ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРООБУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ)

УДК 372.881.1

  • Татьяна Борисовна Михеева Донской государственный технический университет https://orcid.org/0000-0001-9773-1368 Email: mitata.m@yandex.ru
  • Диана Викторовна Силикова Донской государственный технический университет https://orcid.org/0009-0008-1956-2931 Email: dianagonchar1006@gmail.com
Ключевые слова: цифровизация обучения, цифровая образовательная среда, микрообучение, языковая практика, чат-боты, инновации в обучении иностранным языкам

Аннотация

Введение: рассматриваются возможности применения цифровых технологий в иноязычном образовании. Актуальность исследования обусловлена цифровой трансформацией вузов и необходимостью интеграции цифровых средств обучения с культурным содержанием. В высшем образовании на сегодняшний день активно внедряются передовые образовательные технологии. Под влиянием цифровых средств происходят значительные трансформации в развитии личности, поведении и мышлении молодых людей, чем обусловлена необходимость специальных подходов к проектированию учебного контента. Цель работы – проанализировать преимущества и трудности внедрения микрообучения и чат-ботов в процесс обучения иностранным языкам. Материалы и методы: проведены анализ и обобщение опыта применения микрообучения и чат-ботов в российских и зарубежных вузах. Описан опыт использования чат-ботов для обучения русскому как иностранному. Предложена интегрированная модель «задача ↔ функция» для эффективного использования чат-ботов в учебном процессе. Результаты: определены педагогические свойства чат-ботов, такие как обеспечение непрерывной языковой практики, мгновенная обратная связь и снятие психологического стресса у учащихся. Проанализированы возможности использования технологий XR (extended reality – расширенная реальность) для развития межкультурных компетенций. В табличной форме представлена интегрированная модель «задача ↔ функция» для эффективного использования чат-ботов. Выводы: цифровые инструменты не заменяют, а дополняют классические формы обучения, обогащая практико-ориентированную составляющую иноязычного образования. Микрообучение, XR-среды и чат-боты, при правильной методической интеграции, повышают эффективность образовательного процесса, делают обучение более привлекательным и формируют у студентов навыки межкультурного общения и адаптивности в цифровую эпоху.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Татьяна Борисовна Михеева, Донской государственный технический университет

Доктор педагогических наук, доцент

Диана Викторовна Силикова, Донской государственный технический университет

Магистрант

Литература

Список источников

Борщенко Г. М. Ключевые принципы реализации микрообучения иностранному языку в контексте компетентностного подхода // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2024. № 5. С. 1–11. URL: https://e-koncept.ru/2024/241059.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11059

Борщенко Г. М., Рубцова А. В. Визуальная новелла как инструмент развития навыков иноязычной деловой коммуникации специалистов сферы информационных технологий // Науч.-метод. электрон. журн. «Концепт». 2024. № 1. С. 30–40. URL: https://e-koncept.ru/2024/241001.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2024-11001

Волкова С. А. Характеристика основных методов обучения иностранным языкам // Журнал Уральского государственного аграрного университета. 2017. № 2. С. 1–2.

Исупова М. М. Использование инновационных методов и технологий в обучении иностранному языку в процессе формирования межкультурной компетенции студентов // Инновации и инвестиции. 2013. № 4. С. 32–36.

Лобеева П. И. Методическая модель обучения фразовым глаголам английского языка с использованием чат-ботов // Вестник ТГУ. 2024. № 5. С. 1275–1289.

Струкова Е. А. Развитие межкультурной компетентности при обучении иностранным языкам: инновации в методиках преподавания языков // Актуальные вопросы гуманитарных и общественных наук: диалог и взаимодействие : материалы конф., 2024. С. 140–144.

Хэ Яньли. Практические аспекты использования чат-ботов для обучения русскому языку в рамках межкультурной коммуникации // Человек и культура. 2023. № 6. С. 60–75.

Arnab S., Lim T., Carvalho M. B., Bellotti F., de Freitas S., Louchart S., Suttie N., Berta R., De Gloria A. The potential of game-based micro-learning resources for engaging learners with intercultural competence development // British Journal of Educational Technology. 2015. Vol. 46. P. 391–411.

Arnab S., Walaszczyk L. The potential of game-based micro-learning resources for engaging learners with intercultural competence development // Journal of Cognitive Sciences and Human Development. 2022. Vol. 8. No 2. P. 1–22.

Koç F. Ş., Savaş P. The use of AI chatbots in English language learning: a systematic meta-synthesis (2010–2024). ReCALL. 2025. Vol. 37, No 1, pp. 4–21.

References

Borshchenko G.M. Klyuchevye printsipy realizatsii mikroobucheniya inostrannomu yazyku v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Key principles of implementing microlearning of a foreign language in the context of a competency-based approach]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept» [Scientific-methodological electronic journal "Concept"]. 2024, no 5, pp. 1–11. (In Russ.). URL: https://e-koncept.ru/2024/241059.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11059

Borshchenko G.M., Rubtsova A.V. Vizual'naya novella kak instrument razvitiya navykov inoyazychnoy delovoy kommunikatsii spetsialistov sfery informatsionnykh tekhnologiy [Visual novel as a tool for developing foreign language business communication skills of IT specialists]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Koncept» [Scientific-methodological electronic journal "Concept"]. 2024, no. 1, pp. 30–40 (In Russ.). URL: https://e-koncept.ru/2024/241001.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2024-11001

Volkova S.A. Kharakteristika osnovnykh metodov obucheniya inostrannym yazykam [Characteristics of basic methods of teaching foreign languages]. Zhurnal Ural'skogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta [Journal of the Ural State Agrarian University]. 2017, no. 2, pp. 1–2. (In Russ.).

Isupova M.M. Ispol'zovanie innovatsionnykh metodov i tekhnologiy v obuchenii inostrannomu yazyku v protsesse formirovaniya mezhkul'turnoy kompetentsii studentov [The use of innovative methods and technologies in teaching a foreign language in the process of forming intercultural competence of students]. Innovatsii i investitsii [Innovations and Investments]. 2013, no. 4, pp. 32–36. (In Russ.).

Lobeeva P.I. Metodicheskaya model' obucheniya frazovykh glagolov angliyskogo yazyka s ispol'zovaniyem chat-botov [Methodological model for teaching English phrasal verbs using chatbots]. Vestnik TGU [Tomsk State University Journal]. 2024, no. 5, pp. 1275–12889. (In Russ.).

Strukova E.A. Razvitiye mezhkul'turnoy kompetentnosti pri obuchenii inostrannym yazykam: innovatsii v metodikakh prepodavaniya yazykov [Development of intercultural competence in foreign language teaching: innovations in language teaching methods]. Aktual'nye voprosy gumanitarnykh i obshchestvennykh nauk: dialog i vzaimodeystviye : materialy konf. [Topical issues of the humanities and social sciences: dialogue and interaction : conference proceedings]. 2024, pp. 140–144. (In Russ.).

Khe Yanli. Prakticheskiye aspekty ispol'zovaniya chat-botov dlya obucheniya russkomu yazyku v ramkakh mezhkul'turnoy kommunikatsii [Practical aspects of using chatbots for teaching Russian in the context of intercultural communication]. Chelovek i kul'tura [Human and Culture]. 2023, no 6, pp. 60–75. (In Russ.).

Arnab S., Lim T., Carvalho M.B., Bellotti F., de Freitas S., Louchart S., Suttie N., Berta R., De Gloria A. The potential of game-based micro-learning resources for engaging learners with intercultural competence development. British Journal of Educational Technology. 2015, vol. 46, pp. 391–411.

Arnab S., Walaszczyk L. The potential of game-based micro-learning resources for engaging learners with intercultural competence development. Journal of Cognitive Sciences and Human Development. 2022, vol. 8, no 2, pp. 1–22.

Koç F. Ş., Savaş P. The use of AI chatbots in English language learning: a systematic meta-synthesis (2010–2024). ReCALL. 2025, vol. 37, no 1, pp. 4–21.

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Михеева Т. Б., Силикова Д. В. ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ (ОРГАНИЗАЦИЯ МИКРООБУЧЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЕ ЧАТ-БОТОВ) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 93-107. URL: https://bppasu.ru/article/view/18443.