ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Аннотация
В статье представлена авторская структура готовности педагога к освоению и реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Описан процесс разработки диагностических методик: опросник «Психологическая готовность к инклюзивному образованию» и опросник «Оценка сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях». Осуществлена оценка уровня сформированности инклюзивной культуры в образовательных организациях в зависимости от роли участника образовательного процесса: педагог, родитель, обучающийся.
Скачивания
Литература
Агафонова Е.В. На пути принятия: психологическая поддержка родителей детей с ОВЗ // Инклюзивное образование : сборник статей / сост. М.Р. Битянова. М. : «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 169–174.
Алёхина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 136–145.
Алёхина С.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-104.
Алёхина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
Алёхина С.В., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
Бут Т., Эйнскоу М. Показатели инклюзии: практическое пособие / под ред. М. Вогана; пер. с англ. И. Аникеева; науч. ред. Н. Борисова, под общ. ред. М. Перфильевой. М. : РООИ «Перспектива», 2007. 124 с.
Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии в общеобразовательной школе: общие и специальные требования к результатам обучения // Дефектология. 2010. № 5. С. 14–20.
Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Базовые модели интегрированного обучения // Дефектология. 2008. № 1. С. 71–78.
Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб. : Речь, 2001. 220 с.
Назарова Н.М. К проблеме разработки теоретических и методологических основ образовательной интеграции // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 5–11.
Першина Н.А., Арутюнян А.Ю., Дейкина Л.С. Становление и формирование инклюзивной культуры в контексте исследования готовности учителя // Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы : сборник трудов II Всероссийской (заочной) научно-практической конференции (г. Барнаул, 24–25 февраля 2017 г.) / под ред. М.В. Сурниной. Барнаул : АлтГПУ, 2017. С. 293-297.
Першина Н.А., Афанасьева Я.В. Факторы психологической готовности принятия педагогами учащихся с ограниченными возможностями здоровья // Реализация стандартов второго поколения в школе: Проблемы и перспективы : сборник научных статей шестой Всероссийской интернет-конференции (октябрь–декабрь 2016 г.) / под науч. ред. Л.З. Карповой. Ярославль : РИО ЯГПУ, 2016. С. 32–38.
Першина Н.А., Сычев О.А., Казанцева О.А. Готовность педагогов Алтайского края и Республики Алтай к реализации инклюзивного образования // Развитие личности в образовательном процессе : сборник трудов XIV Всероссийской научно-практической конференции (г. Бийск, 10 июня 2016 г.) / отв. ред. Л.А. Мокрецова. Бийск : Изд-во АГГПУ им. В.М.Шукшина, 2016. С. 73–80.
Першина Н.А., Шамардина М.В. Метод деловой игры в контексте организации самостоятельной работы студентов-психологов (на примере темы: инклюзия в образовательном пространстве) // Формирование и развитие самостоятельности студентов и школьников как стратегический образовательный приоритет в практико-ориентированном обучении : сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции (Горно-Алтайск, 10–13 августа 2016 г.) / под ред. А.В. Петрова, Н.С. Часовских. Горно-Алтайск. : Изд-во ФГБЩУ ВПО «Горно-Алтайский университет», 2016. С. 115–118.
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_175495/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/
Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2. С. 97–112.
Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М. : АРКТИ, 2000. 208 с.
Сорокоумова С.Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис... доктора психол. наук. Н. Новгород, 2011. 44 с.
Стандартные правила ООН по обеспечению равных возможностей для инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kgmu.kcn.ru/files/miftahova89/Standartnie_pravila_obespechenia.pdf
Суворов А.В. Инклюзивное образование и личностная инклюзия // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 27–31.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
Хитрюк В.В. Инклюзивная готовность как этап формирования инклюзивной культуры педагога: структурно-уровневый анализ // Вестник Брянского государственного университета. Выпуск № 1. Брянск, 2012. С. 80–84.
Черкасова С.А. Формирование психолого-педагогической готовности будущих педагогов-психологов к работе в системе инклюзивного образования : Дис. …канд. психол. наук. М., 2012. 240 с.
Шипицына Л.М., Назарова Л.П. Интегрированное обучение детей с нарушением слуха : методические рекомендации. СПб. : Образование, 2001. 64 с.
Avramidis E., Bayliss P., Burden R. A Survey into Mainstream Teachers’ Attitudes Towards the Inclusion of Children with Special Educational Needs in the Ordinary School in one Local Education Authority // Educational Psychology. 2000. Vol. 20 (2). P. 191–211.
Campbell J., Gilmore L., Cuskelly M. Changing student teachers’ attitudes towards disability and inclusion // Journal of Intellectual & Developmental Disability. 2003. Vol. 28 (4). P. 369–379.
De Boer A., Pijl S.J., & Minnaert A. Attitudes of parents towards inclusive education: A review of the literature. European Journal of Special Needs Education. 2010. 25 (2). P. 165–181.
Gordon J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. Human Rights and Disability. 2013. Р. 754–767.
O’Rourke J. Inclusive Schooling: if it’s so good – why is it so hard to sell? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Р. 530–546.
Stoiber K.C., Gettinger M., Goetz D. Exploring Factors Influencing Parents’ and Early Childhood Practitioners’ Beliefs About Inclusion // Early Childhood Research Quarterly. 1998. Vol. 13(1). P. 107–124.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи