ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

УДК 378.147

  • Елена Анатольевна Петухова Алтайский государственный университет Email: pea739@mail.ru
  • Галина Владимировна Кравченко Алтайский государственный университет Email: kravchenko@math.asu.ru
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, компетенции, методика преподавания, формы организации учебного процесса, педагогические технологии, искусственный интеллект

Аннотация

Формирование у молодежи компетенций, направленных на развитие патриотизма и гражданской позиции, – одна из главных задач современного российского образования. Цель статьи – обобщить опыт реализации курса «Личность в системе социально-политических отношений», в частности, использования современных цифровых методов и искусственного интеллекта при формировании у студентов гражданско-патриотических компетенций. Задачи: 1. Постановка проблемы гражданско-патриотического воспитания современных студентов. 2. Анализ курса «Личность в системе социально-политических отношений». 3. Апробация различных цифровых образовательных технологий и творческих заданий для формирования ценностно-смысловой сферы студентов. 4. Рассмотрение полученных результатов. Авторы статьи приводят конкретные примеры реализации учебного курса «Личность в системе социально-политических отношений», при изучении которого развивается ценностно-смысловая сфера у будущих социальных педагогов. Акцент делается на разнообразии творческих заданий и результаты их выполнения учащимися.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Елена Анатольевна Петухова, Алтайский государственный университет

Доцент

Галина Владимировна Кравченко, Алтайский государственный университет

Доцент

Литература

Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике. М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. 464 с.

Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / под ред. А.А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, 1996. 384 с.

Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы : учебно-метод. пособие. М. : Высшая школа, 1980. 368 с.

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации // Педагогика. 1996. № 1. С. 3–8.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности / ред. и вступительная статья Д.И. Фельдштейна. М. : Институт практической психологии, 1995. 352 с.

Васильев Ф.П., Бармин А.Е. Сущность системы формирования гражданственности, патриотизма, правосознания и необходимость ее совершенствования // Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2024. № 5. С. 76–79.

Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М. : Academia, 2001. 192 с.

Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М. : Тривола, 1995. 64 с.

Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. : Петрополис, 1997. 205 с.

Коновалова Ю.О., Яськова А.В. Формирование патриотизма и гражданской позиции у студенческой молодежи // Педагогика. 2020. № 3. С. 38–47.

Купалова В.А. Формирование патриотизма и российской идентичности как ценностных ориентиров будущих педагогов // Сборник материалов XXII Свято-Троицких ежегодных международных академических чтения в Санкт-Петербурге : сборник докладов и сообщений, Санкт-Петербург, 25–28 мая 2022 года / отв. редактор В.А. Егоров. Ч. 2. СПб. : Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского, 2022. С. 309–316.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. М. : Педагогика, 1983. Т. 1. 391 с.

Мясищев В.Н. Психология отношений / под ред. А.А. Бодалева. М. : Институт практической психологии, 1995. 356 с.

Ревенко Н.Л. Гражданско-патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание молодежи: содержание и роль, методика // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». 2022. № 5. С. 57–68.

Свинцова М.Н., Шишов И.А., Коротков М.А. Формирование гражданско-патриотической позиции студентов вуза с применением метода проектирования // Общество. Наука. Инновации (НПК-2019) : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции : в 4 т. Киров, 1–26 апреля 2019 г. Т. 3. Киров : Вятский гос. ун-т, 2019. С. 1025–1032.

Сергеев Е.А. Формирование гражданско-патриотических ценностей у студентов вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2023. № 12 (226). С. 158–162.

Сидоренко О.В., Троян А.А. Проблемы и механизмы формирования ценностей гражданственности и патриотизма у молодежи в Хабаровском крае // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. 2023. № 4(114). С. 92–98.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – специалитет по специальности 44.05.01: Педагогика и психология девиантного поведения. Утвержден приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 15 апреля 2021 г. № 297.

Шаронов А.А. Особенности формирования патриотических ценностей у молодежи в цифровом мире // Обзор педагогических исследований. 2021. Т. 3, № 5. С. 128–132.

Яновская М.Г. Эмоционально-ценностный подход в образовательном процессе // Вестник ВятГУ, 2009. № 4. С. 117–126.

References:

Amonashvili Sh.A. Razmyshlenija o Gumannoj Pedagogike. Moscow : Izdatel'skij Dom Shalvy Amonashvili, 2001. 464 p.

