ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОСЕТЕЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
УДК 371.321
Аннотация
Введение: в профессиональной деятельности педагогов активно используются цифровые технологии, в частности – нейросети. Умение использовать нейросети в своей повседневной работе может значительно облегчить труд учителя. Однако большинство учителей с опаской используют нейросети либо относятся к ним скептически. Проблема обостряется тем, что школьники активно используют нейросети в обучении, а педагоги – нет. Цель исследования – выявить и проанализировать использование нейросетей в профессиональной деятельности учителями общеобразовательных школ Алтайского края. Материалы и методы: в ходе исследования был составлен и реализован анкетный опрос, в котором приняли участие 234 учителя общеобразовательных школ Алтайского края. Математико-статистическая обработка данных осуществлялась посредством t-критерия Стьюдента и H-критерия Крускалла-Уоллеса. Результаты: выявлено, что большинство опрошенных учителей не используют нейросети в профессиональной деятельности. Чаще всего учителя используют нейросети лишь для создания учебных материалов, таких как тексты и презентации, гораздо реже – для генерации изображений и тестов. Наибольшее распространение технология получила среди педагогов естественно-научных дисциплин: биологии, химии, географии. Установлено, что использование нейросетей учителями в профессиональной деятельности не зависит от их возраста. Выводы: нейросети обладают значительным потенциалом для автоматизации рутинных задач, персонализации обучения и создания разнообразного учебного контента, однако этот потенциал остается нераскрытым в массовой практике. В целом, исследование демонстрирует необходимость целенаправленного внедрения и обучения использованию нейросетей в образовательном процессе, что позволит сократить разрыв между учениками, активно применяющими технологии, и педагогами, сохраняющими скептическое или осторожное отношение к цифровым инновациям. Результаты исследования могут быть полезны учителям, администрациям школ, преподавателям СПО и ВО, а также педагогам дошкольных учреждений и дополнительного образования.
Скачивания
Литература
Буканова А. А. Нейросеть как помощник педагога профессионального образования // Управление рисками в АПК. 2024. № S3(53). С. 640–651.
Горина Е. В., Уфимцева С. М. Особенности использования текстов нейросетей в медиа и образовании // Русский лингвистический бюллетень. 2024. № 1(49). https://doi.org/10.18454/RULB.2024.49.27
Емельянов А. М. Нейросети в образовании младших школьников // Народное образование. 2025. № 1(1512). С. 193–196.
Зайнуллина Г. И. Цифровизация обучения иностранным языкам: от онлайн-образования до использования нейросетей / Наука и образование: взаимодействие бизнеса и общества в условиях трансформации информационных процессов и технологий: Материалы Международной научно-практической конференции. В 3-х частях, Казань, 1 декабря 2023 года. Казань : Университет управления «ТИСБИ» (Татарский институт содействия бизнесу), 2023. С. 316–320.
Землянухина Н. С. Использование нейросетей в контексте цифровизации образования: преимущества и риски // Гуманитарный научный журнал. 2024. № 4-2. С. 70–77.
Кацитадзе И. М., Клянина М. А. О перспективах использования нейросетей при обучении лексико-грамматическому аспекту английского языка в рамках дополнительного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2024. Т. 13. № 4(49). С. 37–41.
Кольстет О. А. Нейросети как инструмент в архитектурном образовании / Современная архитектура мира: основные процессы и направления развития: Тезисы докладов XV Международной научной конференции, Москва, 7–8 октября 2024 года. Москва : б.и., 2024. С. 7–8.
Кузнецов А. А. Дидактический потенциал текстовых нейросетей для гуманитарного образования // Педагогика информатики. 2024. № 1-2. С. 41–46.
Плетнев Е. А. Работа с текстами как базовый компонент современного образования в условиях развития нейросетей // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2025. Т. 20. № 1. С. 34–42. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-1-34-42
Рутковская И. В., Железнякова О. А., Лашутко М. М. Применение нейросетей в образовании: перспективы и примеры использования / Физико-математическое образование: традиции, инновации, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Минск, 26–27 октября 2023 года. Минск : Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2023. С. 216–219.
Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Нейросети для генерации изображений: педагогический потенциал в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 11. С. 161–179. https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11116
Сидорова Л. В. Нейросети в художественном образовании: новые возможности для студентов / Современные технологии в российской и зарубежных системах образования: Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 14–15 апреля 2025 года. Пенза : Пензенский государственный аграрный университет, 2025. С. 421–424.
Стручкова К. Д. Революция информационных технологий и нейросетей в образовании // Аллея науки. 2024. Т. 2. № 1(88). С. 702–705.
Ткач Е. Н., Хасан Р. М. Дидактический потенциал нейросетей для организации самостоятельной работы учащихся в аспекте непрерывного образования / Современные парадигмы устойчивого развития региональных социально-экономических систем в условиях роста неопределенности внешней среды: Материалы Международной научно-практической конференции, Гатчина, 19 апреля 2024 года. Гатчина : Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2024. С. 793–798.
Фахрутдинов Р. Р. Нейросети как инструмент проектного обучения на этапе среднего общего образования // Интернаука. 2025. № 5-2(369). С. 47–48.
Хохлов А. В., Фурер О. В. Нейросети в образовании: инновации, перспективы и этика // Мир педагогики и психологии. 2024. № 10(99). С. 164–168.
Черненко Л. Г. Инновации в образовании: нейросети в помощь воспитателю // Мультимодальность и экосистемный подход как тренды современного образования: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Армавир, 6 ноября 2024 года. Киров : Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2025. С. 127–130.
Что такое нейросеть и как она работает. Объясняем простыми словами [Электронный ресурс] / Секрет фирмы (С/Ф). URL: https://dzen.ru/a/Zhewm9rq_zAcxpOu (дата обращения 21.08.2025).
DeepSeek [Электронный ресурс]. URL: https://www.deepseek.com/ (дата обращения: 21.08.2025).
ChatGPT [Электронный ресурс]. URL: https://trychatgpt.ru/ (дата обращения: 21.08.2025).
GigaChat [Электронный ресурс]. URL: https://giga.chat/ (дата обращения: 21.08.2025).
YandexGPT API [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.cloud/ru/services/yandexgpt (дата обращения: 21.08.2025).
References
Bukanova A.A. Neiroset kak pomoshchnik pedagoga professionalnogo obrazovaniya [Neural network as an assistant to a teacher of vocational education]. Upravlenie riskami v APK [Risk management in the agro-industrial complex]. 2024, no. S3(53), pp. 640–651. (In Russ.).
Gorina Ye.V., Ufimtseva S.M. Osobennosti ispolzovaniya tekstov neirosetei v media i obrazovanii [Features of the use of neural network texts in media and education]. Russkii lingvisticheskii byulleten [Russian Linguistic Bulletin]. 2024, no. 1(49). (In Russ.). https://doi.org/10.18454/RULB.2024.49.27
Emelyanov A.M. Neiroseti v obrazovanii mladshikh shkolnikov [Neural networks in the education of primary school students]. Narodnoe obrazovanie [Public education]. 2025, no. 1(1512), pp. 193–196. (In Russ.).
Zainullina G.I. Tsifrovizatsiya obucheniya inostrannim yazikam: ot onlain-obrazovaniya do ispolzovaniya neirosetei [Digitalization of foreign language teaching: from online education to the use of neural networks]. Nauka i obrazovanie: vzaimodeistvie biznesa i obshchestva v usloviyakh transformatsii informatsionnikh protsessov i tekhnologii: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. V 3-kh chastyakh, Kazan, 01 dekabrya 2023 goda [Cience and education: interaction of business and society in the context of transformation of information processes and technologies: Proceedings of the International scientific and practical conference. In 3 parts, Kazan, December 1, 2023.]. Kazan: Universitet upravleniya «TISBI» (Tatarskii institut sodeistviya biznesu), 2023, pp. 316–320. (In Russ.).
Zemlyanukhina N.S. Ispolzovanie neirosetei v kontekste tsifrovizatsii obrazovaniya: preimushchestva i riski [Using neural networks in the context of digitalization of education: advantages and risks]. Gumanitarnii nauchnii zhurnal [Humanitarian scientific journal]. 2024, no. 4-2, pp. 70–77. (In Russ.).
Katsitadze I.M., Klyanina M.A. O perspektivakh ispolzovaniya neirosetei pri obuchenii leksiko-grammaticheskomu aspektu angliiskogo yazika v ramkakh dopolnitelnogo obrazovaniya [On the Prospects of Using Neural Networks in Teaching the Lexical and Grammatical Aspect of the English Language in the Framework of Additional Education]. Baltiiskii gumanitarnii zhurnal [Baltic Journal of the Humanities]. 2024, vol. 13, no. 4(49), pp. 37–41. (In Russ.).
Kolstet O.A. Neiroseti kak instrument v arkhitekturnom obrazovanii [Neural networks as a tool in architectural education]. Sovremennaya arkhitektura mira: osnovnie protsessi i napravleniya razvitiya: Tezisi dokladov XV Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, 07–08 oktyabrya 2024 goda [Modern architecture of the world: main processes and directions of development: Abstracts of reports of the XV International Scientific Conference, Moscow, October 7–8, 2024]. Moscow: b.i., 2024, pp. 7–8. (In Russ.).
Kuznetsov A.A. Didakticheskii potentsial tekstovikh neirosetei dlya gumanitarnogo obrazovaniya [Didactic potential of text neural networks for humanitarian education]. Pedagogika informatiki [Pedagogy of informatics]. 2024, no. 1-2, pp. 41–46. (In Russ.).
Pletnev Ye.A. Rabota s tekstami kak bazovii komponent sovremennogo obrazovaniya v usloviyakh razvitiya neirosetei [Working with texts as a basic component of modern education in the context of the development of neural networks]. Uchenie zapiski Zabaikalskogo gosudarstvennogo universiteta [Scientific Notes of the Zabaikalsky State University]. 2025, vol. 20, no. 1, pp. 34–42. https://doi.org/10.21209/2658-7114-2025-20-1-34-42. (In Russ.).
Rutkovskaya I.V., Zheleznyakova O.A., Lashutko M.M. Primenenie neirosetei v obrazovanii: perspektivi i primeri ispolzovaniya [Application of neural networks in education: prospects and examples of use]. Fiziko-matematicheskoe obrazovanie: traditsii, innovatsii, perspektivi: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Minsk, 26–27 oktyabrya 2023 goda [Physics and Mathematics Education: Traditions, Innovations, Prospects: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Minsk, October 26-27, 2023]. Minsk: Uchrezhdenie obrazovaniya «Belorusskii gosudarstvennii pedagogicheskii universitet imeni Maksima Tanka», 2023, pp. 216–219. (In Russ.).
Samarina A.Ye., Boyarinov D.A. Neiroseti dlya generatsii izobrazhenii: pedagogicheskii potentsial v visshem obrazovanii [Neural networks for image generation: pedagogical potential in higher education]. Nauchno-metodicheskii elektronnii zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2023, no. 11, pp. 161–179. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2304-120X-2023-11116
Sidorova L.V. Neiroseti v khudozhestvennom obrazovanii: novie vozmozhnosti dlya studentov [Neural networks in art education: new opportunities for students]. Sovremennie tekhnologii v rossiiskoi i zarubezhnikh sistemakh obrazovaniya: Sbornik statei XIV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 14–15 aprelya 2025 goda [Modern technologies in Russian and foreign education systems: Collection of articles of the XIV International scientific and practical conference, Penza, April 14-15, 2025]. Penza: Penzenskii gosudarstvennii agrarnii universitet, 2025, pp. 421–424. (In Russ.).
Struchkova K.D. Revolyutsiya informatsionnikh tekhnologii i neirosetei v obrazovanii [Revolution of information technologies and neural networks in education]. Alleya nauki [Alley of Science]. 2024, vol. 2, no. 1(88), pp. 702–705. (In Russ.).
Tkach Ye.N., Khasan R.M. Didakticheskii potentsial neirosetei dlya organizatsii samostoyatelnoi raboti uchashchikhsya v aspekte neprerivnogo obrazovaniya [Didactic potential of neural networks for organizing independent work of students in the aspect of continuous education]. Sovremennie paradigmi ustoichivogo razvitiya regionalnikh sotsialno-ekonomicheskikh sistem v usloviyakh rosta neopredelennosti vneshnei sredi: Materiali Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Gatchina, 19 aprelya 2024 goda [Modern paradigms of sustainable development of regional socio-economic systems in the context of increasing uncertainty of the external environment: Proceedings of the International scientific and practical conference, Gatchina, April 19, 2024]. Gatchina: Gosudarstvennii institut ekonomiki, finansov, prava i tekhnologii, 2024, pp. 793–798. (In Russ.).
Fakhrutdinov R.R. Neiroseti kak instrument proektnogo obucheniya na etape srednego obshchego obrazovaniya [Neural networks as a tool for project-based learning at the stage of secondary general education]. Internauka [Internauka]. 2025, no. 5-2(369), pp. 47–48. (In Russ.).
Khokhlov A.V., Furer O.V. Neiroseti v obrazovanii: innovatsii, perspektivi i etika [Neural networks in education: innovations, prospects and ethics]. Mir pedagogiki i psikhologii [World of pedagogy and psychology]. 2024, no. 10(99), pp. 164–168. (In Russ.).
Chernenko L.G. Innovatsii v obrazovanii: neiroseti v pomoshch vospitatelyu [Innovations in education: neural networks to help the educator]. Multimodalnost i ekosistemnii podkhod kak trendi sovremennogo obrazovaniya: sbornik materialov Vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Armavir, 06 noyabrya 2024 goda [Multimodality and ecosystem approach as trends in modern education: collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference, Armavir, November 6, 2024]. Kirov: Mezhregionalnii tsentr innovatsionnikh tekhnologii v obrazovanii, 2025, pp. 127–130. (In Russ.).
Chto takoe neiroset i kak ona rabotaet. Obyasnyaem prostimi slovami [What is a neural network and how does it work? We explain in simple terms] [Elektronnii resurs]. Sekret firmi (S/F) [Secret of the firm (S/F)], URL: https://dzen.ru/a/Zhewm9rq_zAcxpOu (data obrashcheniya 25.08.2025).
DeepSeek [Elektronnii resurs] URL: https://www.deepseek.com/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).
ChatGPT [Elektronnii resurs] URL: https://trychatgpt.ru/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).
GigaChat [Elektronnii resurs] URL: https://giga.chat/ (data obrashcheniya: 21.08.2025).
YandexGPT API [Elektronnii resurs] URL: https://yandex.cloud/ru/services/yandexgpt (data obrashcheniya: 21.08.2025).
Copyright (c) 2025 Галина Владимировна Кравченко, Елена Анатольевна Петухова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



