READINESS OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS TO WORK WITH INTELLECTUALLY PASSIVE CHILDREN
УДК 378
Abstract
The article examines the problem of primary school teachers' readiness to teach intellectually passive children, characterized by limited learning opportunities, reduced work capacity, increased fatigue, and a negative attitude towards intellectual work. A contradiction has been revealed between the requirements for teachers' professional competencies contained in regulatory documents and their willingness to solve pedagogical difficulties encountered in teaching younger students classified as intellectually passive. The results of an empirical study are presented, indicating the need to train primary school teachers to work with intellectually passive students. Promising areas of research development are outlined.
Downloads
References
Быкова Е.А. Интеллектуальная пассивность учащихся как психолого-педагогическая проблема // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2008. № 1(1). С. 245–249.
Виноградова Н.Ф., Кузнецова М.И., Рыдзе О.А. Работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов : методическое пособие для учителя начальной школы / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. Москва : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. 170 с.
Дворянинова В.В., Касимова Л.Н., Баландина О.В., Божкова Е.Д., Катерная Ю.Е., Катунова В.В. Психические расстройства у учащихся младших классов и оказываемая им помощь ― состояние проблемы // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2019. № 10. С. 57–63. URL: https://panor.ru/articles/psikhicheskie-rasstroystva-u-uchashchikhsya-mladshikh-klassov-i-okazyvaemaya-im-pomoshch-sostoyanie-problemy/8260.html#
Ильмурзина С.В. Развитие познавательной активности у интеллектуально-пассивных обучающихся // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2022. № 6 (69). С 134–138.
Милушкина О.В., Дубровина Е.А., Григорьева А., Козырева Ф.У., Пивоваров Ю.П. современной образовательной среды на нервно-психическое здоровье детей школьного возраста // Российский вестник гигиены. 2023. № 4. С. 47–56.
Об образовании в Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в си-лу с 01.04.2024): федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование: приказ от 22 февраля 2018 г. № 122. Доступ из справ. -правовой системы «Гарант». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797860/
Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закиро-вой. Москва : Академия, 2008. 352 c.
Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте : труды Института психологии / отв. редактор: Л.И. Божович. Москва : АПН РСФСР, 1955. 260 с.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 № 544н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/
Энциклопедический психологический словарь-справочник: 1000 понятий, определений, терминов : учебно-методическое пособие для вузов : учебное пособие для использования в учебном процессе по образовательным программам высшего образования: для студентов учреждений высшего образования 1-2-й ступени обучения / Р.А. Александрова и др. Минск : Харвест, 2021. 863 с.
References:
Bykova E. A. Intellektual'naja passivnost' uchashhihsja kak psihologo-pedagogicheskaja problema. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2008. No 1(1). P. 245–249.
Vinogradova N. F., Kuznecova M. I., O. A. Rydze Rabota s det'mi mladshego shkol'nogo vozrasta, ispytyvajushhimi trudnosti pri izuchenii ucheb-nyh predmetov : metodicheskoe posobie dlja uchitelja nachal'noj shkoly. Pod red. N. F. Vinogradovoj. Moskva : FGBNU «Institutstrategiirazvitijaobrazovanija», 2023. 170 p.
DvorjaninovaV.V., KasimovaL.N., BalandinaO.V., BozhkovaE.D., KaternajaJu.E., KatunovaV.V. Psihicheskierasstrojstvauuchashhihsjamladshihklassoviokazyvaemajaimpomoshh' ― sostojanieproblem.Vestniknevrologii, psihiatriiinejrohirurgii. 2019. No 10. P. 57–63. URL: https://panor.ru/articles/psikhicheskie-rasstroystva-u-uchashchikhsya-mladshikh-klassov-i-okazyvaemaya-im-pomoshch-sostoyanie-problemy/8260.html#
Il'murzina S.V. Razvitie poznavatel'noj aktivnosti u intellektual'no passivnyh obuchajushhihsja. Nauchno-prakticheskij jelektronnyj zhurnal Alleja Nauki. 2022. No 6(69). P. 134–138.
Milushkina O.V., Dubrovina E.A., Grigor'eva A., Kozyreva F.U., Pivovarov Ju.P. Vlijanie sovremennoj obrazovatel'noj sredy na nervno-psihicheskoe zdorov'e detej shkol'nogo vozrasta. Rossijskij vestnik gigieny. 2023. No 4. P.. 47–56.
Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii" (s izm. i dop., vstup. v si-lu s 01.04.2024): federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ (red. ot 25.12.2023). Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija - bakalavriat po napravleniju podgotovki 44.03.02 Psihologo-pedagogicheskoe obrazovanie: prikaz ot 22 fevralja 2018 g. № 122. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy «Garant». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71797860/
Pedagogicheskij slovar'. Pod red. V. I. Zagvjazinskogo, A. F. Zakiro-voj. Moskva : Akademija, 2008. 352 p.
Poznavatel'nye interesy i uslovija ih formirovanija v detskom vozraste : trudy Institut psihologii. Otv. redaktor: L. I. Bozhovich. Moskva : APN RSFSR, 1955. 260 p.
Professional'nom standarte «Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel')»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii ot 18 oktjabrja 2013 № 544n. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/
Jenciklopedicheskij psihologicheskij slovar'-spravochnik: 1000 ponjatij, opredelenij, terminov: uchebno-metodicheskoe posobie dlja vuzov: uchebnoe posobie dlja ispol'zovanija v uchebnom processe po obrazovatel'nym programmam vysshego obrazovanija: dlja studentov uchrezhdenij vysshego obrazovanija 1—2-j stupeni obuchenija / R. A. Aleksandrova i dr. Minsk : Harvest, 2021. 863 p.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University is a golden publisher, as we allow self-archiving, but most importantly we are fully transparent about your rights.
Authors may present and discuss their findings ahead of publication: at scientific conferences, on preprint servers, in public databases, and in blogs, wikis, tweets, and other informal communication channels.
Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State University allows authors to deposit manuscripts (currently under review or those for intended submission) in non-commercial, pre-print servers such as ArXiv.
Authors who publish with this journal agree to the following terms:
- Authors retain copyright and grant the journal right of first publication with the work simultaneously licensed under a Creative Commons Attribution License that allows others to share the work with an acknowledgement of the work's authorship and initial publication in this journal.
- Authors are able to enter into separate, additional contractual arrangements for the non-exclusive distribution of the journal's published version of the work (e.g., post it to an institutional repository or publish it in a book), with an acknowledgement of its initial publication in this journal.
- Authors are permitted and encouraged to post their work online (e.g., in institutional repositories or on their website) prior to and during the submission process, as it can lead to productive exchanges, as well as earlier and greater citation of published work (See The Effect of Open Access).