МАРАФОН ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.2

  • Надежда Павловна Абаскалова Кузбасский региональный институт развития профессионального образования Email: abaskalova2005@mail.ru
  • Елена Владимировна Ласкожевская Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников Email: laskozhevskaya.alena@yandex.ru
  • Виктория Владимировна Сметанникова Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников Email: laskozhevskaya.alena@yandex.ru
Ключевые слова: личностный потенциал, марафон предприимчивости, формат профориентационной работы, ранняя профориентация, дошкольное образовательное учреждение

Аннотация

Статья посвящена проблеме развития личностного потенциала старших дошкольников в системе «детский сад – школа – техникум – предприятие». Одним из инновационных и эффективных форматов профориентационной работы, предоставляющим возможности изучения особенностей профессий родителей дошкольников в творческой совместной деятельности, выступает марафон предприимчивости, участниками которого являются воспитанники, родители и педагоги.

Цель статьи заключается в презентации опыта работы детского сада в качестве базового учреждения – Кузбасского регионального института развития профессионального образования им. А. М. Тулеева (КРИРПО) по использованию современных профориентационных форматов, направленных на развитие личностного потенциала старших дошкольников средствами марафона предприимчивости.

Результаты проведенного исследования показали значимость и эффективность использования данного формата профориентационной работы с дошкольниками, а также подтвердили повышение уровня результативности работы по ранней профориентации воспитанников.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Надежда Павловна Абаскалова, Кузбасский региональный институт развития профессионального образования

Доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики, психологии и профессионального образования

Елена Владимировна Ласкожевская, Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

Заведующая

Виктория Владимировна Сметанникова, Детский сад №2 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников

Воспитатель

Литература

Волосовец Т.В. Профессиональные стандарты специалистов дошкольного образования как путь реализации идеи детствосбережения // Научные основы развития воспитания в системе образования, социализации современных подростков и детского движения: сборник научных статей. Т. 1. М. : Институт изучения детства, семьи и воспитания, 2019. С. 85–96.

Казин Э.М., Ласкожевская Е.В., Горная Е.П., Иванова О.Г. и др. Организационно-педагогические условия формирования личностного потенциала старших дошкольников // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2022. № 3(47). С. 211–224.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции // Учебные записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Е.Е. Соколовой. М. : Смысл, 2006. Вып. 2. С. 85–105.

Мезенцева Т.А. Диагностика знаний детей о профессиях. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/07/09/diagnostika-znaniy-detey-o-professiyah.

Развитие личностного потенциала субъектов образования в процессе здоровьесберегающего сопровождения : колл. монография / под науч. ред. Э.М. Казина. М. : Русское слово-учебник, 2023. 304 с.

Светенко Т.В., Галковская И.В., Яковлева Е.Н. и др. Марафон предприимчивости – новая форма организации деятельности в школе и детском саду : методическое пособие. Псков : Изд-во ПГУ, 2018. С. 264.

Серова Н.А., Понамарева Е.В. Современные форматы профориентации обучающихся: методические рекомендации. Кемерово : КРИРПО, 2024. 122 с.

Теоретические и прикладные аспекты формирования здоровьесберегающего и социально-адаптивного образовательного пространства: монография. Кн. III: Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития детей и самореализации обучающихся / под науч. ред. Э.М. Казина. Кемерово ; Москва: Изд-во Учебно-метод. центра по образованию на железнодорожном транспорте, 2018. 572 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. М. : Сфера, 2015. 96 с.

Щелканова О.А., Михайлова И.В., Борзова Н.Я. Организация условий для развития личностного потенциала дошкольника как современная управленческая задача руководителя ДОО // Учитель Кузбасса. 2022. № 1. С. 34–37.

References:

Volosovec T.V. Professional'nye standarty specialistov doshkol'nogo obrazovanija kak put' realizacii idei detstvosberezhenija. Nauchnye osnovy razvitija vospitanija v sisteme obrazovanija, socializacii sovremennyh podrostkov i detskogo dvizhenija: sbornik nauchnyh statej. Vol. 1. Moscow : IIDSV, 2019. P. 85–96.

Kazin Je.M., Laskozhevskaja E.V., Gornaja E.P., Ivanova O.G. i dr. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija formirovanija lichnostnogo potenciala starshih doshkol'nikov. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2022. No 3(47). P. 211–224.

Leont'ev D.A. Lichnostnyj potencial kak potencial samoreguljacii. Uchebnye zapiski kafedry obshhej psihologii MGU im. M. V. Lomonosova. Pod red. B.S. Bratusja, E.E. Sokolovoj. Moscow : Smysl, 2006. Vyp. 2. P. 85–105.

Mezenceva T. A. Diagnostika znanij detej o professijah. Jelektronnyj resurs. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/07/09/diagnostika-znaniy-detey-o-professiyah

Razvitie lichnostnogo potenciala sub#ektov obrazovanija v processe zdorov'esberegajushhego soprovozhdenija : koll. monografija pod nauch. red. Je.M. Kazina. Moscow : Russkoe slovo–uchebnik, 2023. 304 p.

Svetenko T. V., Galkovskaja I.V., Jakovleva E.N. i dr. Marafon predpriimchivosti – novaja forma organizacii dejatel'nosti v shkole i detskom sadu. Metodicheskoe posobie. Pskov : Izd-vo PGU, 2018. P. 264.

Serova N.A., Ponamareva E.V. Sovremennye formaty proforientacii obuchajushhihsja: metodicheskie rekomendacii. Kemerovo : KRIRPO, 2024. 122 p.

Teoreticheskie i prikladnye aspekty formirovanija zdorov'esberegajushhego i social'no-adaptivnogo obrazovatel'nogo prostranstva: monografija. Kniga III. Psihologo-pedagogicheskoe i mediko-social'noe soprovozhdenie razvitija detej i samorealizacii obuchajushhihsja. Pod nauch. red. Je. M. Kazina. Kemerovo ; Moscow: Izd-vo Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniju na zheleznodorozhnom transporte, 2018. 572 p.

Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart doshkol'nogo obrazovanija [Tekst] : pis'ma i prikazy Minobrnauki. M. : Sfera, 2015. 96 p.

Shhelkanova O.A., Mihajlova I.V., Borzova N.Ja. Organizacija uslovij dlja razvitija lichnostnogo potenciala doshkol'nika kak sovremennaja upravlencheskaja zadacha rukovoditelja DOO. Uchitel' Kuzbassa. 2022. No 1. P. 34–37.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Абаскалова Н. П., Ласкожевская Е. В., Сметанникова В. В. МАРАФОН ПРЕДПРИИМЧИВОСТИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 1-15. URL: https://bppasu.ru/article/view/17066.