МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИК Ч. ОСГУДА (C.OSGOOD) И ДЖ. КЕЛЛИ (G. A.KELLY) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» СТУДЕНТОВ В ЮНОШЕСКОМ КРИЗИСЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

УДК 159.9.072

  • Наталья Васильевна Голубина Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ) Email: golubina@mail.ru
  • Анатолий Геннадьевич Маджуга Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ) Email: madzhuga.anatolij@inbox.ru
  • Рифкат Раисович Агзамов Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ) Email: agzamov.rifkat@mail.ru
Ключевые слова: «образ Я», юношеский кризис, смысложизненные ориентации, смысложизненный кризис, юношеский кризис смысложизненных ориентаций

Аннотация

В статье теоретически обоснована логика исследования: обозначены известные методологические подходы в психологии к феномену «образ Я» личности. Впервые дан анализ апробированной психодиагностической методики «Образ Я», представляющей модификацию двух методик: семантического дифференциала Ч. Осгуда (C. Osgood) и репертуарных решеток Дж. Келли (G.A. Kelly) (модификация © Н.В. Голубиной, 2016). Для верификации в апробации новой методики одновременно были использованы тесты «Смысложизненные ориентации» («СЖО» Д.А. Леонтьева) и «Опросник смысложизненного кризиса» («ОСК» К.В. Карпинского). Апробация проводилась на репрезентативной выборке (N = 278 студентов, 19–30 лет) с применением математико-статистического анализа.

В ходе математической обработки эмпирических данных не выявлены достоверные различия в группах (юношей = 113, N девушек = 165) в рамках апробированной методики «Образ Я» (модификация © Н.В. Голубиной, 2016). Были установлены интеркорреляционные связи в выборке юношей конструкта «Я» по трем факторам (Osgood C.): «сила», «активность» и «оценка» – практически со всеми конструктами архетипической подструктуры «образа Я» этой когорты. В выборке девушек конструкт «Я» получил положительные интеркорреляции на 5% уровне достоверности по двум факторам (Osgood C.) – «сила» и «активность». Корреляционный анализ показателей шкал трех психодиагностических методик позволил выявить наличие достоверных отрицательных связей между следующими переменными: конструкты архетипической подструктуры методики «Образ Я», шкалы методик «ОСК» К.В. Карпинского и «СЖО» Д.А. Леонтьева. Соответственно в выборке юношей обнаружено 100%, девушек − 71,4% отрицательных корреляций. В ходе факторного анализа выявлены четыре интерпретируемых фактора, среди которых конструкты архетипической подструктуры методики «Образ Я» (модификация © Н.В. Голубиной, 2016) образуют отдельные самостоятельные ортогональные факторы в обеих выборках, различающиеся у юношей и девушек.

В заключение авторы резюмируют: в эмпирическом исследовании на выборке студентов показано, что апробированная методика «Образ Я» (модификация © Н.В. Голубиной, 2016) имеет конструкты архетипической подструктуры «образа Я» личности как самостоятельные шкалы. В апробированной методике конструкты «образа Я» личности дифференцируются в зависимости от пола и психосемантического пространства, заданного параметрами Ч. Осгуда (Osgood C.). В теоретическом плане впервые «образ Я» рассматривается как сложное, многомерное, ситуативно актуализирующееся самопредставление личности. В прикладном аспекте результаты методики «Образ Я» позволяют планировать пути психокоррекции «образа Я» и смысложизненных ориентаций личности в юношеском возрасте.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Васильевна Голубина , Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ)

Старший преподаватель кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения

Анатолий Геннадьевич Маджуга , Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ)

Профессор, доктор психологических наук, заведующий кафедрой педагогики, психологии и здоровьесбережения

Рифкат Раисович Агзамов , Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования РБ» (ГАУ ДПО ИРО РБ)

Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и здоровьесбережения

Литература

Абдуллин А.Г., Тумбасова Е.Р. «Образ Я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии // Психология. Психофизиология. 2012. № 6. С. 4–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii

Батурин Н.А., Мельникова Н.Н. Технология разработки тестов: Часть I // Вестник ЮУрГУ, 2009. № 30. С. 4–14. URL: https://docviewer.yandex.ru

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб. : Питер, 2009. 685 с.

Гостев А.А. Психология и метафизика образной сферы человека. М. : Генезис, 2008. 484 c.

Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии: общий психологический практикум. 2-е изд. М. : Смысл, 1998. 286 с.

Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса: монография. Гродно : ГрГУ, 2008. 108 с.

Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности: монография. М. : Смысл, 2019. 582 с.

Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Введение в философию. М. : Лабиринт, 1996. 432 с. URL: https://psylib.org.ua/books/mamar02/txt03.htm

Петренко В.Ф. Парадигма конструктивизма в гуманитарных науках // Развитие личности. 2012. № 2. С. 88–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-konstruktivizma-v-gumanitarnyh-naukah/viewer

Петровский А.В. Потребность «быть личностью» // Психологический журнал. 2012. № 4 (33) октябрь–декабрь. С. 87–91. URL: https://psyjournals.ru/files/93143/vestnik_psyobr_2012_n4_Petrovsky.pdf

Потапова К.И. У истоков символического интеракционизма: социальная психология Дж. Г. Мида // Современные исследования социальных проблем. 2016. № 4–1 (28). С. 77–88. DOI: 10.12731/2077-1770-2016-4-1-77-88 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-simvolicheskogo-interaktsionizma-sotsialnaya-psihologiya-dzh-g-mida/viewer

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир / под ред. К.Абульхановой-Славской. М. : Изд-во АСТ, 2022. 400 с.

Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов. 5-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2024. 280 с.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М. : ПСТГУ, 2013. 400 с.

Шнейдер Л.Б. Психология идентичности. 2-е изд., пер. и доп. М. : Издательство Юрайт, 2019. 328 с.

Шнейдер Л.Б., Хрусталева В.В. Ассоциативный тест как основа конструирования методики изучения социальной идентичности // Вестник Российской международной академии туризма. № 3. 2014. С. 83–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-test-kak-osnova-konstruirovaniya-metodiki-izucheniya-sotsialnoy-identichnosti/viewer

Bannister D., Fransella F. Person to Person. Inquiring Man: The Psychology of Personal Constructs. 2019. 204 p. URL: https://doi.org/10.4324/9780429030154

Chapman R.M., Gardner M.N., Lyons M. Gender differences in emotional connotative meaning of words measured by Osgood’s semantic differential techniques in young adults. Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9 (119). P. 1–11. URL: https://www.nature.com/articles/s41599-022-01126-3

Chráskováa M., Kvintováb J. Attitudes of Czech University Students to a Healthy Lifestyle In: 7 th International Conference on Education and Educational Psychology. 2016. P. 84–95. DOI:10.15405/epsbs.2016.11.10. URL: https://www.researchgate.net/publication/310736302_Attitudes_of_Czech_University_Students_to_a_Healthy_Lifestyle

Grossman Z., Van der Weele J.J. Self-Image and Willful Ignorance in Social Decisions. Journal of the European Economic Association. 2017. Vol. 15. 1. P. 173–217. URL: https://doi.org/10.1093/jeea/jvw001 URL: https://www.researchgate.net/publication/320441157_SelfImage_and_Willful_Ignorance_in_Social_Decisions

Herpertz-Dahlmann B., Bühren K., Remschmidt H. Growing Up Is Hard. Mental Disorders in Adolescence. Dtsch Arztebl Int. 2013. Vol. 110(25). P. 432–440. Doi: 10.3238/arztebl.2013.0432 PMCID: PMC3705204 PMID: 23840288. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3705204/

Paszkowska-Rogacz A., Kabzinska Z. Applications of Kelly's Personal Construct Theory to Vocational Guidance.Online Submission, Psychology Research. 2012. Vol. 2, No 7. P. 408-421. Doi:10.17265/2159-5542/2012.07.003. URL: http://www.davidpublisher.com/index.php/Home/Article/index?id=24364.html

Pavlenko V., Dzhabbarova L. Studying Personal Identity of Students by Means of Modified Semantic Differentia. Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools. 2018. Vol. 25. 1. P. 144–148. Doi: 10.33531. URL: https://farplss.org/index.php/journal/article/view/286

Rosenberg D.B., Navarro M. Semantic Differential Scaling. The SAGE Encyclopedia of Educational Research, Measurement, and Evaluation / B. B. Frey. 2018. P. 1504–1507. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781506326139.n624. URL: https://sk.sagepub.com/reference/sage-encyclopedia-of-educational-research-measurement-evaluation/i18775.xml.

Siljanovska L., Stojcevska S. A Critical Analysis of Interpersonal Communication in Modern Times of The Concept «Looking Glass Self (1902)» by Charles Horton Cooley // Academia.edu. Accelerating the world's research.Review. 2018. Vol. 13. 1. P. 62–74. Doi:10.2478 / seeur-2018-0007. URL: https://www.researchgate.net/publication/330570609_A_Critical_Analysis_of_Interpersonal_Communication_in_Modern_Times_of_the_Concept_Looking_Glass_Self_1902_By_Charles_Horton_Cooley.

References:

Abdullin A.G., Tumbasova E.R. «Obraz Ja» kak predmet issledovanija v zarubezhnoj i otechestvennoj psihologii. Psihologija. Psihofiziologija. 2012. No 6. P. 4–10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii

Baturin N.A., Mel'nikova N.N. Tehnologija razrabotki testov: Chast' I. Vestnik JuUrGU, 2009. No 30. P. 4–14. URL: https://docviewer.yandex.ru

Burlachuk L.F., Morozov S.M. Slovar'-spravochnik po psihodiagnostike. SPb. : Piter, 2009. 685 p.

Gostev A.A. Psihologija i metafizika obraznoj sfery cheloveka. M. : Genezis, 2008. 484 p.

Gusev A.N., Izmajlov Ch.A., Mihalevskaja M.B. Izmerenie v psihologii: obshhij psihologicheskij praktikum. 2-e izd. M. : Smysl, 1998. 286 p.

Karpinskij K.V. Oprosnik smyslozhiznennogo krizisa: monografija. Grodno : GrGU, 2008. 108 p.

Leont'ev D.A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti: monografija. M. : Smysl, 2019. 582 p.

Mamardashvili M.K. Neobhodimost' sebja. Vvedenie v filosofiju. M. : Labirint, 1996. 432 p. URL: https://psylib.org.ua/books/mamar02/txt03.htm

Petrenko V.F. Paradigma konstruktivizma v gumanitarnyh naukah. Razvitie lichnosti. 2012. No 2. P. 88–97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigma-konstruktivizma-v-gumanitarnyh-naukah/viewer

Petrovskij A.V. Potrebnost' «byt' lichnost'ju». Psihologicheskij zhurnal. 2012. No 4 (33) oktjabr'–dekabr'. P. 87–91. URL: https://psyjournals.ru/files/93143/vestnik_psyobr_2012_n4_Petrovsky.pdf

Potapova K.I. U istokov simvolicheskogo interakcionizma: social'naja psihologija Dzh. G. Mida. Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2016. No 4–1 (28). P. 77–88. DOI: 10.12731/2077-1770-2016-4-1-77-88 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/u-istokov-simvolicheskogo-interaktsionizma-sotsialnaya-psihologiya-dzh-g-mida/viewer

Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. Chelovek i mir. Pod red. K. Abul'hanovoj-Slavskoj. M. : Izd-vo AST, 2022. 400 p.

Ermolaev-Tomin O.Ju. Matematicheskie metody v psihologii v 2 ch. Chast' 1: uchebnik dlja vuzov. 5-e izd., ispr. i dop. M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2024. 280 p.

Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija razvitija cheloveka. Razvitie sub#ektivnoj real'nosti v ontogeneze. M. : PSTGU, 2013. 400 p.

Shnejder L.B. Psihologija identichnosti. 2-e izd., per. i dop. M. : Izdatel'stvo Jurajt, 2019. 328 p.

Shnejder L.B., Hrustaleva V.V. Associativnyj test kak osnova konstruirovanija metodiki izuchenija social'noj identichnosti. Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma. No 3. 2014. P. 83–96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assotsiativnyy-test-kak-osnova-konstruirovaniya-metodiki-izucheniya-sotsialnoy-identichnosti/viewer

Bannister D., Fransella F. Person to Person. Inquiring Man: The Psychology of Personal Constructs. 2019. 204 p. URL: https://doi.org/10.4324/9780429030154

Chapman R.M., Gardner M.N., Lyons M. Gender differences in emotional connotative meaning of words measured by Osgood’s semantic differential techniques in young adults. Humanities and Social Sciences Communications. 2022. Vol. 9 (119). P. 1–11. URL: https://www.nature.com/articles/s41599-022-01126-3

Chráskováa M., Kvintováb J. Attitudes of Czech University Students to a Healthy Lifestyle In: 7 th International Conference on Education and Educational Psychology. 2016. P. 84–95. DOI:10.15405/epsbs.2016.11.10. URL: https://www.researchgate.net/publication/310736302_Attitudes_of_Czech_University_Students_to_a_Healthy_Lifestyle

Grossman Z., Van der Weele J.J. Self-Image and Willful Ignorance in Social Decisions. Journal of the European Economic Association. 2017. Vol. 15. 1. P. 173–217. URL: https://doi.org/10.1093/jeea/jvw001 URL: https://www.researchgate.net/publication/320441157_SelfImage_and_Willful_Ignorance_in_Social_Decisions

Herpertz-Dahlmann B., Bühren K., Remschmidt H. Growing Up Is Hard. Mental Disorders in Adolescence. Dtsch Arztebl Int. 2013. Vol. 110(25). P. 432–440. Doi: 10.3238/arztebl.2013.0432 PMCID: PMC3705204 PMID: 23840288. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3705204/

Paszkowska-Rogacz A., Kabzinska Z. Applications of Kelly's Personal Construct Theory to Vocational Guidance.Online Submission, Psychology Research. 2012. Vol. 2, No 7. P. 408–421. Doi:10.17265/2159-5542/2012.07.003. URL: http://www.davidpublisher.com/index.php/Home/Article/index?id=24364.html

Pavlenko V., Dzhabbarova L. Studying Personal Identity of Students by Means of Modified Semantic Differentia. Fundamental and applied researches in practice of leading scientific schools. 2018. Vol. 25. 1. P. 144–148. Doi: 10.33531. URL: https://farplss.org/index.php/journal/article/view/286

Rosenberg D.B., Navarro M. Semantic Differential Scaling. The SAGE Encyclopedia of Educational Research, Measurement, and Evaluation / B. B. Frey. 2018. P. 1504–1507. DOI: http://dx.doi.org/10.4135/9781506326139.n624. URL: https://sk.sagepub.com/reference/sage-encyclopedia-of-educational-research-measurement-evaluation/i18775.xml.

Siljanovska L., Stojcevska S. A Critical Analysis of Interpersonal Communication in Modern Times of The Concept «Looking Glass Self (1902)» by Charles Horton Cooley. Academia.edu. Accelerating the world's research.Review. 2018. Vol. 13. 1. P. 62–74. Doi:10.2478 / seeur-2018-0007. URL: https://www.researchgate.net/publication/330570609_A_Critical_Analysis_of_Interpersonal_Communication_in_Modern_Times_of_the_Concept_Looking_Glass_Self_1902_By_Charles_Horton_Cooley.

Опубликован
2024-09-24
Как цитировать
1. Голубина Н. В., Маджуга А. Г., Агзамов Р. Р. МОДИФИКАЦИЯ МЕТОДИК Ч. ОСГУДА (C.OSGOOD) И ДЖ. КЕЛЛИ (G. A.KELLY) ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ «ОБРАЗА Я» СТУДЕНТОВ В ЮНОШЕСКОМ КРИЗИСЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 3. С. 48-61. URL: http://bppasu.ru/article/view/15861.