ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПОДХОДАХ
Аннотация
Центральная для психологии проблема личности поднимает много нерешенных теоретико-методологических вопросов. Это вопросы и выработки верного определения понятия личности, и соотношения общепсихологической теории с теорией личности, и решения фундаментальных психологических проблем в деятельностном и культурно-историческом подходах, поскольку эти подходы являются исключительно значимыми для всей отечественной психологической науки. Поэтому в представленном в статье анализе рассматриваются такие ключевые вопросы, как проблема сознания и ее постановки в упомянутых подходах, проблема изучения развития как саморазвития, решение проблемы соотношения смысла и значения в деятельностном и культурно-историческом подходах, трактовка воли и ее места и значения в теории личности, неизбежный научный редукционизм и недопустимый для науки ущербный редукционизм и др. В заключение автор предлагает свое видение путей сохранения категории предметной деятельности в психологии, а также достижений и открытий, сделанных в тех исследованиях, которые были выполнены в русле деятельностного подхода.
Скачивания
Литература
Список литературы:
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. 488 с.
Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. 432 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл ; Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования : в 2-х т. Т. 2. М. : Педагогика, 1983. 320 с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.
Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. : Наука, 1978. 391 с.
References
Vygotskiy L.S. Istoricheskiy smysl psikhologicheskogo krizisa // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 1. M. : Pedagogika, 1982. 488 s.
Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 3. M. : Pedagogika, 1983. 368 s.
Vygotskiy L.S. Pedologiya podrostka // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 4. M. : Pedagogika, 1984. 432 s.
Leont'yev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost'. M. : Smysl ; Izd. tsentr «Akademiya», 2004. 352 s.
Leont'yev A.N. Izbrannyye psikhologicheskiye issledovaniya : V 2-kh t. T. 2. M. : Pedagogika, 1983. 320 s.
El'konin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1971. № 4. S. 6–20.
Yudin E.G. Sistemnyy podkhod i printsip deyatel'nosti. M. : Nauka, 1978. 391 s.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи