ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

УДК 371.321

  • Галина Владимировна Кравченко Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» https://orcid.org/0000-0001-9959-3296 Email: kravchenko@math.asu.ru
  • Елена Анатольевна Петухова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет» https://orcid.org/0009-0000-8509-3215 Email: pea739@mail.ru
Ключевые слова: нейросети, учитель, профессиональная деятельность учителя, цифровизация образования

Аннотация

Введение: в профессиональной деятельности педагогов активно используются цифровые технологии, в частности – нейросети. Умение использовать нейросети в своей повседневной работе может значительно облегчить труд учителя. Однако большинство учителей с опаской используют нейросети либо относятся к ним скептически. Проблема обостряется тем, что школьники активно используют нейросети в обучении, а педагоги – нет. Цель исследования – выявить и проанализировать использование нейросетей в профессиональной деятельности учителями общеобразовательных школ Алтайского края. Материалы и методы: в ходе исследования был составлен и реализован анкетный опрос, в котором приняли участие 234 учителя общеобразовательных школ Алтайского края. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась посредством t-критерия Стьюдента и H-критерия Крускалла-Уоллеса. Результаты: выявлено, что большинство опрошенных учителей не используют нейросети в профессиональной деятельности. Чаще всего учителя используют нейросети лишь для создания учебных материалов, таких как тексты и презентации, гораздо реже – для генерации изображений и тестов. Наибольшее распространение технология получила среди педагогов естественно-научных дисциплин: биологии, химии, географии. Установлено, что использование нейросетей учителями в профессиональной деятельности не зависит от их возраста. Выводы: нейросети обладают значительным потенциалом для автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и создания разнообразного учебного контента, однако этот потенциал остается нераскрытым в массовой практике. В целом, исследование демонстрирует необходимость целенаправленного внедрения и обучения использованию нейросетей в образовательном процессе, что позволит сократить разрыв между учениками, активно применяющими технологии, и педагогами, сохраняющими скептическое или осторожное отношение к цифровым инновациям. Результаты исследования могут быть полезны учителям, администрациям школ, преподавателям СПО и ВО, а также педагогам дошкольных учреждений и дополнительного образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Галина Владимировна Кравченко, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

Кандидат педагогических наук, доцент

Елена Анатольевна Петухова, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Алтайский государственный университет»

Кандидат педагогических наук, доцент

Литература

Буканова А. А. Нейросеть как помощник педагога профессионального образования // Управление рисками в АПК. 2024. № S3(53). С. 640–651.

Горина Е. В., Уфимцева С. М. Особенности использования текстов нейросетей в медиа и образовании // Русский лингвистический бюллетень. 2024. № 1(49). https://doi.org/10.18454/RULB.2024.49.27

Емельянов А. М. Нейросети в образовании младших школьников // Народное образование. 2025. № 1(1512). С. 193–196.

Зайнуллина Г. И. Цифровизация обучения иностранным языкам: от онлайн-образования до использования нейросетей / Наука и образование: взаимодействие бизнеса и общества в условиях трансформации информационных процессов и технологий: Материалы Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Казань, 1 декабря 2023 года. Казань : Университет управления «ТИСБИ» (Татарский институт содействия бизнесу), 2023. С. 316–320.

Землянухина Н. С. Использование нейросетей в контексте цифровизации образования: преимущества и риски // Гуманитарный научный журнал. 2024. № 4-2. С. 70–77.

Кацитадзе И. М., Клянина М. А. О перспективах использования нейросетей при обучении лексико-грамматическому аспекту английского языка в рамках дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2024. Т. 13. № 4(49). С. 37–41.

Кольстет О. А. Нейросети как инструмент в архитектурном образовании / Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития: Тезисы докладов XV Международной научной конференции, Москва, 7–8 октября 2024 года. Москва : б.и., 2024. С. 7–8.

Кузнецов А. А. Дидактический потенциал текстовых нейросетей для гуманитарного образования // Педагогика информатики. 2024. № 1-2. С. 41–46.

Плетнев Е. А. Работа с текстами как базовый компонент современного образования в условиях развития нейросетей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2025. Т. 20. № 1. С. 34–42. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-1-34-42

Рутковская И. В., Железнякова О. А., Лашутко М. М. Применение нейросетей в образовании: перспективы и примеры использования / Физико-математическое образование: традиции, инновации, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 26–27 октября 2023 года. Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2023. С. 216–219.

Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Нейросети для генерации изображений: педагогический потенциал в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11. С. 161–179. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11116

Сидорова Л. В. Нейросети в художественном образовании: новые возможности для студентов / Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 14–15 апреля 2025 года. Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2025. С. 421–424.

Стручкова К. Д. Революция информационных технологий и нейросетей в образовании // Аллея науки. 2024. Т. 2. № 1(88). С. 702–705.

Ткач Е. Н., Хасан Р. М. Дидактический потенциал нейросетей для организации самостоятельной работы учащихся в аспекте непрерывного образования / Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: Материалы Международной научно-практической конференции, Гатчина, 19 апреля 2024 года. Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. С. 793–798.

Фахрутдинов Р. Р. Нейросети как инструмент проектного обучения на этапе среднего общего образования // Интернаука. 2025. № 5-2(369). С. 47–48.

Хохлов А. В., Фурер О. В. Нейросети в образовании: инновации, перспективы и этика // Мир педагогики и психологии. 2024. № 10(99). С. 164–168.

Черненко Л. Г. Инновации в образовании: нейросети в помощь воспитателю // Мультимодальность и экосистемный подход как тренды современного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 6 ноября 2024 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2025. С. 127–130.

Что такое нейросеть и как она работает. Объясняем простыми словами [Электронный ресурс] / Секрет фирмы (С/Ф). URL: https://dzen.ru/a/Zhewm9rq_zAcxpOu (дата обращения 21.08.2025).

DeepSeek [Электронный ресурс]. URL: https://www.deepseek.com/ (дата обращения: 21.08.2025).

ChatGPT [Электронный ресурс]. URL: https://trychatgpt.ru/ (дата обращения: 21.08.2025).

GigaChat [Электронный ресурс]. URL: https://giga.chat/ (дата обращения: 21.08.2025).

YandexGPT API [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.cloud/ru/services/yandexgpt (дата обращения: 21.08.2025).

References

Bukanova A.A. Neiroset kak pomoshchnik pedagoga professionalnogo obrazovaniya [Neural network as an assistant to a teacher of vocational education]. Upravlenie riskami v APK [Risk management in the agro-industrial complex]. 2024, no. S3(53), pp. 640–651. (In Russ.).

Gorina Ye.V., Ufimtseva S.M. Osobennosti ispolzovaniya tekstov neirosetei v media i obrazovanii [Features of the use of neural network texts in media and education]. Russkii lingvisticheskii byulleten [Russian Linguistic Bulletin]. 2024, no. 1(49). (In Russ.). https://doi.org/10.18454/RULB.2024.49.27

Emelyanov A.M. Neiroseti v obrazovanii mladshikh shkolnikov [Neural networks in the education of primary school students]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2025, no. 1(1512), pp. 193–196. (In Russ.).

Zainullina G.I. Tsifrovizatsiya obucheniya inostrannim yazikam: ot onlain-obrazovaniya do ispolzovaniya neirosetei [Digitalization of foreign language teaching: from online education to the use of neural networks]. Nauka i obrazovanie: vzaimodeistvie biznesa i obshchestva v usloviyakh transformatsii informatsionnikh protsessov i tekhnologii: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. V 3-kh chastyakh, Kazan, 01 dekabrya 2023 goda [Cience and education: interaction of business and society in the context of transformation of information processes and technologies: Proceedings of the International scientific and practical conference. In 3 parts, Kazan, December 1, 2023.]. Kazan: Universitet upravleniya «TISBI» (Tatarskii institut sodeistviya biznesu), 2023, pp. 316–320. (In Russ.).

Zemlyanukhina N.S. Ispolzovanie neirosetei v kontekste tsifrovizatsii obrazovaniya: preimushchestva i riski [Using neural networks in the context of digitalization of education: advantages and risks]. Gumanitarnii nauchnii zhurnal [Humanitarian scientific journal]. 2024, no. 4-2, pp. 70–77. (In Russ.).

Katsitadze I.M., Klyanina M.A. O perspektivakh ispolzovaniya neirosetei pri obuchenii leksiko-grammaticheskomu aspektu angliiskogo yazika v ramkakh dopolnitelnogo obrazovaniya [On the Prospects of Using Neural Networks in Teaching the Lexical and Grammatical Aspect of the English Language in the Framework of Additional Education]. Baltiiskii gumanitarnii zhurnal [Baltic Journal of the Humanities]. 2024, vol. 13, no. 4(49), pp. 37–41. (In Russ.).

Kolstet O.A. Neiroseti kak instrument v arkhitekturnom obrazovanii [Neural networks as a tool in architectural education]. Sovremennaya arkhitektura mira: osnovnie protsessi i napravleniya razvitiya: Tezisi dokladov XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 07–08 oktyabrya 2024 goda [Modern architecture of the world: main processes and directions of development: Abstracts of reports of the XV International Scientific Conference, Moscow, October 7–8, 2024]. Moscow: b.i., 2024, pp. 7–8. (In Russ.).

Kuznetsov A.A. Didakticheskii potentsial tekstovikh neirosetei dlya gumanitarnogo obrazovaniya [Didactic potential of text neural networks for humanitarian education]. Pedagogika informatiki [Pedagogy of informatics]. 2024, no. 1-2, pp. 41–46. (In Russ.).

Pletnev Ye.A. Rabota s tekstami kak bazovii komponent sovremennogo obrazovaniya v usloviyakh razvitiya neirosetei [Working with texts as a basic component of modern education in the context of the development of neural networks]. Uchenie zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Zabaikalsky State University]. 2025, vol. 20, no. 1, pp. 34–42. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-1-34-42. (In Russ.).

Rutkovskaya I.V., Zheleznyakova O.A., Lashutko M.M. Primenenie neirosetei v obrazovanii: perspektivi i primeri ispolzovaniya [Application of neural networks in education: prospects and examples of use]. Fiziko-matematicheskoe obrazovanie: traditsii, innovatsii, perspektivi: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Minsk, 26–27 oktyabrya 2023 goda [Physics and Mathematics Education: Traditions, Innovations, Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, October 26-27, 2023]. Minsk: Uchrezhdenie obrazovaniya «Belorusskii gosudarstvennii pedagogicheskii universitet imeni Maksima Tanka», 2023, pp. 216–219. (In Russ.).

Samarina A.Ye., Boyarinov D.A. Neiroseti dlya generatsii izobrazhenii: pedagogicheskii potentsial v visshem obrazovanii [Neural networks for image generation: pedagogical potential in higher education]. Nauchno-metodicheskii elektronnii zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2023, no. 11, pp. 161–179. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11116

Sidorova L.V. Neiroseti v khudozhestvennom obrazovanii: novie vozmozhnosti dlya studentov [Neural networks in art education: new opportunities for students]. Sovremennie tekhnologii v rossiiskoi i zarubezhnikh sistemakh obrazovaniya: Sbornik statei XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 14–15 aprelya 2025 goda [Modern technologies in Russian and foreign education systems: Collection of articles of the XIV International scientific and practical conference, Penza, April 14-15, 2025]. Penza: Penzenskii gosudarstvennii agrarnii universitet, 2025, pp. 421–424. (In Russ.).

Struchkova K.D. Revolyutsiya informatsionnikh tekhnologii i neirosetei v obrazovanii [Revolution of information technologies and neural networks in education]. Alleya nauki [Alley of Science]. 2024, vol. 2, no. 1(88), pp. 702–705. (In Russ.).

Tkach Ye.N., Khasan R.M. Didakticheskii potentsial neirosetei dlya organizatsii samostoyatelnoi raboti uchashchikhsya v aspekte neprerivnogo obrazovaniya [Didactic potential of neural networks for organizing independent work of students in the aspect of continuous education]. Sovremennie paradigmi ustoichivogo razvitiya regionalnikh sotsialno-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh rosta neopredelennosti vneshnei sredi: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Gatchina, 19 aprelya 2024 goda [Modern paradigms of sustainable development of regional socio-economic systems in the context of increasing uncertainty of the external environment: Proceedings of the International scientific and practical conference, Gatchina, April 19, 2024]. Gatchina: Gosudarstvennii institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologii, 2024, pp. 793–798. (In Russ.).

Fakhrutdinov R.R. Neiroseti kak instrument proektnogo obucheniya na etape srednego obshchego obrazovaniya [Neural networks as a tool for project-based learning at the stage of secondary general education]. Internauka [Internauka]. 2025, no. 5-2(369), pp. 47–48. (In Russ.).

Khokhlov A.V., Furer O.V. Neiroseti v obrazovanii: innovatsii, perspektivi i etika [Neural networks in education: innovations, prospects and ethics]. Mir pedagogiki i psikhologii [World of pedagogy and psychology]. 2024, no. 10(99), pp. 164–168. (In Russ.).

Chernenko L.G. Innovatsii v obrazovanii: neiroseti v pomoshch vospitatelyu [Innovations in education: neural networks to help the educator]. Multimodalnost i ekosistemnii podkhod kak trendi sovremennogo obrazovaniya: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Armavir, 06 noyabrya 2024 goda [Multimodality and ecosystem approach as trends in modern education: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Armavir, November 6, 2024]. Kirov: Mezhregionalnii tsentr innovatsionnikh tekhnologii v obrazovanii, 2025, pp. 127–130. (In Russ.).

Chto takoe neiroset i kak ona rabotaet. Obyasnyaem prostimi slovami [What is a neural network and how does it work? We explain in simple terms] [Elektronnii resurs]. Sekret firmi (S/F) [Secret of the firm (S/F)], URL: https://dzen.ru/a/Zhewm9rq_zAcxpOu (data obrashcheniya 25.08.2025).

DeepSeek [Elektronnii resurs] URL: https://www.deepseek.com/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).

ChatGPT [Elektronnii resurs] URL: https://trychatgpt.ru/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).

GigaChat [Elektronnii resurs] URL: https://giga.chat/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).

YandexGPT API [Elektronnii resurs] URL: https://yandex.cloud/ru/services/yandexgpt (data obrashcheniya: 21.08.2025).

Опубликован
2025-12-19
Как цитировать
1. Кравченко Г. В., Петухова Е. А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 56-68. URL: https://bppasu.ru/article/view/18430.