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2013. Сер.3, № 4. C. 102–112.
9. Thorpe K. Twin children's language development. Early human development. 2006. 82(6). P. 387–395.
10. Zazzo R. Jumeaux: Le couple et personne. Paris, 1960. Vol. 1. 742 p.

References:
1. Vorob'eva E.V. Individual'naya profil'naya assimetriya u bliznecov // Izvestiya vysshih uchenyh zavedenij. 2010. № 3(157). P. 108–111.
2. Vygotskij L.S. Myshlenie i rech': psihika, soznanie, bessoznatel'noe. M. : Labirint, 2001. 366 p.
3. Vygotskij L.S. Psihologiya razvitiya rebenka. M. : EKSMO, 2003. 503 p.
4. Egorova M.S., CHertkova YU. D. Akademicheskaya uspevaemost' bliznecov i odinochnorozhdennyh detej: kross-kul'turnoe issledovanie // Psihologicheskie issledovaniya, 2016. Tom 9, № 48. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2016v9n48/1314-egorova48.html
5. Krylova A.V. Skhodstva i razlichiya smyslozhiznennyh orientacij i intellektual'nogo razvitiya monozigotnyh bliznecov //Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2008. Tom 5. № 1. P. 68–70.
6. Kuz'mina A.S., Prajzendorf E. S., Fokina N. V. Samosoznanie di- i monozigotnyh bliznecov doshkol'nogo vozrasta // Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020. Tom 9, № 3(32). P. 353–356.
7. Morozova T.B. Osnovnye etapy izucheniya razvitiya bliznecov kak osobogo yavleniya prirody // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. 2012. P. 88–96.
8. Smirnov A.G., Kurazhova A.V., Lyakso E.E. Rechevoe razvitie i psihofiziologicheskie harakteristiki shestiletnih dizigotnyh bliznecov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. 2013. Ser. 3, № 4. P. 102–112.
9. Thorpe K. Twin children's language development. Early human development, 2006. 82(6). P. 387–395.
10. Zazzo R. Jumeaux: Le couple et personne. Paris, 1960. Vol. 1. 742p.
Опубликован
2021-11-23
Как цитировать
1. Шайгозова Ж., Кузьмина А. ЭФФЕКТ БЛИЗНЕЦОВОСТИ В РАЗВИТИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2021. Т. 3. № 4. С. 200-209. URL: http://bppasu.ru/article/view/10627.