ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПОДХОДАХ

  • Геннадий Григорьевич Кравцов Фонд им. Л.С. Выготского Email: ekravcva@rambler.ru
Ключевые слова: личность, сознание, развитие, смысл, значение, деятельность, мотив, потребность, воля, произвольность, объяснительный принцип, неклассическая психология, свободная индивидуальность, каузальный детерминизм, редукционизм

Аннотация

Центральная для психологии проблема личности поднимает много нерешенных теоретико-методологических вопросов. Это вопросы и выработки верного определения понятия личности, и соотношения общепсихологической теории с теорией личности,  и решения фундаментальных психологических проблем в деятельностном и культурно-историческом подходах, поскольку эти подходы являются исключительно значимыми для всей отечественной психологической науки. Поэтому в представленном в статье  анализе рассматриваются такие ключевые вопросы, как проблема сознания и ее постановки в упомянутых подходах, проблема изучения развития как саморазвития, решение проблемы соотношения смысла и значения в деятельностном и культурно-историческом подходах, трактовка воли и ее места и значения в теории личности, неизбежный научный редукционизм и недопустимый для науки ущербный редукционизм и др. В заключение автор предлагает свое видение путей сохранения категории предметной деятельности в психологии, а также достижений и открытий, сделанных в тех исследованиях, которые были выполнены в русле деятельностного подхода.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Геннадий Григорьевич Кравцов, Фонд им. Л.С. Выготского
доктор психологических наук, профессор

Литература

Список литературы:

Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 1. М. : Педагогика, 1982. 488 с.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 3. М. : Педагогика, 1983. 368 с.

Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. 4. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл ; Изд. центр «Академия», 2004. 352 с.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические исследования : в 2-х т. Т. 2. М. : Педагогика, 1983. 320 с.

Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 6–20.

Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. : Наука, 1978. 391 с.

References

Vygotskiy L.S. Istoricheskiy smysl psikhologicheskogo krizisa // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 1. M. : Pedagogika, 1982. 488 s.

Vygotskiy L.S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 3. M. : Pedagogika, 1983. 368 s.

Vygotskiy L.S. Pedologiya podrostka // Sobr. soch. v 6-ti t. T. 4. M. : Pedagogika, 1984. 432 s.

Leont'yev A.N. Deyatel'nost'. Soznaniye. Lichnost'. M. : Smysl ; Izd. tsentr «Akademiya», 2004. 352 s.

Leont'yev A.N. Izbrannyye psikhologicheskiye issledovaniya : V 2-kh t. T. 2. M. : Pedagogika, 1983. 320 s.

El'konin D.B. K probleme periodizatsii psikhicheskogo razvitiya v detskom vozraste // Voprosy psikhologii. 1971. № 4. S. 6–20.

Yudin E.G. Sistemnyy podkhod i printsip deyatel'nosti. M. : Nauka, 1978. 391 s.

Опубликован
2018-06-27
Как цитировать
1. Кравцов Г. Г. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПОДХОДАХ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2018. № 2. С. 40-57. URL: http://bppasu.ru/article/view/4227.
Выпуск
Раздел
Статьи