ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА РОССИИ В ДИАЛОГЕ ЦЕННОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЕВРОПЕЙСКОГО УЧИТЕЛЬСТВА В XVIII СТОЛЕТИИ
УДК 377
Аннотация
Целью авторов статьи явилось рассмотрение становления школы и педагогики России первой четверти XVIII века в контексте государственного этапа развития отечественного образования. На основе использования сравнительного метода показано различие целей и идеалов древнерусской и опирающейся на западные образцы новой, государственной педагогики. Проанализированы требования нового времени к формирующемуся отечественному учительству, выявлены его детерминанты, рассмотрены проекты реформирования образования начала XVIII столетия, которые во многом легли в основу деятельности отечественной школы. Результаты проведенного исследования показывают, что школа и педагогика России в начале XVIII столетия базировались на диалоге ценностей отечественного и европейского образования, что соответствовало изменившимся потребностям государства и общества. Данные изменения способствовали выработке требований к профессиональной подготовке и нравственным качествам отечественного учительского корпуса, предопределили аксиологические приоритеты российских педагогов.
Скачивания
Литература
Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII – начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания : автореф. дисс. … д-ра пед. наук. М., 2001. 24 с.
Бобровский П.О. Царь Петр Алексеевич и военная школа четырех первых регулярных полков в России (1690 – 1699 гг.). СПб., 1887. 123 с.
Вессель Н.Х. Начальное образование и народные училища в Западной Европе и в России // Русская школа. 1890. № 7. С. 20.
Горчаков М.И. Священный Монастырский приказ. СПб. : Тип. А. Траншеля, 1868. С. 254.
Демков М.И. История русской педагогии. Ч. II. Новая русская педагогия (XVIII-й век). Изд. 2-е, испр. М. : Изд. авт, 1910. С. 53.
Ельницкий К. Очерки по истории педагогики // Семья и школа. 1884. № 10. С. 242–279.
Завещание отеческое И.Т. Посошкова / И.Т. Посошков. Сочинения. Ч. I. М., 1842. 391 с.
История педагогики и образования / под ред. А.И. Пискунова. М. : ТЦ Сфера, 2019. 234 с.
История педагогики: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук / под ред. Н.Д. Никандрова. М. : Гардарики, 2017. С. 214.
Каменев А.И. История подготовки офицерских кадров в России. М. : ВПА, 1990. 41 с.
Каптерев П.Ф. История русской педагогики. Петроград, 1915. 184 с.
Князьков С.А., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра II. М. : «Польза», 1910. 153 с.
Корнетов Г.Б. История педагогики. Введение в курс «История образования и педагогической мысли». М. : УРАО, 2018. 158 с.
Крыжановский О. Значение духовенства в истории народного образования в России. Исторический очерк // Образование. 1895. № 9. 84 с.
Латышина Д.И. История педагогики. М. : Изд. дом «Форум», 2020. 169 с.
Парибок П.М. Первая пушкарская школа // Советская педагогика. 1943. № 5–6. С. 43–45.
Пекарский П. Наука и литература при Петре Великом. Т. I. СПб., 1862. 63 с.
Полное собрание законов Российской империи. Т. 5. № 3375. СПб, 1830. 132 с.
Пропозиции Федора Салтыкова: Рукопись из собрания П.И. Тиханова. СПб., 1891. 221 с.
Полное собрание законов Российской империи. Т. 2. СПб : Государственная типография, 1882.
Российский государственный архив Военно-Морского Флота. СПб, ф. 233, д. 119, л. 36.
Рождественский С. Эпоха преобразований Петра Великого и русская школа нового времени // Русская школа. 1903. № 1. С. 89–90.
Сидоренко Е.Г. Первая артиллерийско-инженерная школа в России // Сборник исследований и материалов Артиллерийского исторического музея. Вып. 3. Л., 1960. С. 81–99.
Сиповский В. Значение Петра Великого в истории русских школ // Семья и школа. 1872. № 5. Кн. II. С. 996–997.
