ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЫПУСКНИКА КЛАССА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
УДК 373.5
Аннотация
Введение: на протяжении нескольких веков вопросы профориентации школьников остаются актуальными. Особое значение имеет ориентация обучающихся на педагогическую профессию посредством их обучения в профильных классах, которые получили популярность после 2021 года в связи с поручением Министерства Просвещения Российской Федерации об открытии более 5000 классов психолого-педагогической направленности. В статье рассматривается история ориентации школьников на педагогическую профессию в отечественном образовании. Анализ психолого-педагогической литературы, существующей практики позволил выявить противоречия между возрастающим значением массовой ориентации школьников на педагогическую профессию в профильных классах и необходимостью персонификации данного процесса для формирования личностных особенностей каждого выпускника – будущего педагога. Цель исследования: охарактеризовать педагогический портрет выпускника класса психолого-педагогической направленности. В статье раскрывается сущность понятия «педагогический портрет», а также описывается опыт Омского государственного педагогического университета по определению педагогического портрета выпускника психолого-педагогического класса. Материалы и методы: методологическую основу исследования составил личностно-ориентированный подход, в контексте которого изучались свойства личности, представлялся педагогический портрет выпускника класса психолого-педагогической направленности. Для достижения цели исследования использовались теоретические (анализ, синтез психолого-педагогической литературы, обобщение, конкретизация) и эмпирические (изучение продуктов творческой деятельности обучающихся) методы. Выборку составили 119 выпускников классов психолого-педагогической направленности. Результаты: в результате проведенного исследования педагогический портрет выпускника представлен как интегральная характеристика его личности, где находят отражение возрастные и поколенческие особенности, личностные качества, ценности, мотивы выбора педагогической профессии, достижения и опыт педагогической непрофессиональной деятельности. Выводы: представленная статья адресована для специалистов в сфере профориентации школьников, для педагогов и кураторов классов психолого-педагогической направленности, для исследователей вопросов ориентации школьников на педагогическую профессию.
Скачивания
Литература
Авдеенко И. А., Дроздова Э. Р. Использование символических практик в воспитательной работе с психолого-педагогическими классами // Cifra. Педагогика. 2024. № 4(6). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75161305
Байбородова Л. В. Реализация концептуальных идей допрофессиональной педагогической подготовки школьников // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 2(131). С. 8–16. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124011
Байбородова Л. В., Белкина В. В. Модели допрофессиональной педагогической подготовки обучающихся // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 6(123). С. 69–80. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47984577
Березкина О. И. Ориентация школьников на педагогическую профессию в неформальной образовательной деятельности : дисс. … канд. пед. наук. Омск, 2024. 213 с. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74044655
Березкина О. И. Оценка готовности старшеклассников к выбору педагогической профессии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 10. С. 152–165. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54760665
Берёзкина О. И., Диких Э. Р., Зарипова Е. И., Макарова Н. С. Дни единых действий в системе профориентационной работы в классах психолого-педагогической направленности // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2022. № 3(36). С. 147–152. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49745091
Данилова Л. Н. Психолого-педагогический портрет поколения альфа // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2022. Т. 28. № 4. С. 5–12. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421907
Дроздова Э. Р., Авдеенко И. А. Результаты обсуждения образа учителя в «Уроках французского» в профильных психолого-педагогических классах // Мир педагогики и психологии. 2024. № 12(101). С. 75–83. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79706407
Лекомцева Е. Н., Козлова Т. С. Психолого-педагогический портрет современного студента // Педагогика и психология современного образования: теория и практика : Материалы 73-й научно-практической конференции, Ярославль, 05–06 марта 2019 года / Под научной редакцией Л.В. Байбородовой. Часть 3. Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. С. 15–19. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41654930
Матюшкина М. Д. Портрет выпускника петербургской школы: тенденции изменений // Непрерывное образование. 2022. № 1(39). С. 59–64. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48174449
Светлова А. А., Мангасаров А. В., Поздняков И. Я. Социально-психологический портрет ученика предпрофессионального класса – участника проекта «психолого-педагогический класс в московской школе» // Образование XXI века: профильные психолого-педагогические классы как условие развития личностного потенциала и педагогической одаренности школьников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Липецк, 17 октября 2024 года. Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семёнова-Тян-Шанского, 2024. С. 45–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75221749
Ульянина О. А., Юрчук О. Л., Никифорова Е. А., Кнышева Т. П., Борисенко Е. В. Социально-психологический портрет современного студента педагогического направления подготовки // Интернет-журнал «Психолого-педагогические исследования». 2023. Т. 15. № 4. С. 3–24. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59405042
Ушинский К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи 1857–1861 гг. Москва; Ленинград : Издательство Академия педагогических наук РСФСР, 1948. 655 с.
Чуркина Н. И. Педагогические классы в системе профессиональной подготовки Сибирского региона / Педагогические классы как основа взаимодействия школы и педагогического вуза: история и современность. Благовещенск : Благовещенский государственный педагогический университет, 2023. С. 31–49. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56574801
References
Avdeenko I.A., Drozdova E.R. Ispol'zovanie simvolicheskih praktik v vospitatel'noj rabote s psihologo-pedagogicheskimi klassami [Use of symbolic practices in educational work with psychological and pedagogical classes]. Cifra. Pedagogika [Cifra. Pedagogy]. 2024, no. 4(6). (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75161305
Bajborodova L.V. Realizaciya konceptual'nyh idej doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki shkol'nikov [Realization of conceptual ideas of pre-professional pedagogical training of schoolchildren]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2023, no. 2(131), pp. 8–16. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54124011
Bajborodova L.V., Belkina V.V. Modeli doprofessional'noj pedagogicheskoj podgotovki obuchayushchihsya [Models of pre-professional pedagogical training of students]. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2021, no. 6(123), pp. 69–80. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47984577
Berezkina O.I. Orientaciya shkol'nikov na pedagogicheskuyu professiyu v neformal'noj obrazovatel'noj deyatel'nosti. Diss. kand. ped. nauk [Orientation of schoolchildren to the teaching profession in informal educational activities. Ph.D. Thesis in Pedagogy]. Omsk, 2024, 213 p. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=74044655
Berezkina O.I. Ocenka gotovnosti starsheklassnikov k vyboru pedagogicheskoj professii [Assessment of the readiness of high school students to choose a teaching profession]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2023, no. 10, pp. 152–165. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=54760665
Beryozkina O.I., Dikih E.R., Zaripova E.I., Makarova N.S. Dni edinyh dejstvij v sisteme proforientacionnoj raboty v klassah psihologo-pedagogicheskoj napravlennosti [Days of unified actions in the system of career guidance in psychological and pedagogical classes]. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya [Bulletin of Omsk State Pedagogical University. Humanitarian studies]. 2022, no. 3(36), pp. 147–152. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49745091
Danilova L.N. Psihologo-pedagogicheskij portret pokoleniya al'fa [Psychological and pedagogical portrait of the alpha generation]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika [Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics]. 2022, vol. 28, no. 4, pp. 5–12. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421907
Drozdova E.R., Avdeenko I.A. Rezul'taty obsuzhdeniya obraza uchitelya v «Urokah francuzskogo» v profil'nyh psihologo-pedagogicheskih klassah [Results of the discussion of the image of a teacher in «French Lessons» in specialized psychological and pedagogical classes]. Mir pedagogiki i psihologii [The world of pedagogy and psychology]. 2024, no. 12(101), pp. 75–83. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=79706407
Lekomceva E.N., Kozlova T.S. Psihologo-pedagogicheskij portret sovremennogo studenta [Psychological and pedagogical portrait of a modern student]. Pedagogika i psihologiya sovremennogo obrazovaniya: teoriya i praktika : Materialy 73-j nauchno-prakticheskoj konferencii, Yaroslavl', 05–06 marta 2019 goda, Pod nauchnoj redakciej L.V. Bajborodovoj. Chast' 3 [Pedagogy and psychology of modern education: theory and practice : Proceedings of the 73rd Scientific and Practical Conference, Yaroslavl, 05-06 March 2019 / Edited by L.V. Bayborodova. Part 3]. Yaroslavl: Yaroslavskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K.D. Ushinskogo, 2019, pp. 15–19. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41654930
Matyushkina M.D. Portret vypusknika peterburgskoj shkoly: tendencii izmenenij [Portrait of a graduate of the St. Petersburg school: trends]. Nepreryvnoe obrazovanie [Continuing education]. 2022, no. 1(39), pp. 59–64. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48174449
Svetlova A.A., Mangasarov A.V., Pozdnyakov I.Ya. Social'no-psihologicheskij portret uchenika predprofessional'nogo klassa - uchastnika proekta «psihologo-pedagogicheskij klass v moskovskoj shkole» [Socio-psychological portrait of a student of a pre-professional class - a participant in the project «Psychological and pedagogical class in a Moscow school»]. Obrazovanie XXI veka: profil'nye psihologo-pedagogicheskie klassy kak uslovie razvitiya lichnostnogo potenciala i pedagogicheskoj odarennosti shkol'nikov : Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Lipeck, 17 oktyabrya 2024 god [Education of the XXI century: specialized psychological and pedagogical classes as a condition for the development of personal potential and pedagogical giftedness of schoolchildren : Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Lipetsk, October 17, 2024]. Lipetsk: Lipeckij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. P.P. Semenova-Tyan-Shanskogo, 2024, pp. 45–49. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=75221749
Ul'yanina O.A., Yurchuk O.L., Nikiforova E.A., Knysheva T.P., Borisenko E.V. Social'no-psihologicheskij portret sovremennogo studenta pedagogicheskogo napravleniya podgotovki [Socio-psychological portrait of a modern student of pedagogical training]. Internet-zhurnal «Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya» [Online journal of Psychological and Pedagogical Research]. 2023, vol. 15, no. 4, pp. 3–24. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=59405042
Ushinskij K.D. Sobranie sochinenij v 11 t. T. 2. Pedagogicheskie stat'i 1857–1861 gg. [Collected works: in 11 volumes. Vol. 2. Pedagogical articles of 1857-1861]: Moscow; Leningrad: Izdatel'stvo Akademiya pedagogicheskih nauk RSFSR, 1948. 655 p. (In Russ.).
Churkina N.I. Pedagogicheskie klassy v sisteme professional'noj podgotovki sibirskogo regiona [Pedagogical classes in the vocational training system of the Siberian region]. Pedagogicheskie klassy kak osnova vzaimodejstviya shkoly i pedagogicheskogo vuza: istoriya i sovremennost' [Pedagogical classes as the basis of interaction between schools and pedagogical universities: history and modernity]. Blagoveshchensk: Blagoveshchenskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2023, pp. 31–49. (In Russ.). URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=56574801

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи



