АНАЛИЗ СООТНОШЕНИЯ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ У СТУДЕНТОВ ГРАЖДАНСКОГО ВУЗА И КУРСАНТОВ МВД РОССИИ
УДК159.9+378
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена непрерывно возрастающими требованиями, предъявляемыми к выпускникам современных вузов. Поиск возможностей совершенствования образовательного процесса закономерно привел авторов к изучению ключевого психолого-педагогического условия успешности получаемых результатов. Таким условием может выступать внутренняя или внешняя мотивация к учебной деятельности, являющаяся составляющей учебной деятельности.
Наличие или отсутствие определенного вида мотивации во многом предопределяет характер и направленность совершаемых усилий.
Основное содержание статьи посвящено краткому описанию предварительных результатов проведенного эмпирического исследования, которое заключалось в анализе соотношения внутренней и внешней мотивации к учебной деятельности у студентов на разных этапах профессиональной подготовки в классическом вузе и у курсантов вуза МВД России.
Изучение проблематики мотивации с учетом специфики контингента обучающихся и выявленных динамических мотивационных характеристик вызывает определенный интерес с точки зрения уточнения возможностей оптимизации процесса обучения посредством более эффективного воздействия на мотивационную сферу обучающихся на разных этапах их профессионального развития.
Цель исследования заключается в анализе соотношения внешней и внутренней мотивации к учебной деятельности у студентов классического вуза и курсантов вуза МВД России на разных ступенях профессиональной подготовки.
Основные методы исследования: теоретические – анализ, обобщение; сравнительный анализ, эмпирические – тестирование; математические методы обработки эмпирических данных, графические методы анализа полученных данных.
Полученные результаты показали различия между видами мотивации у студентов гражданского вуза на разных уровнях обучения и курсантов МВД России.
Скачивания
Литература
Антонов В.Г., Румянцева И.А., Кротенко Т.Ю. Оценка уровня и структуры мотивации к учебе студентов бакалавриата как показателей качества образования // ПНиО. 2019. № 2 (38). С. 267–283.
Буслаева Е.Л., Власова Н.В. Особенности мотивации и самоконтроля курсантов вузов МВД России на разных этапах обучения. Психология и право. 2023. Том 13. № 2. С. 2–13.
Волкова Е.Н., Микляева А.В., Безгодова С.А. Психологические возможности педагогической отметки // Вестник Минского университета. 2018. № 4 (25). С. 12–20.
Гаранина Р.М. Актуализация мотивационной сферы личности студента в процессе формирования его субъектной позиции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. № 1 (57). С. 55–69.
Дериш Ф.В., Пузырева Л.О. Вклад черт личности и академической мотивации в успешность обучения // Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2018. № 1. С. 39–53.
Замфир К. Удовлетворенность трудом: Мнение социолога. М. : Политиздат, 1983. 142 с.
Костина Е.В., Дубинский А.А., Булыгина В.Г. Индивидуально-психологические характеристики курсантов учебных заведений МВД с мотивацией к увольнению в связи с высокими физическими и волевыми затратами // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 2–15
Кубышко В.Л., Крук В.М., Гайдамашко И.В., Вахнина В.В., Федотов А.Ю. Мотивация специалиста силовых структур как основная компонента профессионально-личностной надежности в сложных ситуациях // Психология и право. 2022. Том 12. № 4. С. 66–82. Doi:10.17759/psylaw.2022120406
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1971. 40 с.
Никулина И.В. Мотивы учебной деятельности обучающихся в магистратуре // Ярославский педагогический вестник.2019. № 6 (111). С. 137–143.
Осипова Н.Г., Колодезная Г.В., Шевцов А.Н. О закономерностях и причинах отчислений в вузе и мотивации учебной деятельности студентов // Образование и наука. 2018. № 6. С. 158–182.
Степанов В.И. О мотивах студентов государственных и частных вузов // Вестник ТГПУ. 2018. № 1 (190). С. 123–128.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб : Питер; М. : Смысл, 2003. 860 с.
References:
Antonov V.G., Rumjanceva I.A., Krotenko T.Ju. Ocenka urovnja i struktury motivacii k uchebe studentov bakalavriata kak pokazatelej kachestva obrazovanija. PNiO. 2019. No 2 (38). P. 267–283.
Buslaeva E.L., Vlasova N.V. Osobennosti motivacii i samokontrolja kursantov vuzov MVD Rossii na raznyh jetapah obuchenija. Psihologija i pravo. 2023. Vol. 13. No 2. P. 2–13.
Volkova E.N., Mikljaeva A.V., Bezgodova S.A. Psihologicheskie vozmozhnosti pedagogicheskoj otmetki. Vestnik Minskogo universiteta. 2018. No 4 (25). P. 12–20.
Garanina R.M. Aktualizacija motivacionnoj sfery lichnosti studenta v processe formirovanija ego sub#ektnoj pozicii. Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. No 1 (57). P. 55–69.
Derish F.V., Puzyreva L.O. Vklad chert lichnosti i akademicheskoj motivacii v uspeshnost' obuchenija. Vestnik PGGPU. Serija № 1. Psihologicheskie i pedagogicheskie nauki. 2018. No 1. P. 39–53.
Zamfir K. Udovletvorennost' trudom: Mnenie sociologa. M. : Politizdat, 1983. 142 p.
Kostina E.V., Dubinskij A.A., Bulygina V.G. Individual'no-psihologicheskie harakteristiki kursantov uchebnyh zavedenij MVD s motivaciej k uvol'neniju v svjazi s vysokimi fizicheskimi i volevymi zatratami. Psihologija i pravo. 2022. Vol. 12. No 4. P. 2–15
Kubyshko V.L., Kruk V.M., Gajdamashko I.V., Vahnina V.V., Fedotov A.Ju. Motivacija specialista silovyh struktur kak osnovnaja komponenta professional'no-lichnostnoj nadezhnosti v slozhnyh situacijah. Psihologija i pravo. 2022. Vol. 12. No 4. P. 66–82. Doi:10.17759/psylaw.2022120406
Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i jemocii. M. : Izd-vo Mosk. un-ta, 1971. 40 p.
Nikulina I.V. Motivy uchebnoj dejatel'nosti obuchajushhihsja v magistrature. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik.2019. No 6 (111). P. 137–143.
Osipova N.G., Kolodeznaja G.V., Shevcov A.N. O zakonomernostjah i prichinah otchislenij v vuze i motivacii uchebnoj dejatel'nosti studentov. Obrazovanie i nauka. 2018. No 6. P. 158–182.
Stepanov V.I. O motivah studentov gosudarstvennyh i chastnyh vuzov. Vestnik TGPU. 2018. No 1 (190). P. 123–128.
Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost'. SPb : Piter; M. : Smysl, 2003. 860 p.
Copyright (c) 2024 Оксана Николаевна Тихонова , Юлия Петровна Березуцкая
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи