СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМНЫХ ПРОФЕССИЯХ

УДК 159.9

  • Лейла Ибрагимовна Точиева Ингушский государственный университет Email: tochieva-leila@mail.ru
  • Анатолий Геннадьевич Маджуга Институт развития образования Республики Башкортостан Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
  • Марьям Хусбаудыновна Берсункаева Чеченский государственный педагогический университет Email: bersynykaeva@gmail.com
Ключевые слова: эмпатическая культура, социономные профессии, социально-психологические детерминанты, профессиональная компетентность, гуманистическая направленность, эмпатия, педагогика, медицина, социальная работа

Аннотация

В современной науке формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях рассматривается как неотъемлемый компонент профессионализма и гуманистической направленности профессиональной деятельности. Статья посвящена анализу социально-психологических детерминант, способствующих развитию эмпатической культуры в таких областях, как педагогика, медицина и социальная работа. В качестве теоретико-методологической базы использованы результаты исследований отечественных и зарубежных авторов. На этой основе выделяются структурно-содержательные аспекты эмпатии, раскрываются механизмы и условия её формирования, а также подчеркивается взаимосвязь эмпатии с профессиональной компетентностью. Данная работа представляет собой попытку систематизировать существующие подходы к пониманию эмпатической культуры, показать её важность для социономных специальностей и определить возможные перспективы дальнейших исследований в этой области.

Цель: рассмотреть основные социально-психологические детерминанты формирования эмпатической культуры личности, показать их взаимосвязь, а также проиллюстрировать, каким образом различные профессиональные контексты (педагогика, медицина, социальная работа) влияют на процесс развития эмпатических навыков.

Результаты исследования. Компаративисткий анализ отечественных и зарубежных исследований даёт основание утверждать, что формирование эмпатической культуры личности в социономных профессиях определяется рядом взаимосвязанных социально-психологических детерминант. Во-первых, немаловажным фактором является профессионально-этическая среда, которая определяет нормативные и гуманистические ценности профессии. Во-вторых, существенную роль играет индивидуальное отношение специалиста к проблеме эмоций и переживаний другого человека: отсутствие достаточной личностной готовности к эмпатии ограничивает эффекты любых обучающих программ. Кроме того, важнейшей детерминантой оказывается организационная культура, где поддерживаются или, напротив, игнорируются эмпатические практики, а также возможность специалистов получать обратную связь от коллег и профессионального сообщества.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Лейла Ибрагимовна Точиева, Ингушский государственный университет

Старший преподаватель

Анатолий Геннадьевич Маджуга, Институт развития образования Республики Башкортостан

Доктор педагогических наук, профессор

Марьям Хусбаудыновна Берсункаева, Чеченский государственный педагогический университет

Старший преподаватель

Литература

Афанасьев В.В., Куницына С.М., Лыкова Т.А. Развитие эмпатической культуры студентов вузов // Педагогический журнал. 2021 Т. 11 № 2А. С. 172–179. https://doi.org/10.34670/AR.2021.13.42.024

Бовина И.Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 88–95. https://doi.org/10.17759/chp. 2020160109

Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж : МОДЭКС., 2002. 235 с.

Гаспар А. «Выражение эмоций, эмпатическая восприимчивость и просоциальное поведение – связаны ли они эволюционно?», в «Оксфордском справочнике по символической эволюции человека», глава 10, под ред. А. Лок, К. Синха и Н. Гонтье. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2021.

Дмитриева А. Г., Лаврентьева Е. А. Анализ значимости эмпатии в педагогической деятельности преподавателя вуза // Концепт. 2021. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza.

Жданова Л. Г., Арнгольд С. А. Особенности проявлений эмпатии у медицинских работников // АНИ: педагогика и психология. 2014. № 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov.

Загородская М.А. Значимость феномена эмпатии в современном обществе // Молодой ученый. 2019. № 12. С. 244–247.

Залевский Г.В. В помощь психологу: исследователю и практику. Основные правила (девизы) психотерапии и супервизии в контексте современной бихевиорально-когнитивной терапии и консультирования // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16-17. С. 110–116.

Карпова Ю. М. Социально-психологические технологии развития эмпатии социальных работников // Вестник магистратуры. 2019. №1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov.

Моров А.В., Макарычева И.Н. Профессиональная рефлексия как инструмент психологической супервизии // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Т. 4. № 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PSMN316.pdf.

Сердакова К.Г., Маджуга А.Г., Шабыкина В.А. Формирование эмпатической культуры в системе профессиональной подготовки специалистов социономных профессий. В сборнике: Этнопедагогика в контексте современной культуры. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Л.Б. Абдуллина. 2018. С. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.

Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия: индивидуальный, групповой и организационный подходы. СПб : Речь, 2002. 352 с.

Feudtner Ch. Empathy in Action // Pediatrics. 2020. Vol. 145. No 2. https://doi.org/10.1542/peds.2019-3116 originally published online January 27, 2020.

King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice // Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. No 21(6). Р. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.

Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach // BMC Medication Education. 2022. Vol. 22 (245). URL: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03312-y.

References:

Afanasev V.V., Kunitsyna S.M., Lykova T.A. Razvitie empaticheskoi kultury studentov vuzov. Pedagogicheskii zhurnal. 2021 Vol. 11. No 2A. P. 172–179. https://doi.org/10.34670/AR.2021.13.42.024

Bovina I.B. Issledovanie empatii: kriticheskii analiz i novye perspektivy. Kulturno-istoricheskaia psikhologiia. 2020. Vol. 16. No 1. P. 88–95. https://doi.org/10.17759/chp. 2020160109

Bodalev A.A. Psikhologiya obshcheniya. Voronezh. MODEKS, 2002. 235 p.

Gaspar A. «Vyrazhenie emotsii, empaticheskaya vospriimchivost i prosotsialnoe povedenie – svyazany li oni evolyutsionno?», v «Oksfordskom spravochnike po simvolicheskoi evolyutsii cheloveka», glava 10, pod red. A. Lok, K. Sinkha i N. Gonte. Oksford: Izdatelstvo Oksfordskogo universiteta, 2021.

Dmitrieva A. G., Lavrent'eva E. A. Analiz znachimosti empatii v pedagogicheskoj deyatel'nosti prepodavatelya vuza. Koncept. 2021. No 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-znachimosti-empatii-v-pedagogicheskoy-deyatelnosti-prepodavatelya-vuza.

Zhdanova L. G., Arngol'd S. A. Osobennosti proyavlenij empatii u medicinskih rabotnikov. ANI: pedagogika i psihologiya. 2014. No 3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniy-empatii-u-meditsinskih-rabotnikov.

Zagorodskaia M.A. Znachimost fenomena empatii v sovremennom obshchestve. Molodoi uchenyi. 2019. No 12. P. 244–247.

Zalevskiy G.V. V pomoshch psikhologu: issledovatelyu i praktiku. Osnovnyye pravila (devizy) psikhoterapii i supervizii v kontekste sovremennoy bikhevioralno-kognitivnoy terapii i konsultirovaniya. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2002. No.16-17. P. 110–116.

Karpova Yu. M. Social'no-psihologicheskie tekhnologii razvitiya empatii social'nyh rabotnikov. Vestnik magistratury. 2019. No. 1-2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-tehnologii-razvitiya-empatii-sotsialnyh-rabotnikov.

Morov A.V.. Makarycheva I.N. Professionalnaya refleksiya kak instrument psikhologicheskoy supervizii. Internet-zhurnal «Mir nauki» 2016. Vol. 4. No 3. URL: http://mir-nauki.com/PDF/45PSMN316.pdf.

Serdakova K.G., Madzhuga A.G., Shabykina V.A. Formirovanie empaticheskoj kul'tury v sisteme professional'noj podgotovki specialistov socionomnyh professij. V sbornike: Etnopedagogika v kontekste sovremennoj kul'tury. Sbornik nauchnyh trudov po materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Otvetstvennyj redaktor L.B. Abdullina. 2018. P. 323–328. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=37226953.

Khovkins P. Shokhet R. Superviziya: individualnyy. gruppovoy i organizatsionnyy podkhody. Saint Petersburg : Rech. 2002. 352 p.

Feudtner Ch. Empathy in Action. Pediatrics. 2020. Vol. 145. № 2. https://doi.org/: 10.1542/peds.2019-3116 originally published online January 27, 2020.

King S.H. The Structure of Empathy in Social Work Practice. Journal of Human Behavior in the Social Environment. 2011. No 21(6). Р. 679–695. URL: https://doi.org/10.1080/10911359.2011.583516.

Yu C.C., Tan L., Le M.K. et al. The development of empathy in the healthcare setting: a qualitative approach. BMC Medication Education. 2022. Vol. 22 (245). URL: https://doi.org/10.1186/s12909-022-03312-y.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Точиева Л. И., Маджуга А. Г., Берсункаева М. Х. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В СОЦИОНОМНЫХ ПРОФЕССИЯХ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 141-154. URL: http://bppasu.ru/article/view/17096.