ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Abstract
В статье представлена авторская структура готовности педагога к освоению и реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Описан процесс разработки диагностических методик: опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» и опросник «Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях». Осуществлена оценка уровня сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях в зависимости от роли участника образовательного процесса: педагог, родитель, обучающийся.
Downloads
References
Агафонова Е.В. На пути принятия: психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ // Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М.Р. Битянова. М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 169–174.
Алёхина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.
Алёхина С.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-104.
Алёхина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
Алёхина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М. : РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. С. 14–20.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2001. 220 с.
Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5–11.
Першина Н.А., Арутюнян А.Ю., Дейкина Л.С. Становление и формирование инклюзивной культуры в контексте исследования готовности учителя // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы : сборник трудов II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (г. Барнаул, 24–25 февраля 2017 г.) / под ред. М.В. Сурниной. Барнаул : АлтГПУ, 2017. С. 293-297.
Першина Н.А., Афанасьева Я.В. Факторы психологической готовности принятия педагогами учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы : сборник научных статей шестой Всероссийской интернет-конференции (октябрь–декабрь 2016 г.) / под науч. ред. Л.З. Карповой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. С. 32–38.
Першина Н.А., Сычев О.А., Казанцева О.А. Готовность педагогов Алтайского края и Республики Алтай к реализации инклюзивного образования // Развитие личности в образовательном процессе : сборник трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции (г. Бийск, 10 июня 2016 г.) / отв. ред. Л.А. Мокрецова. Бийск : Изд-во АГГПУ им. В.М.Шукшина, 2016. С. 73–80.
Першина Н.А., Шамардина М.В. Метод деловой игры в контексте организации самостоятельной работы студентов-психологов (на примере темы: инклюзия в образовательном пространстве) // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 10–13 августа 2016 г.) / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. Горно-Алтайск. : Изд-во ФГБЩУ ВПО «Горно-Алтайский университет», 2016. С. 115–118.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 97–112.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000. 208 с.
Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис... доктора психол. наук. Н. Новгород, 2011. 44 с.
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgmu.kcn.ru/files/miftahova89/Standartnie_pravila_obespechenia.pdf
Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. Выпуск № 1. Брянск, 2012. С. 80–84.
Черкасова С.А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования : Дис. …канд. психол. наук. М., 2012. 240 с.
Шипицына Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха : методические рекомендации. СПб. : Образование, 2001. 64 с.
Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A Survey into Mainstream Teachers’ Attitudes Towards the Inclusion of Children with Special Educational Needs in the Ordinary School in one Local Education Authority // Educational Psychology. 2000. Vol. 20 (2). P. 191–211.
Campbell J., Gilmore L., Cuskelly M. Changing student teachers’ attitudes towards disability and inclusion // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2003. Vol. 28 (4). P. 369–379.
De Boer A., Pijl S.J., & Minnaert A. Attitudes of parents towards inclusive education: A review of the literature. European Journal of Special Needs Education. 2010. 25 (2). P. 165–181.
Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. Human Rights and Disability. 2013. Р. 754–767.
O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Р. 530–546.
Stoiber K.C., Gettinger M., Goetz D. Exploring Factors Influencing Parents’ and Early Childhood Practitioners’ Beliefs About Inclusion // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13(1). P. 107–124.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).