ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В ДИАЛОГЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В XVIII СТОЛЕТИИ

УДК 377

  • Ольга Юрьевна Колпачева Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Email: okol@list.ru
  • Лилия Николаевна Авдеева Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Email: lilik4@yandex.ru
  • Нелли Александровна Сиволобова Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Email: nsivolobova@mail.ru
  • Аревик Эрниковна Ширванян Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» Email: arevik-83@mail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентиры, образовательные проекты, русское учительство, сословная педагогика, профессиональное образование, государственные учебные заведения, западноевропейская педагогика

Аннотация

Целью авторов статьи явилось рассмотрение становления школы и педагогики  России первой четверти XVIII века в контексте государственного этапа развития  отечественного образования.  На основе использования сравнительного метода показано различие целей и идеалов древнерусской и опирающейся на западные образцы новой, государственной педагогики. Проанализированы требования нового времени к формирующемуся отечественному учительству, выявлены его детерминанты, рассмотрены проекты реформирования образования начала XVIII столетия, которые во многом легли в основу деятельности отечественной школы. Результаты проведенного исследования показывают,  что школа и педагогика России  в начале XVIII столетия  базировались на диалоге ценностей отечественного и европейского образования,  что соответствовало изменившимся потребностям государства и общества. Данные изменения способствовали выработке требований к профессиональной подготовке и нравственным качествам отечественного учительского корпуса, предопределили аксиологические приоритеты  российских педагогов.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Юрьевна Колпачева, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

Доктор педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Лилия Николаевна Авдеева, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Нелли Александровна Сиволобова, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Аревик Эрниковна Ширванян, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт»

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей педагогики и образовательных технологий

Литература

Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII – начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания : автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2001. 24 с.

Бобровский П.О. Царь Петр Алексеевич и военная школа четырех первых регулярных полков в России (1690 – 1699 гг.). СПб., 1887. 123 с.

Вессель Н.Х. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России // Русская школа. 1890. № 7. С. 20.

Горчаков М.И. Священный Монастырский приказ. СПб. : Тип. А. Траншеля, 1868. С. 254.

Демков М.И. История русской педагогии. Ч. II. Новая русская педагогия (XVIII-й век). Изд. 2-е, испр. М. : Изд. авт, 1910. С. 53.

Ельницкий К. Очерки по истории педагогики // Семья и школа. 1884. № 10. С. 242–279.

Завещание отеческое И.Т. Посошкова / И.Т. Посошков. Сочинения. Ч. I. М., 1842. 391 с.

История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2019. 234 с.

История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Н.Д. Никандрова. М. : Гардарики, 2017. С. 214.

Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М. : ВПА, 1990. 41 с.

Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. 184 с.

Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М. : «Польза», 1910. 153 с.

Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». М. : УРАО, 2018. 158 с.

Крыжановский О. Значение духовенства в истории народного образования в России. Исторический очерк // Образование. 1895. № 9. 84 с.

Латышина Д.И. История педагогики. М. : Изд. дом «Форум», 2020. 169 с.

Парибок П.М. Первая пушкарская школа // Советская педагогика. 1943. № 5–6. С. 43–45.

Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом. Т. I. СПб., 1862. 63 с.

Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. № 3375. СПб, 1830. 132 с.

Пропозиции Федора Салтыкова: Рукопись из собрания П.И. Тиханова. СПб., 1891. 221 с.

Полное собрание законов Российской империи. Т. 2. СПб : Государственная типография, 1882.

Российский государственный архив Военно-Морского Флота. СПб, ф. 233, д. 119, л. 36.

Рождественский С. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени // Русская школа. 1903. № 1. С. 89–90.

Сидоренко Е.Г. Первая артиллерийско-инженерная школа в России // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Вып. 3. Л., 1960. С. 81–99.

Сиповский В. Значение Петра Великого в истории русских школ // Семья и школа. 1872. № 5. Кн. II. С. 996–997.

Сукновалов А.Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. Вып. 42. М. : АН СССР, 1953. С. 301–306.

Табель о рангах // Доклады и приговоры правительственному сенату в царствование Петра I. Т. I. СПб., 1880. 276 с.

Татищев В.Н. Духовная моему сыну // Антология педагогической мысли России XVIII в. М. : Педагогика, 1985. С. 81–83.

Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XVIII в. М. : Педагогика, 1985. С. 69–81.

Хрестоматия по русской военной истории / под ред. Л.Г. Бескровного. М. : Воениздат, 1947. 185 с.

Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время // Сборник статей, читаемых в отделении языка и словесности Академии наук. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1868. 321 с.

Шевелев А.Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы. СПб. : СПб АППО, 2005. 352 с.

References:

Blinov V.I.Razvitiye teorii i praktiki obrazovaniya v Rossii v XVIII - nachale XX vv. pod vliyaniyem izmeneniy tsennostnykh oriyentatsiy. predstavleniy ob ideale cheloveka i tselyakh ego vospitaniya // Avtoref. diss. …d-ra ped. nauk. M.. 2001. 24 p.

Bobrovskiy P.O. Tsar Petr Alekseyevich i voyennaya shkola chetyrekh pervykh regulyarnykh polkov v Rossii (1690 – 1699 gg.). SPb.. 1887. P. 123.

Vessel N.Kh. Nachalnoye obrazovaniye i narodnyye uchilishcha v Zapadnoy Evrope i v Rossii // Russkaya shkola. 1890. No. 7. P. 20.

Gorchakov. Svyashchennyy Monastyrskiy prikaz. SPb.. 1868. P. 254.

Demkov M.I. Istoriya russkoy pedagogii. Ch. II. Novaya russkaya pedagogiya (XVIII-y vek). Izd. 2-e. ispr. M., 1910. P. 53.

Elnitskiy K. Ocherki po istorii pedagogiki // Semia i shkola. 1884. No. 10. P. 242-279/

Zaveshchaniye otecheskoye I.T. Pososhkova // I.T. Pososhkov. Sochineniya. Ch.I. M. 1842. 391 p.

Istoriya pedagogiki i obrazovaniya / Pod red. A.I. Piskunova. M.: TTs Sfera. 2019. 234 p.

Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandidata nauk / pod red. N.D. Nikandrova. M.: Gardariki. 2017. P. 214.

Kamenev A.I. Istoriya podgotovki ofitserskikh kadrov v Rossii. M.: VPA. 1990. 41 p.

Kapterev P.F. Istoriya russkoy pedagogiki. Ptg.. 1915. 184 p.

Knyazkov S.A.. Serbov N.I. Ocherk istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii do epokhi reform Aleksandra II. M.. 1910. 153 p.

Kornetov G.B. Istoriya pedagogiki. Vvedeniye v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli». M.; URAO. 2018. 158 p.

Kryzhanovskiy O. Znacheniye dukhovenstva v istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii. Istoricheskiy ocherk // Obrazovaniye. 1895. No. 9. 84 p.

Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. M.: Izd. dom «Forum». 2020. 169 p.

Paribok P.M. Pervaya pushkarskaya shkola // Sovetskaya pedagogika. 1943. No. 5–6. P. 43–45.

Pekarskiy P. Nauka i literatura pri Petre Velikom. T. I. SPb.. 1862. 63 p.

Polnoye sobraniye zakonov. Rossiyskoy imperii. T.V. No. 3375. 132 p.

Propozitsii Fedora Saltykova: Rukopis iz sobraniya P.I. Tikhanova. SPb.. 1891. 221 p.

Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. T. 2. SPb : Gosudarstvennaja tipografija, 1882.

Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota. SPb, f. 233, d. 119, l. 36.

Rozhdestvenskiy S. Epokha preobrazovaniy Petra Velikogo i russkaya shkola novogo vremeni // Russkaya shkola. 1903. No. 1. P. 89–90.

Sidorenko E.G. Pervaya artilleriysko-inzhenernaya shkola v Rossii // Sbornik issledovaniy i materialov Artilleriyskogo istoricheskogo muzeya. Vyp. 3. L.. 1960. P. 81–99.

Sipovskiy V. Znacheniye Petra Velikogo v istorii russkikh shkol // Semia i shkola. 1872. No. 5. Kn. II. P. 996–997.

Suknovalov A.E. Pervaya v Rossii voyenno-morskaya shkola // Istoricheskiye zapiski. Vyp. 42. M.: AN SSSR. 1953. P. 301–306.

Tabel o rangakh // Doklady i prigovory pravitelstvennomu senatu v tsarstvovaniye Petra I. T.I. SPb.. 1880. 276 p.

Tatishchev V.N. Dukhovnaya moyemu synu // Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII v. M.: Pedagogika. 1985. P. 81–83.

Tatishchev V.N.Razgovor o polze nauk i uchilishch // Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII v. M.: Pedagogika. 1985. P. 69–81.

Khrestomatiya po russkoy voyennoy istorii. Pod red. L.G. Beskrovnogo. M. 1947. 185 p.

Chistovich I.A. Feofan Prokopovich i ego vremya // Sbornik statey. chitayemykh v otdelenii yazyka i slovesnosti Akademii nauk. SPb. 1868. 321 p.

Shevelev A.N. Obrazovatelnaya urbanistika: istoriko-pedagogicheskiye aspekty izucheniya peterburgskoy dorevolyutsionnoy shkoly. SPb. 2018. 138 p.

Опубликован
2022-06-21
Как цитировать
1. Колпачева О. Ю., Авдеева Л. Н., Сиволобова Н. А., Ширванян А. Э. ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В ДИАЛОГЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В XVIII СТОЛЕТИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 2. С. 78-97. URL: http://bppasu.ru/article/view/11571.