Anan'ev B.G. Psihologija i problemy chelovekoznanija. Pod red. A.A. Bodaleva. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1996. 384 p.

Arhangel'skij, S.I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernye osnovy i metody. Ucheb. – metod. posobie. Moscow : Vyssh. Shkola, 1980. 368 p.

Bim-Bad B.M., Petrovskij A.V. Obrazovanie v kontekste socializacii. Pedagogika. 1996. No 1. P. 3–8.

Bozhovich L.I. Problemy formirovanija lichnosti. Red. i vstupitel'naja stat'ja D.I. Fel'dshtejna. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1995. 352 p.

Vasil'ev F.P., Barmin A.E. Sushhnost' sistemy formirovanija grazhdanstvennosti, patriotizma, pravosoznanija i neobhodimost' ee sovershenstvovanija. Evrazijskoe prostranstvo: jekonomika, pravo, obshhestvo. 2024. No 5. P. 76–79.

Zagvjazinskij V.I. Teorija obuchenija: sovremennaja interpretacija. Moscow : Academia, 2001. 192 p.

Zinchenko, V.P. Affekt i intellekt v obrazovanii. Moscow : Trivola, 1995. 64 p.

Kagan M.S. Filosofskaja teorija cennosti. Spb. : Petropolis, 1997. 205 p.

Konovalova Ju.O., Jas'kova A.V. Formirovanie patriotizma i grazhdanskoj pozicii u studencheskoj molodezhi. Pedagogika. 2020. No 3. P. 38–47.

Kupalova V.A. Formirovanie patriotizma i rossijskoj identichnosti kak cennostnyh orientirov budushhih pedagogov. Sbornik materialov XXII Svjato-Troickih ezhegodnyh mezhdunarodnyh akademicheskih chtenija v Sankt-Peterburge : Sbornik dokladov i soobshhenij, Sankt-Peterburg, 25–28 maja 2022 goda. Otv. redaktor V.A. Egorov. Tom Chast' 2. Spb. : Russkaja hristianskaja gumanitarnaja akademija im. F.M. Dostoevskogo, 2022. P. 309–316.

Leont'ev A.N. Izbr. psihol. proizvedenija: V 2-h t. Moscow : Pedagogika, 1983. Vol. 1. 391 p.

Mjasishhev V.N. Psihologija otnoshenij. Pod red. A.A. Bodaleva. Moscow : Institut prakticheskoj psihologii, 1995. 356 p.

Revenko N.L. Grazhdansko-Patrioticheskoe vospitanie Patrioticheskoe vospitanie molodezhi: soderzhanie i rol', metodika. Prilozhenie k zhurnalu «Srednee professional'noe obrazovanie». 2022. No 5. P. 57–68.

Svincova M.N., Shishov I.A., Korotkov M.A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskoj pozicii studentov vuza s primeneniem metoda proektirovanija. Obshhestvo. Nauka. Innovacii (NPK-2019): Sbornik statej XIX Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 4-h tomah, Kirov, 01–26 aprelja 2019 goda. Tom 3. Kirov : Vjatskij gosudarstvennyj universitet, 2019. P. 1025–1032.

Sergeev E.A. Formirovanie grazhdansko-patrioticheskih cennostej u studentov vuza. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2023. No 12(226). P. 158–162.

Sidorenko O.V., Trojan A.A. Problemy i mehanizmy formirovanija cennostej grazhdanstvennosti i patriotizma u molodezhi v Habarovskom krae. Vestnik Habarovskogo gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. 2023. No 4(114). P. 92–98.

Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija – specialitet po special'nosti 44.05.01 Pedagogika i psihologija deviantnogo povedenija. Utverzhden prikazom Ministerstva nauki i vysshego obrazovanija Rossijskoj Federacii ot 15 aprelja 2021 g. No 297.

Sharonov A.A. Osobennosti formirovanija patrioticheskih cennostej u molodezhi v cifrovom mire. Obzor pedagogicheskih issledovanij. 2021. Vol. 3, No 5. P. 128–132.

Janovskaja M.G. Jemocional'no-cennostnyj podhod v obrazovatel'nom processe. Vestnik VjatGU. 2009. No 4. P. 117–126.

Опубликован
2025-03-27
Как цитировать
1. Петухова Е. А., Кравченко Г. В. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗА В РАМКАХ УЧЕБНОГО КУРСА «ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ» // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 1. С. 84-96. URL: http://bppasu.ru/article/view/17091.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)