ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

УДК 378.147+378.637 (450.54)

  • Светлана Викторовна Королева Уральский государственный педагогический университет Email: svetl.korolewa2013@yandex.ru
  • Лилия Николаевна Якина Уральский государственный педагогический университет Email: lilia.yakina@yandex.ru
Ключевые слова: педагогическое образование, профессионально-ориентированный конкурс, саморазвитие педагога, технология творческого конкурса, этапы конкурсной деятельности, педагогический арт-бук

Аннотация

В статье представлена технология творческого конкурса с использованием художественной литературы в процессе саморазвития педагога, апробированная в ходе практической реализации. Цель статьи – показать возможности и значение творческого конкурса в саморазвитии педагогов образовательной организации. Актуальность работы исходит из высоких требований к современному педагогу, необходимости раскрытия его потенциала. Представленная технология способствует мотивации обучающихся педагогического вуза к саморазвитию в профессиональной деятельности. Предложены этапы проведения творческого конкурса, форма работы «педагогический арт-бук» и алгоритм ее выполнения, которые способствуют развитию умений педагога в воспитательной деятельности. Авторами разработаны критерии качества творческой работы педагога в соответствии с показателями его личностного и профессионального саморазвития. Привлечение художественно-эстетического опыта педагога в выполнении конкурсной работы оказывает положительное влияние на процесс обучения.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Светлана Викторовна Королева, Уральский государственный педагогический университет

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики

Лилия Николаевна Якина, Уральский государственный педагогический университет

Кандидат педагогических наук, специалист ИИЦ – Научной библиотеки

Литература

Байлук В.В. О саморазвитии личности // Педагогическое образование в России. 2018. № 12. С. 50 ̶ 59.

Боброва И.А., Чурсинова О.В. Профессиональное саморазвитие педагога как условие его непрерывного образования // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. № 10-1. С. 41 ̶ 43.

Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей : учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2002. 320 с.

Вахитова Г.Х. Предметные олимпиады как способ повышения качества образования студентов педагогических вузов // Научно-педагогическое образование. 2013. Январь. С. 36–39.

Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М. : МИРОС, 2002. 296 с.

Головчанская Л.В., Шаронова В.А. Профессиональный конкурс как мотивационная среда для развития профессиональных компетенций и роста профессионализма у студентов медицинского колледжа // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 1. С. 39–46.

Гребенкина Л.К., Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии : учебное пособие. М. : Педагогическое общество России, 2000. 256 с.

Гудова М.Ю. Чтение на фоне разнообразия досуговых культурных практик // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 1 (27): в 2-х ч. Ч. II. C. 63–68.

Зеер Э.Ф. Теоретико-прикладные основания психологии профессионального развития : монография. Екатеринбург : Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 194 с.

Зинченко В.О., Глазунова С.Ю. Актуальные проблемы профессионального саморазвития педагогов дошкольных образовательных учреждений // Биоразнообразие, биоресурсы, вопросы биотехнологии и здоровье населения Северо-Кавказского региона : материалы IX (66-й) ежегодной научно-практической конференции. Ставрополь : Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2022. С. 240–244.

Капустина Н.Г., Королева С.В. Педагогическое мастерство и профессиональная компетентность педагога : учебное пособие для бакалавриата. Екатеринбург, 2021. 159 с.

Лисицына В.О. Педагогические условия формирования готовности к профессиональному саморазвитию у будущих педагогов профессионального обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 2. С. 1 ̶ 12.

Минюрова С.А. Психологические характеристики саморазвития педагога в профессии // Педагогическое образование в России. 2024. № 3. С. 36–46.

Миронова Н.А. Читательские практики в системе подготовки педагога дошкольного образования // Дошкольное воспитание. 2016. № 7. С. 35–38.

Петрухина О.А., Феттер И.В. Особенности педагогического взаимодействия в конкурсной деятельности студентов педагогического вуза // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. Т. 17, № 1. С. 252–258.

Томилова С.Д., Якина Л.Н. Теоретические аспекты и несистемные образовательные практики в совершенствовании процесса обучения студентов педагогических вузов методике работы с детской книгой в цифровой среде // Педагогическое образование в России. 2023. № 2. С. 199–211.

Токарь О.В. Оценка читательского восприятия произведений А. Алексина // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 1 (5). С. 1–4.

Топоровский В.П. Потенциал развития и саморазвития педагога в процессе внедрения профессионального стандарта // Человек и образование. 2018. № 2 (55). С. 130–134.

Тропникова Н.П. Теоретические основы построения концепции педагогического содействия саморазвитию будущих педагогов профессионального обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. Педагогика и психология. 2011. № 4. С. 66–72.

Хохлова А.А. Педагогическое творчество преподавателя как ресурс развития профессионализма // Современное педагогическое образование. 2020. № 1. С. 90 ̶ 93.

Яковенко Т.В. Креативный педагог профессионального обучения как основа инновационного общества // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : материалы IV Международной научной конференции, Донецк, 31 октября 2019. Т. 6, ч. 1. Донецк : Донецкий национальный университет, 2019. С. 378–380.

References:

Bajluk V.V. O samorazvitii lichnosti. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2018. No 12. P. 50 ̶ 59.

Bobrova I.A., Chursinova O.V. Professional'noe samorazvitie pedagoga kak uslovie ego nepreryvnogo obrazovanija. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. No 10-1. P. 41 ̶ 43.

Bogojavlenskaja D.B. Psihologija tvorcheskih sposobnostej : uchebnoe posobie dlja studentov vysshih uchebnyh zavedenij. Moscow : Akademija, 2002. 320 p.

Vahitova G.H. Predmetnye olimpiady kak sposob povyshenija kachestva obrazovanija studentov pedagogicheskih vuzov. Nauchno-pedagogicheskoe obrazovanie. 2013. Janvar'. P. 36–39.

Gazman O.S. Pedagogicheskaja podderzhka detej v obrazovanii kak innovacionnaja problema. Neklassicheskoe vospitanie: Ot avtoritarnoj pedagogiki k pedagogike svobody. Moscow : MIROS, 2002. 296 p.

Golovchanskaja L.V., Sharonova V.A. Professional'nyj konkurs kak motivacionnaja sreda dlja razvitija professional'nyh kompetencij i rosta professionalizma u studentov medicinskogo kolledzha. Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. 2016. No 1. P. 39–46.

Grebenkina L.K., Bajkova L.A. Pedagogicheskoe masterstvo i pedagogicheskie tehnologii : uchebnoe posobie. Moscow : Pedagogicheskoe obshhestvo Rossii, 2000. 256 p.

Gudova M.Ju. Chtenie na fone raznoobrazija dosugovyh kul'turnyh praktik. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i juridicheskie nauki, kul'turologija i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. Tambov : Gramota, 2013. No 1 (27): v 2-h ch. Ch. II. P. 63–68.

Zeer Je.F. Teoretiko-prikladnye osnovanija psihologii professional'nogo razvitija : monografija. Ekaterinburg : Ros. gos. prof.-ped. un-ta, 2021. 194 p.

Zinchenko V.O., Glazunova S.Ju. Aktual'nye problemy professional'nogo samorazvitija pedagogov doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrezhdenij. Bioraznoobrazie, bioresursy, voprosy biotehnologii i zdorov'e naselenija Severo-Kavkazskogo regiona : materialy IX (66-j) ezhegodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol' : Izd-vo: Severo-Kavkazskij federal'nyj universitet, 2022. P. 240–244.

Kapustina N.G., Koroleva S.V. Pedagogicheskoe masterstvo i professional'naja kompetentnost' pedagoga : uchebnoe posobie dlja bakalavriata. Ekaterinburg, 2021. 159 p.

Lisicyna V.O. Pedagogicheskie uslovija formirovanija gotovnosti k professional'nomu samorazvitiju u budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija. Mir nauki. Pedagogika i psihologija. 2023. Vol. 11. No 2. P. 1 ̶ 12.

Minjurova S.A. Psihologicheskie harakteristiki samorazvitija pedagoga v professii. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2024. No 3. P. 36–46.

Mironova N.A. Chitatel'skie praktiki v sisteme podgotovki pedagoga doshkol'nogo obrazovanija. Doshkol'noe vospitanie. 2016. No 7. P. 35–38.

Petruhina O.A., Fetter I.V. Osobennosti pedagogicheskogo vzaimodejstvija v konkursnoj dejatel'nosti studentov pedagogicheskogo vuza. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016. Vol. 17. No 1. P. 252–258.

Tomilova S.D., Jakina L.N. Teoreticheskie aspekty i nesistemnye obrazovatel'nye praktiki v sovershenstvovanii processa obuchenija studentov pedagogicheskih vuzov metodike raboty s detskoj knigoj v cifrovoj srede. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2023. No 2. P. 199–211.

Tokar' O.V. Ocenka chitatel'skogo vosprijatija proizvedenij A. Aleksina. Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovanija. 2015. No 1 (5). P. 1–4.

Toporovskij V.P. Potencial razvitija i samorazvitija pedagoga v processe vnedrenija professional'nogo standarta. Chelovek i obrazovanie. 2018. No 2 (55). P. 130–134.

Tropnikova N.P. Teoreticheskie osnovy postroenija koncepcii pedagogicheskogo sodejstvija samorazvitiju budushhih pedagogov professional'nogo obuchenija. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Pedagogika i psihologija. 2011. No 4. P. 66–72.

Hohlova A.A. Pedagogicheskoe tvorchestvo prepodavatelja kak resurs razvitija professionalizma. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. 2020. No 1. P. 90 ̶ 93.

Jakovenko T.V. Kreativnyj pedagog professional'nogo obuchenija kak osnova innovacionnogo obshhestva. Doneckie chtenija 2019: obrazovanie, nauka, innovacii, kul'tura i vyzovy sovremennosti : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Doneck, 31 oktjabrja 2019. T. 6, ch. 1. Doneck : Doneckij nacional'nyj universitet, 2019. P. 378–380.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Королева С. В., Якина Л. Н. ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО КОНКУРСА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ САМОРАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 70-83. URL: https://bppasu.ru/article/view/17080.