ОДАРЕННОСТЬ КАК МЕТАКОГНИТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ НА ЭТАПЕ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД
УДК 159.9; 37.01
Аннотация
Введение: в статье рассматривается феномен одаренности как сложной метакогнитивной способности, обеспечивающей успешное творческое саморазвитие личности в условиях неопределенности и быстро меняющихся требований современного общества. Актуальность исследования обусловлена парадигмальным сдвигом в образовании: от трансляции знаний к формированию способности к саморегуляции, рефлексии и осознанному управлению собственным познавательным и личностным развитием. Цель работы – провести теоретический анализ и систематизацию психолого-педагогических аспектов одаренности как метакогнитивной способности личности в рамках компетентностно-контекстного подхода. Материалы и методы: в ходе исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение философской, психологической и педагогической литературы; сравнительно-сопоставительный анализ различных научных парадигм; системно-структурный метод для моделирования компонентов метакогнитивной одаренности личности. В качестве методологической основы исследования выступили компетентностно-контекстный, когнитивно-деятельностный, ресурсный и потенциал-ориентированный, рефлексивно-деятельностный, экологический подходы. Результаты: на основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований выявлена структура метакогнитивной одаренности, включающая когнитивный, регулятивный и рефлексивный компоненты, а также система внутренних и внешних детерминант ее развития. Выводы: в заключении представлены научно обоснованные выводы и педагогические условия, способствующие раскрытию метакогнитивного потенциала одаренной личности в образовательной среде.
Скачивания
Литература
Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. Москва : Академия, 2022. 320 с.
Дружилов С. А. Метакогнитивные компетенции как ядро профессионализма выпускника XXI века // Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 52–64.
Зарецкий В. К., Громыко Ю. В. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с одаренными детьми, испытывающими трудности в обучении // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30. № 2. С. 102–118.
Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. Санкт-Петербург : Питер, 2022.448 с.
Кулюткин Ю. Н. Эвристические методы в структуре творческого мышления. Санкт-Петербург : ЛГОУ, 2020. 198 с.
Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: структура и диагностика. Москва : Смысл, 2020. 288 с.
Матюшкин А. М. Загадки одаренности: Проблемы практической диагностики. Москва : Школа-Пресс, 2021. 412 с.
Панов В. И. Информационная экология и одаренность: риски и возможности цифровой среды // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 1. С. 65–75.
Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. Москва : Смысл, 2021. 365 с.
Шадриков В. Д. Способности и одаренность человека. Москва : Институт психологии РАН, 2019. 304 с.
Щебланова Е. И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. Москва : МПГУ, 2023. 240 с.
Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Санкт-Петербург : Питер, 2020. 464 с.
Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms // Metacognition, motivation, and understanding. 2021. Vol. 20. P. 65–116.
Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry // American Psychologist.1979.Vol. 34(10). P. 906–911.
Sternberg R.J. A New Model for Teaching Ethical Behavior // Chronicle of Higher Education. 2022. Vol. 68 (25). P. 234–301.
References
Bogoiavlenskaia D.B. Psikhologiia tvorcheskikh sposobnostei [The psychology of creativity]. Moscow: Akademiia, 2022, 320 p. (In Russ.).
Druzhilov S.A. Metakognitivnye kompetentsii kak iadro professionalizma vypusknika XXI vekа [Metacognitive Competencies as the Core of a 21st Century Graduate's Professionalism]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2024, vol. 33, no. 1, pp. 52–64. (In Russ.).
Zaretskii V.K., Gromyko IU.V. Refleksivno-deiatelnostnyi podkhod v rabote s odarennymi detmi, ispytyvaiushchimi trudnosti v obuchenii [A reflective-activity approach in working with gifted children who have learning difficulties]. Konsultativnaia psikhologiia i psikhoterapiia [Counseling psychology and psychotherapy]. 2022, vol. 30, no. 2, pp. 102–118. (In Russ.).
Ilin E.P. Psikhologiia tvorchestva, kreativnosti, odarennosti [Psychology of Creativity and Giftedness]. Saint Petersburg: Piter, 2022, 448 p. (In Russ.).
Kuliutkin IU.N. Evristicheskie metody v strukture tvorcheskogo myshleniia [Heuristic methods in the structure of creative thinking]. Saint Petersburg: LGOU, 2020, 198 p. (In Russ.).
Leontev D.A. Lichnostnyi potentsial: struktura i diagnostika [Personal potential: structure and diagnosis]. Moscow: Smysl, 2020, 288 p. (In Russ.).
Matiushkin A.M. Zagadki odarennosti: Problemy prakticheskoi diagnostiki [Mysteries of Giftedness: Problems of Practical Diagnostics]. Moscow: Shkola-Press, 2021, 412 p. (In Russ.).
Panov V.I. Informatsionnaia ekologiia i odarennost: riski i vozmozhnosti tsifrovoi sredy [Information Ecology and Giftedness: Risks and Opportunities of the Digital Environment]. Psikhologicheskaia nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education]. 2023, vol. 28, no. 1, pp. 65–75. (In Russ.).
Iasvin V.A. Obrazovatelnaia sreda: ot modelirovaniia k proektirovaniiu [Educational environment: from modeling to design]. Moscow: Smysl, 2021, 365 p. (In Russ.).
Shadrikov V.D. Sposobnosti i odarennost cheloveka [Human abilities and talents]. Moscow: Institut psikhologii RAN, 2019, 304 p. (In Russ.).
Shcheblanova E.I. Psikhologicheskaia diagnostika odarennosti shkolnikov: problemy, metody, rezultaty issledovanii i praktiki [Psychological diagnostics of giftedness in schoolchildren: problems, methods, research results and practices]. Moscow: MPGU, 2023. 240 p. (In Russ.).
Kholodnaia M.A. Psikhologiia intelleta: paradoksy issledovaniia [Psychology of Intelligence: Research Paradoxes]. Saint Petersburg: Piter, 2020, 464 p. (In Russ.).
Brown A.L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms. Metacognition, motivation, and understanding. 2021, vol. 20. pp. 65–116.
Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitive–developmental inquiry. American Psychologist. 1979, vol. 34(10), pp. 906–911.
Sternberg R.J. A New Model for Teaching Ethical Behavior. Chronicle of Higher Education. 2022, vol. 68 (25), pp. 234–301.
Copyright (c) 2025 Анатолий Геннадьевич Маджуга, Раиса Ринатовна Тазетдинова, Эдуард Дамилисович Гайсин

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



