ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ

УДК 159.9

  • Диана Юрьевна Перова МОУ «Егорьевская СОШ», Алтайский край Email: di.perova@yandex.ru
Ключевые слова: детско-родительские отношения, подростковый возраст, подростки, эмоциональный интеллект, компоненты эмоционального интеллекта подростков, особенности поощрений и наказаний, воспитательные воздействия, child-parent relationships, adolescence, adolescents, emotional intelligence, components of adolescents, emotional intelligencefeatures of rewards and punishments, educational influences

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи и зависимости компонентов эмоционального интеллекта сельских подростков 13–14 лет от отдельных характеристик детско-родительских отношений с матерью. Показано, что некоторые значимые характеристики детско-родительских отношений с матерью (такие, как: мониторинг, особенности наказаний, доброжелательные или враждебные отношения с собственным супругом) оказывают влияние на межличностный эмоциональный интеллект подростка и понимание им эмоций. Управление подростком своими эмоциями зависит от таких параметров детско-родительских отношений, как: непоследовательность и неуверенность матери в воспитательных воздействиях, враждебные отношения матери со своим супругом. Приведено также выявленное в исследовании гендерное различие в параметре детско-родительских отношений «особенности поощрений и наказаний / особенности наказаний».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Диана Юрьевна Перова, МОУ «Егорьевская СОШ», Алтайский край

Аспирант АГПУ, магистр психологии и

педагог-психолог

Литература

Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. СПб. : ФАРМиндекс, 2001. 68 с.

Изотова Е.И., Максимова Е.Б. Психологические и психофизиологические аспекты исследования эмоционального интеллекта в подростковом и юношеском возрастах // Психологические исследования. 2016. Т. 9, № 46. С. 7.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб. : Изд-во «Питер», 2001. 778 с.

Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие. М. : Гардарики, 2020. 320 с.

Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М. : Айрис-Пресс. 2019. 240 с.

Кочетова Ю. А., Климакова М. В. Гендерные различия в эмоциональном интеллекте у старших подростков // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 4. С. 65–74. DOI: 10.17759/psyedu.2017090407

Краснов А.В. Эмоциональный интеллект и стиль воспитания девочек старшего подросткового возраста // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2016. № 4. С. 55–66.

Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи: учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / 2-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2021. 432 с.

Литвиненко В.А., Обухова Ю.В. Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии // Северо-Кавказский психологический вестник. 2020. № 18/2. С. 28–43. DOI: 10.21702/ncpb.2020.2.3

Лужбина Н.А., Ральникова И.А., Васильева Е.В., Любимова О.М. Копинг-стратегии юношей в контексте эмоционального интеллекта // Человеческий капитал. 2019. № 8 (128). С. 164–173.

Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте. М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 29 –38.

Люсин Д.В. Опросник на эмоциональный интеллект ЭмИн: новые психометрические данные // Социальный и эмоциональный интеллект: от моделей к измерениям. М. : Институт психологии РАН, 2009. С. 264–278.

References:

Vasserman L.I., Gor'kovaya I.A., Romicyna E.E. Psihologicheskaya metodika «Podrostki o roditelyah» i ee prakticheskoe primenenie. SPb. : FARMindeks, 2001. 68 p.

Izotova E.I., Maksimova E.B. Psihologicheskie i psihofiziologicheskie aspekty issledovaniya emocional'nogo intellekta v podrostkovom i yunosheskom vozrastah // Psihologicheskie issledovaniya. 2016. Vol.. 9, No. 46. P. 7.

Il'in E.P. Emocii i chuvstva. SPb. : Izd-vo «Piter», 2001. 778 p.

Karabanova O.A. Psihologiya semejnyh otnoshenij i osnovy semejnogo konsul'tirovaniya : uchebnoe posobie. M. : Gardariki, 2020. 320 p.

Karabanova O.A. Vozrastnaya psihologiya. Konspekt lekcij. M. : Ajris-Press. 2019. 240 p.

Kochetova YU. A., Klimakova M. V. Gendernye razlichiya v emocional'nom intellekte u starshih podrostkov // Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2017. Vol. 9, No 4. P. 65–74. DOI: 10.17759/psyedu.2017090407

Krasnov A.V. Emocional'nyj intellekt i stil' vospitaniya devochek starshego podrostkovogo vozrasta // Vestnik RUDN. Seriya: Psihologiya i pedagogika. 2016. No. 4. P. 55–66.

Liders A.G. Psihologicheskoe obsledovanie sem'i: ucheb. posobie-praktikum dlya stud. fak. psihologii vyssh. ucheb. zavedenij / 2-e izd., ster. M. : Izdatel'skij centr «Akademiya», 2021. 432 p.

Litvinenko V.A., Obuhova YU.V. Sovremennye issledovaniya emocional'nogo intellekta v otechestvennoj psihologii // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2020. No. 18/2. P. 28–43. DOI: 10.21702/ncpb.2020.2.3

Luzhbina N.A., Ral'nikova I.A., Vasil'eva E.V., Lyubimova O.M. Koping-strategii yunoshej v kontekste emocional'nogo intellekta // CHelovecheskij kapital. 2019. No. 8 (128). P. 164–173.

Lyusin D.V. Sovremennye predstavleniya ob emocional'nom intellekte. M. : Institut psihologii RAN, 2004. P. 29 –38.

Lyusin D.V. Oprosnik na emocional'nyj intellekt EmIn: novye psihometricheskie dannye // Social'nyj i emocional'nyj intellekt: ot modelej k izmereniyam. M. : Institut psihologii RAN, 2009. P. 264–278.

Опубликован
2022-09-20
Как цитировать
1. Перова Д. Ю. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ПОДРОСТКОВ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ С МАТЕРЬЮ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 3. С. 59-69. URL: http://bppasu.ru/article/view/11902.