ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»
УДК 378.147
Аннотация
Формирование у молодежи компетенций, направленных на развитие патриотизма и гражданской позиции, – одна из главных задач современного российского образования. Цель статьи – обобщить опыт реализации курса «Личность в системе социально-политических отношений», в частности, использования современных цифровых методов и искусственного интеллекта при формировании у студентов гражданско-патриотических компетенций. Задачи: 1. Постановка проблемы гражданско-патриотического воспитания современных студентов. 2. Анализ курса «Личность в системе социально-политических отношений». 3. Апробация различных цифровых образовательных технологий и творческих заданий для формирования ценностно-смысловой сферы студентов. 4. Рассмотрение полученных результатов. Авторы статьи приводят конкретные примеры реализации учебного курса «Личность в системе социально-политических отношений», при изучении которого развивается ценностно-смысловая сфера у будущих социальных педагогов. Акцент делается на разнообразии творческих заданий и результаты их выполнения учащимися.
Скачивания
Литература
Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.
Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, 1996. 384 с.
Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебно-метод. пособие. М. : Высшая школа, 1980. 368 с.
Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3–8.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности / ред. и вступительная статья Д.И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии, 1995. 352 с.
Васильев Ф.П., Бармин А.Е. Сущность системы формирования гражданственности, патриотизма, правосознания и необходимость ее совершенствования // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2024. № 5. С. 76–79.
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Academia, 2001. 192 с.
Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. : Тривола, 1995. 64 с.
Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.
Коновалова Ю.О., Яськова А.В. Формирование патриотизма и гражданской позиции у студенческой молодежи // Педагогика. 2020. № 3. С. 38–47.
Купалова В.А. Формирование патриотизма и российской идентичности как ценностных ориентиров будущих педагогов // Сборник материалов XXII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтения в Санкт-Петербурге : сборник докладов и сообщений, Санкт-Петербург, 25–28 мая 2022 года / отв. редактор В.А. Егоров. Ч. 2. СПб. : Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, 2022. С. 309–316.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, 1995. 356 с.
Ревенко Н.Л. Гражданско-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль, методика // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 5. С. 57–68.
Свинцова М.Н., Шишов И.А., Коротков М.А. Формирование гражданско-патриотической позиции студентов вуза с применением метода проектирования // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019) : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции : в 4 т. Киров, 1–26 апреля 2019 г. Т. 3. Киров : Вятский гос. ун-т, 2019. С. 1025–1032.
Сергеев Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 158–162.
Сидоренко О.В., Троян А.А. Проблемы и механизмы формирования ценностей гражданственности и патриотизма у молодежи в Хабаровском крае // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 4(114). С. 92–98.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 44.05.01: Педагогика и психология девиантного поведения. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 297.
Шаронов А.А. Особенности формирования патриотических ценностей у молодежи в цифровом мире // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 5. С. 128–132.
Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник ВятГУ, 2009. № 4. С. 117–126.
References:
Amonashvili Sh.A. Razmyshlenija o Gumannoj Pedagogike. Moscow : Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2001. 464 p.
Anan'ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija. Pod red. A.A. Bodaleva. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1996. 384 p.
Arhangel'skij, S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody. Ucheb. – metod. posobie. Moscow : Vyssh. Shkola, 1980. 368 p.
Bim-Bad B.M., Petrovskij A.V. Obrazovanie v kontekste socializacii. Pedagogika. 1996. No 1. P. 3–8.
Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti. Red. i vstupitel'naja stat'ja D.I. Fel'dshtejna. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1995. 352 p.
Vasil'ev F.P., Barmin A.E. Sushhnost' sistemy formirovanija grazhdanstvennosti, patriotizma, pravosoznanija i neobhodimost' ee sovershenstvovanija. Evrazijskoe prostranstvo: jekonomika, pravo, obshhestvo. 2024. No 5. P. 76–79.
Zagvjazinskij V.I. Teorija obuchenija: sovremennaja interpretacija. Moscow : Academia, 2001. 192 p.
Zinchenko, V.P. Affekt i intellekt v obrazovanii. Moscow : Trivola, 1995. 64 p.
Kagan M.S. Filosofskaja teorija cennosti. Spb. : Petropolis, 1997. 205 p.
Konovalova Ju.O., Jas'kova A.V. Formirovanie patriotizma i grazhdanskoj pozicii u studencheskoj molodezhi. Pedagogika. 2020. No 3. P. 38–47.
Kupalova V.A. Formirovanie patriotizma i rossijskoj identichnosti kak cennostnyh orientirov budushhih pedagogov. Sbornik materialov XXII Svjato-Troickih ezhegodnyh mezhdunarodnyh akademicheskih chtenija v Sankt-Peterburge : Sbornik dokladov i soobshhenij, Sankt-Peterburg, 25–28 maja 2022 goda. Otv. redaktor V.A. Egorov. Tom Chast' 2. Spb. : Russkaja hristianskaja gumanitarnaja akademija im. F.M. Dostoevskogo, 2022. P. 309–316.
Leont'ev A.N. Izbr. psihol. proizvedenija: V 2-h t. Moscow : Pedagogika, 1983. Vol. 1. 391 p.
Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij. Pod red. A.A. Bodaleva. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1995. 356 p.
Revenko N.L. Grazhdansko-Patrioticheskoe vospitanie Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: soderzhanie i rol', metodika. Prilozhenie k zhurnalu «Srednee professional'noe obrazovanie». 2022. No 5. P. 57–68.
Svincova M.N., Shishov I.A., Korotkov M.A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj pozicii studentov vuza s primeneniem metoda proektirovanija. Obshhestvo. Nauka. Innovacii (NPK-2019): Sbornik statej XIX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4-h tomah, Kirov, 01–26 aprelja 2019 goda. Tom 3. Kirov : Vjatskij gosudarstvennyj universitet, 2019. P. 1025–1032.
Sergeev E.A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskih cennostej u studentov vuza. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023. No 12(226). P. 158–162.
Sidorenko O.V., Trojan A.A. Problemy i mehanizmy formirovanija cennostej grazhdanstvennosti i patriotizma u molodezhi v Habarovskom krae. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. 2023. No 4(114). P. 92–98.
Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija – specialitet po special'nosti 44.05.01 Pedagogika i psihologija deviantnogo povedenija. Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2021 g. No 297.
Sharonov A.A. Osobennosti formirovanija patrioticheskih cennostej u molodezhi v cifrovom mire. Obzor pedagogicheskih issledovanij. 2021. Vol. 3, No 5. P. 128–132.
Janovskaja M.G. Jemocional'no-cennostnyj podhod v obrazovatel'nom processe. Vestnik VjatGU. 2009. No 4. P. 117–126.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи