ОДАРЕННОСТЬ КАК МЕТАКОГНИТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД

УДК 159.9; 37.01

  • Анатолий Геннадьевич Маджуга Институт развития образования Республики Башкортостан https://orcid.org/0000-0002-5482-9119 Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
  • Раиса Ринатовна Тазетдинова Уфимский университет науки и технологий https://orcid.org/0009-0008-2905-9205 Email: adremr@rambler.ru
  • Эдуард Дамилисович Гайсин Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве https://orcid.org/0009-0004-6999-8988 Email: g.eduard3331@yandex.ru
Ключевые слова: одаренность, метакогнитивные способности, творческое саморазвитие, компетентностно-контекстный подход, личностный потенциал, рефлексия, саморегуляция, детерминанты развития, образовательная среда

Аннотация

Введение: в статье рассматривается феномен одаренности как сложной метакогнитивной способности, обеспечивающей успешное творческое саморазвитие личности в условиях неопределенности и быстро меняющихся требований современного общества. Актуальность исследования обусловлена парадигмальным сдвигом в образовании: от трансляции знаний к формированию способности к саморегуляции, рефлексии и осознанному управлению собственным познавательным и личностным развитием. Цель работы – провести теоретический анализ и систематизацию психолого-педагогических аспектов одаренности как метакогнитивной способности личности в рамках компетентностно-контекстного подхода. Материалы и методы: в ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ различных научных парадигм; системно-структурный метод для моделирования компонентов метакогнитивной одаренности личности. В качестве методологической основы исследования выступили компетентностно-контекстный, когнитивно-деятельностный, ресурсный и потенциал-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, экологический подходы. Результаты: на основе теоретического  анализа отечественных и зарубежных исследований выявлена структура метакогнитивной одаренности, включающая когнитивный, регулятивный и рефлексивный компоненты, а также система внутренних и внешних детерминант ее развития. Выводы: в заключении представлены научно обоснованные выводы и педагогические условия, способствующие раскрытию метакогнитивного потенциала одаренной личности в образовательной среде.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Анатолий Геннадьевич Маджуга, Институт развития образования Республики Башкортостан

Доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор

Раиса Ринатовна Тазетдинова, Уфимский университет науки и технологий

Кандидат филологических наук, доцент

Эдуард Дамилисович Гайсин, Башкирский межотраслевой институт охраны труда, экологии и безопасности на производстве

Кандидат педагогических наук, проректор по инновационному развитию

Литература

Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Москва : Академия, 2022. 320 с.

Дружилов С. А. Метакогнитивные компетенции как ядро профессионализма выпускника XXI века // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 52–64.

Зарецкий В. К., Громыко Ю. В. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми, испытывающими трудности в обучении // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 2. С. 102–118.

Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург : Питер, 2022.448 с.

Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре творческого мышления. Санкт-Петербург : ЛГОУ, 2020. 198 с.

Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва : Смысл, 2020. 288 с.

Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. Москва : Школа-Пресс, 2021. 412 с.

Панов В. И. Информационная экология и одаренность: риски и возможности цифровой среды // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 65–75.

Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2021. 365 с.

Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. Москва : Институт психологии РАН, 2019. 304 с.

Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Москва : МПГУ, 2023. 240 с.

Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Санкт-Петербург : Питер, 2020. 464 с.

Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms // Metacognition, motivation, and understanding. 2021. Vol. 20. P. 65–116.

Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry // American Psychologist.1979.Vol. 34(10). P. 906–911.

Sternberg R.J. A New Model for Teaching Ethical Behavior // Chronicle of Higher Education. 2022. Vol. 68 (25). P. 234–301.

References

Bogoiavlenskaia D.B. Psikhologiia tvorcheskikh sposobnostei [The psychology of creativity]. Moscow: Akademiia, 2022, 320 p. (In Russ.).

Druzhilov S.A. Metakognitivnye kompetentsii kak iadro professionalizma vypusknika XXI vekа [Metacognitive Competencies as the Core of a 21st Century Graduate's Professionalism]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2024, vol. 33, no. 1, pp. 52–64. (In Russ.).

Zaretskii V.K., Gromyko IU.V. Refleksivno-deiatelnostnyi podkhod v rabote s odarennymi detmi, ispytyvaiushchimi trudnosti v obuchenii [A reflective-activity approach in working with gifted children who have learning difficulties]. Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Counseling psychology and psychotherapy]. 2022, vol. 30, no. 2, pp. 102–118. (In Russ.).

Ilin E.P. Psikhologiia tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of Creativity and Giftedness]. Saint Petersburg: Piter, 2022, 448 p. (In Russ.).

Kuliutkin IU.N. Evristicheskie metody v strukture tvorcheskogo myshleniia [Heuristic methods in the structure of creative thinking]. Saint Petersburg: LGOU, 2020, 198 p. (In Russ.).

Leontev D.A. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl, 2020, 288 p. (In Russ.).

Matiushkin A.M. Zagadki odarennosti: Problemy prakticheskoi diagnostiki [Mysteries of Giftedness: Problems of Practical Diagnostics]. Moscow: Shkola-Press, 2021, 412 p. (In Russ.).

Panov V.I. Informatsionnaia ekologiia i odarennost: riski i vozmozhnosti tsifrovoi sredy [Information Ecology and Giftedness: Risks and Opportunities of the Digital Environment]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2023, vol. 28, no. 1, pp. 65–75. (In Russ.).

Iasvin V.A. Obrazovatelnaia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl, 2021, 365 p. (In Russ.).

Shadrikov V.D. Sposobnosti i odarennost cheloveka [Human abilities and talents]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2019, 304 p. (In Russ.).

Shcheblanova E.I. Psikhologicheskaia diagnostika odarennosti shkolnikov: problemy, metody, rezultaty issledovanii i praktiki [Psychological diagnostics of giftedness in schoolchildren: problems, methods, research results and practices]. Moscow: MPGU, 2023. 240 p. (In Russ.).

Kholodnaia M.A. Psikhologiia intelleta: paradoksy issledovaniia [Psychology of Intelligence: Research Paradoxes]. Saint Petersburg: Piter, 2020, 464 p. (In Russ.).

Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms. Metacognition, motivation, and understanding. 2021, vol. 20. pp. 65–116.

Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry. American Psychologist. 1979, vol. 34(10), pp. 906–911.

Sternberg R.J. A New Model for Teaching Ethical Behavior. Chronicle of Higher Education. 2022, vol. 68 (25), pp. 234–301.

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Маджуга А. Г., Тазетдинова Р. Р., Гайсин Э. Д. ОДАРЕННОСТЬ КАК МЕТАКОГНИТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 83-92. URL: https://bppasu.ru/article/view/18439.