ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ КОМАНДНЫХ РОЛЕЙ

УДК 159.9.07

  • Марина Валерьевна Шамардина Алтайский государственный университет Email: marav_sh@mail.ru
  • Екатерина Андреевна Клевцова Алтайский государственный университет Email: fotolife2017@mail.ru
Ключевые слова: командные роли, проектная команда, руководители, профиль должности, индивидуально-типологические характеристики руководителя, менеджмент

Аннотация

Актуальность данной проблемы определена исследованиями в контексте феномена командообразования в ситуации инновационно-проектной деятельности руководителя. Данное исследование раскрывает подходы в управлении проектными командами, когда определяется ключевая позиция руководителя, в том числе посредством командной роли. Исследование индивидуально-типологических черт руководителя показывает особенности психологического портрета такого руководителя, его мотивационного профиля личности в контексте ведущей командной роли. Раскрываются схемы организации и управления проектной команды, которые выступают рабочим инструментом продвижения и решения имиджевых задач организации, функционируя в ограниченный временной промежуток, что показывает сложности управления сотрудниками проектной команды.

Выделены предикторы на основании корреляционно-регрессионного анализа в двух группах руководителей проектных команд с различным управленческим стажем (до 2 лет и до 5 лет), показывающие взаимосвязь мотивации, индивидуально-типологических особенностей и командных ролей.

По результатам проведенного исследования сформирована структура индивидуально-типологических особенностей руководителей проектных команд в контексте командных ролей с учетом их управленческого стажа.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Марина Валерьевна Шамардина, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии

Екатерина Андреевна Клевцова , Алтайский государственный университет

Магистр

Литература

Аверин В.А. Интегративный подход и принципы психологии развития человека // Психология человека в образовании. 2019. Т. 1. № 3. С. 240–248. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-240-248.

Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. Пер. с англ. М. : HIPPO, 2003. 232 с. URL: https://fnpr.ru/upload/iblock/7c7/xf5jqrlcg3suce46q9imdnvgiwo4alsf/Tipy-roley-v-komandakh-menedzherov.pdf

Кричевский Р.Л. Психология лидерства: Учебное пособие. М. : Статут, 2007. 542 с.

Лидер VS Руководитель. Часть1. URL: https://master-class.spb.ru/artleadership/lider-vs-rukovoditel-chast-1/

Личностный опросник Ганса Айзенка (EPI) // Википедия. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=8559069&oldid=126407900

Управление персоналом: Учебник / К.В. Воденко, С.И. Самыгин, К.Г. Абазиева, С.А. Тихоновскова, А.Н. Дулин, М.Т. Белов; под ред. К.В. Воденко. - 2-е изд. М. : Дашков и К., 2019. 374 с.

Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М. : Просвещение, 1990. 208 с.

Шамардина М.В. Управленческая деятельность: мотивационный профиль руководителя // Человеческий капитал, 2018. № 12 (120). URL:https://humancapital.su/wp-content/uploads/2018/12/201812_109_116.pdf

Шамардина М.В., Киреева Н.В., Клевцова Е.А. Изучение совладающего поведения руководителей государственной гражданской службы в контексте командных ролей // Экономика Профессия Бизнес. 2023. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-sovladayuschego-povedeniya-rukovoditeley-gosudarstvennoy-grazhdanskoy-sluzhby-v-kontekste-komandnyh-roley

Юревич А.В. Психология и методология. М. : Институт психологии РАН, 2005. 310 с.

Якоря карьеры — Эдгар Шейн. URL: https://proforientatsia.ru/test/yakorya-karery-edgar-shejn/

«Якоря карьеры» Эдгара Шейна. Социальная психология (материал из Википедии – свободной энциклопедии). URL: https://w.wiki/8w6x

Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. 431 с.

Katzenach Jon R. Teams at the TOP. Boston, 2001. 238 p.

Katzenach Jon R., Smith D. K. The Wisdom of Teams. N.-Y., 2003.

References:

Averin V.A. Integrativnyj podhod i principy psihologii razvitija cheloveka. Psihologija cheloveka v obrazovanii. 2019. Vol. 1. No 3. P. 240–248. DOI: 10.33910/2686-9527-2019-1-3-240-248.

Belbin R.M. Tipy rolej v komandah menedzherov. Per. s angl. Moscow: HIPPO, 2003. 232 p.

Krichevskij R.L. Psihologija liderstva: Uchebnoe posobie. Moscow: Statut, 2007. 542 p.

Lider VS Rukovoditel'. Chast'1. URL: https://master-class.spb.ru/artleadership/lider-vs-rukovoditel-chast-1/

Lichnostnyj oprosnik Gansa Ajzenka (EPI). Wikipedia. URL: https://ru.wikipedia.org/?curid=8559069&oldid=126407900

Upravlenie personalom: Uchebnik / K.V. Vodenko, S.I. Samygin, K.G. Abazieva, S.A. Tihonovskova, A.N. Dulin, M.T. Belov; pod red. K.V. Vodenko. - 2-e izd. Moscow: Dashkov i K., 2019. 374 p.

Shakurov R.H. Social'no-psihologicheskie osnovy upravlenija: rukovoditel' i pedagogicheskij kollektiv. Moscow: Prosveshhenie, 1990. 208 p.

Shamardina M.V. Upravlencheskaja dejatel'nost': motivacionnyj profil' rukovoditelja. Chelovecheskij kapital, 2018. No 12 (120).

Shamardina M.V., Kireeva N.V., Klevcova E.A. Izuchenie sovladajushhego povedenija rukovoditelej gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v kontekste komandnyh rolej. Jekonomika Professija Biznes. 2023. No 1.

Jurevich A.V. Psihologija i metodologija. Moscow: Institut psihologii RAN, 2005. 310 p.

Jakorja kar'ery — Jedgar Shejn. URL: https://proforientatsia.ru/test/yakorya-karery-edgar-shejn/

Jakorja kar'ery Jedgara Shejna. Social'naja psihologija. Wikipedia. URL: https://w.wiki/8w6x

Jaroshevskij M.G. Kratkij psihologicheskij slovar'. Pod red. A.V. Petrovskogo, M.G. Jaroshevskogo. Moscow: Politizdat, 1985. 431 p.

Katzenach Jon R. Teams at the TOP. Boston, 2001. 238 p.

Katzenach Jon R., Smith D. K. The Wisdom of Teams. N.-Y., 2003.

Опубликован
2024-12-24
Как цитировать
1. Шамардина М. В., Клевцова Е. А. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА В КОНТЕКСТЕ КОМАНДНЫХ РОЛЕЙ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 4. С. 127-139. URL: http://bppasu.ru/article/view/16675.