ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА КЛАССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

УДК 373.5

  • Октябрина Игоревна Берёзкина Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0009-0001-7988-3381 Email: oktjabrina@omgpu.ru
  • Валерия Евгеньевна Черных Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» https://orcid.org/0009-0002-3718-8425 Email: leratchernih@yandex.ru
Ключевые слова: профориентация, ориентация на педагогическую профессию, классы психолого-педагогической направленности, обучающийся, педагогический портрет

Аннотация

Введение: на протяжении нескольких веков вопросы профориентации школьников остаются актуальными. Особое значение имеет ориентация обучающихся на педагогическую профессию посредством их обучения в профильных классах, которые получили популярность после 2021 года в связи с поручением Министерства Просвещения Российской Федерации об открытии более 5000 классов психолого-педагогической направленности. В статье рассматривается история ориентации школьников на педагогическую профессию в отечественном образовании. Анализ психолого-педагогической литературы, существующей практики позволил выявить противоречия между возрастающим значением массовой ориентации школьников на педагогическую профессию в профильных классах и необходимостью персонификации данного процесса для формирования личностных особенностей каждого выпускника – будущего педагога. Цель исследования: охарактеризовать педагогический портрет выпускника класса психолого-педагогической направленности. В статье раскрывается сущность понятия «педагогический портрет», а также описывается опыт Омского государственного педагогического университета по определению педагогического портрета выпускника психолого-педагогического класса. Материалы и методы: методологическую основу исследования составил личностно-ориентированный подход, в контексте которого изучались свойства личности, представлялся педагогический портрет выпускника класса психолого-педагогической направленности. Для достижения цели исследования использовались теоретические (анализ, синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, конкретизация) и эмпирические (изучение продуктов творческой деятельности обучающихся) методы. Выборку составили 119 выпускников классов психолого-педагогической направленности. Результаты: в результате проведенного исследования педагогический портрет выпускника представлен как интегральная характеристика его личности, где находят отражение возрастные и поколенческие особенности, личностные качества, ценности, мотивы выбора педагогической профессии, достижения и опыт педагогической непрофессиональной деятельности. Выводы: представленная статья адресована для специалистов в сфере профориентации школьников, для педагогов и кураторов классов психолого-педагогической направленности, для исследователей вопросов ориентации школьников на педагогическую профессию.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Октябрина Игоревна Берёзкина, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»

Кандидат педагогических наук, доцент

Валерия Евгеньевна Черных, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет»

Студент

Литература

Авдеенко И. А., Дроздова Э. Р. Использование символических практик в воспитательной работе с психолого-педагогическими классами // Cifra. Педагогика. 2024. № 4(6). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75161305

Байбородова Л. В. Реализация концептуальных идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2(131). С. 8–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124011

Байбородова Л. В., Белкина В. В. Модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6(123). С. 69–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47984577

Березкина О. И. Ориентация школьников на педагогическую профессию в неформальной образовательной деятельности : дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2024. 213 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74044655

Березкина О. И. Оценка готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. С. 152–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54760665

Берёзкина О. И., Диких Э. Р., Зарипова Е. И., Макарова Н. С. Дни единых действий в системе профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3(36). С. 147–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49745091

Данилова Л. Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 4. С. 5–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421907

Дроздова Э. Р., Авдеенко И. А. Результаты обсуждения образа учителя в «Уроках французского» в профильных психолого-педагогических классах // Мир педагогики и психологии. 2024. № 12(101). С. 75–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79706407

Лекомцева Е. Н., Козлова Т. С. Психолого-педагогический портрет современного студента // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : Материалы 73-й научно-практической конференции, Ярославль, 05–06 марта 2019 года / Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. Часть 3. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41654930

Матюшкина М. Д. Портрет выпускника петербургской школы: тенденции изменений // Непрерывное образование. 2022. № 1(39). С. 59–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48174449

Светлова А. А., Мангасаров А. В., Поздняков И. Я. Социально-психологический портрет ученика предпрофессионального класса – участника проекта «психолого-педагогический класс в московской школе» // Образование XXI века: профильные психолого-педагогические классы как условие развития личностного потенциала и педагогической одаренности школьников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 17 октября 2024 года. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2024. С. 45–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75221749

Ульянина О. А., Юрчук О. Л., Никифорова Е. А., Кнышева Т. П., Борисенко Е. В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки // Интернет-журнал «Психолого-педагогические исследования». 2023. Т. 15. № 4. С. 3–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59405042

Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. Москва; Ленинград : Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1948. 655 с.

Чуркина Н. И. Педагогические классы в системе профессиональной подготовки Сибирского региона / Педагогические классы как основа взаимодействия школы и педагогического вуза: история и современность. Благовещенск : Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. С. 31–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56574801

References

Avdeenko I.A., Drozdova E.R. Ispol'zovanie simvolicheskih praktik v vospitatel'noj rabote s psihologo-pedagogicheskimi klassami [Use of symbolic practices in educational work with psychological and pedagogical classes]. Cifra. Pedagogika [Cifra. Pedagogy]. 2024, no. 4(6). (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75161305

Bajborodova L.V. Realizaciya konceptual'nyh idej doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov [Realization of conceptual ideas of pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2023, no. 2(131), pp. 8–16. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124011

Bajborodova L.V., Belkina V.V. Modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki obuchayushchihsya [Models of pre-professional pedagogical training of students]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2021, no. 6(123), pp. 69–80. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47984577

Berezkina O.I. Orientaciya shkol'nikov na pedagogicheskuyu professiyu v neformal'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Orientation of schoolchildren to the teaching profession in informal educational activities. Ph.D. Thesis in Pedagogy]. Omsk, 2024, 213 p. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74044655

Berezkina O.I. Ocenka gotovnosti starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii [Assessment of the readiness of high school students to choose a teaching profession]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2023, no. 10, pp. 152–165. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54760665

Beryozkina O.I., Dikih E.R., Zaripova E.I., Makarova N.S. Dni edinyh dejstvij v sisteme proforientacionnoj raboty v klassah psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti [Days of unified actions in the system of career guidance in psychological and pedagogical classes]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies]. 2022, no. 3(36), pp. 147–152. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49745091

Danilova L.N. Psihologo-pedagogicheskij portret pokoleniya al'fa [Psychological and pedagogical portrait of the alpha generation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2022, vol. 28, no. 4, pp. 5–12. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421907

Drozdova E.R., Avdeenko I.A. Rezul'taty obsuzhdeniya obraza uchitelya v «Urokah francuzskogo» v profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassah [Results of the discussion of the image of a teacher in «French Lessons» in specialized psychological and pedagogical classes]. Mir pedagogiki i psihologii [The world of pedagogy and psychology]. 2024, no. 12(101), pp. 75–83. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79706407

Lekomceva E.N., Kozlova T.S. Psihologo-pedagogicheskij portret sovremennogo studenta [Psychological and pedagogical portrait of a modern student]. Pedagogika i psihologiya sovremennogo obrazovaniya: teoriya i praktika : Materialy 73-j nauchno-prakticheskoj konferencii, Yaroslavl', 05–06 marta 2019 goda, Pod nauchnoj redakciej L.V. Bajborodovoj. Chast' 3 [Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice : Proceedings of the 73rd Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, 05-06 March 2019 / Edited by L.V. Bayborodova. Part 3]. Yaroslavl: Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo, 2019, pp. 15–19. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41654930

Matyushkina M.D. Portret vypusknika peterburgskoj shkoly: tendencii izmenenij [Portrait of a graduate of the St. Petersburg school: trends]. Nepreryvnoe obrazovanie [Continuing education]. 2022, no. 1(39), pp. 59–64. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48174449

Svetlova A.A., Mangasarov A.V., Pozdnyakov I.Ya. Social'no-psihologicheskij portret uchenika predprofessional'nogo klassa - uchastnika proekta «psihologo-pedagogicheskij klass v moskovskoj shkole» [Socio-psychological portrait of a student of a pre-professional class - a participant in the project «Psychological and pedagogical class in a Moscow school»]. Obrazovanie XXI veka: profil'nye psihologo-pedagogicheskie klassy kak uslovie razvitiya lichnostnogo potenciala i pedagogicheskoj odarennosti shkol'nikov : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Lipeck, 17 oktyabrya 2024 god [Education of the XXI century: specialized psychological and pedagogical classes as a condition for the development of personal potential and pedagogical giftedness of schoolchildren : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Lipetsk, October 17, 2024]. Lipetsk: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2024, pp. 45–49. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75221749

Ul'yanina O.A., Yurchuk O.L., Nikiforova E.A., Knysheva T.P., Borisenko E.V. Social'no-psihologicheskij portret sovremennogo studenta pedagogicheskogo napravleniya podgotovki [Socio-psychological portrait of a modern student of pedagogical training]. Internet-zhurnal «Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya» [Online journal of Psychological and Pedagogical Research]. 2023, vol. 15, no. 4, pp. 3–24. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59405042

Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij v 11 t. T. 2. Pedagogicheskie stat'i 1857–1861 gg. [Collected works: in 11 volumes. Vol. 2. Pedagogical articles of 1857-1861]: Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademiya pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948. 655 p. (In Russ.).

Churkina N.I. Pedagogicheskie klassy v sisteme professional'noj podgotovki sibirskogo regiona [Pedagogical classes in the vocational training system of the Siberian region]. Pedagogicheskie klassy kak osnova vzaimodejstviya shkoly i pedagogicheskogo vuza: istoriya i sovremennost' [Pedagogical classes as the basis of interaction between schools and pedagogical universities: history and modernity]. Blagoveshchensk: Blagoveshchenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2023, pp. 31–49. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56574801

Опубликован
2025-12-24
Как цитировать
1. Берёзкина О. И., Черных В. Е. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА КЛАССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 4. С. 1-12. URL: https://bppasu.ru/article/view/18424.