Сукновалов А.Е. Первая в России военно-морская школа // Исторические записки. Вып. 42. М. : АН СССР, 1953. С. 301–306.
Табель о рангах // Доклады и приговоры правительственному сенату в царствование Петра I. Т. I. СПб., 1880. 276 с.
Татищев В.Н. Духовная моему сыну // Антология педагогической мысли России XVIII в. М. : Педагогика, 1985. С. 81–83.
Татищев В.Н. Разговор о пользе наук и училищ // Антология педагогической мысли России XVIII в. М. : Педагогика, 1985. С. 69–81.
Хрестоматия по русской военной истории / под ред. Л.Г. Бескровного. М. : Воениздат, 1947. 185 с.
Чистович И.А. Феофан Прокопович и его время // Сборник статей, читаемых в отделении языка и словесности Академии наук. СПб. : Тип. Имп. Акад. наук, 1868. 321 с.
Шевелев А.Н. Образовательная урбанистика: историко-педагогические аспекты изучения петербургской дореволюционной школы. СПб. : СПб АППО, 2005. 352 с.
References:
Blinov V.I.Razvitiye teorii i praktiki obrazovaniya v Rossii v XVIII - nachale XX vv. pod vliyaniyem izmeneniy tsennostnykh oriyentatsiy. predstavleniy ob ideale cheloveka i tselyakh ego vospitaniya // Avtoref. diss. …d-ra ped. nauk. M.. 2001. 24 p.
Bobrovskiy P.O. Tsar Petr Alekseyevich i voyennaya shkola chetyrekh pervykh regulyarnykh polkov v Rossii (1690 – 1699 gg.). SPb.. 1887. P. 123.
Vessel N.Kh. Nachalnoye obrazovaniye i narodnyye uchilishcha v Zapadnoy Evrope i v Rossii // Russkaya shkola. 1890. No. 7. P. 20.
Gorchakov. Svyashchennyy Monastyrskiy prikaz. SPb.. 1868. P. 254.
Demkov M.I. Istoriya russkoy pedagogii. Ch. II. Novaya russkaya pedagogiya (XVIII-y vek). Izd. 2-e. ispr. M., 1910. P. 53.
Elnitskiy K. Ocherki po istorii pedagogiki // Semia i shkola. 1884. No. 10. P. 242-279/
Zaveshchaniye otecheskoye I.T. Pososhkova // I.T. Pososhkov. Sochineniya. Ch.I. M. 1842. 391 p.
Istoriya pedagogiki i obrazovaniya / Pod red. A.I. Piskunova. M.: TTs Sfera. 2019. 234 p.
Istoriya pedagogiki: uchebnik dlya aspirantov i soiskateley uchenoy stepeni kandidata nauk / pod red. N.D. Nikandrova. M.: Gardariki. 2017. P. 214.
Kamenev A.I. Istoriya podgotovki ofitserskikh kadrov v Rossii. M.: VPA. 1990. 41 p.
Kapterev P.F. Istoriya russkoy pedagogiki. Ptg.. 1915. 184 p.
Knyazkov S.A.. Serbov N.I. Ocherk istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii do epokhi reform Aleksandra II. M.. 1910. 153 p.
Kornetov G.B. Istoriya pedagogiki. Vvedeniye v kurs «Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoy mysli». M.; URAO. 2018. 158 p.
Kryzhanovskiy O. Znacheniye dukhovenstva v istorii narodnogo obrazovaniya v Rossii. Istoricheskiy ocherk // Obrazovaniye. 1895. No. 9. 84 p.
Latyshina D.I. Istoriya pedagogiki. M.: Izd. dom «Forum». 2020. 169 p.
Paribok P.M. Pervaya pushkarskaya shkola // Sovetskaya pedagogika. 1943. No. 5–6. P. 43–45.
Pekarskiy P. Nauka i literatura pri Petre Velikom. T. I. SPb.. 1862. 63 p.
Polnoye sobraniye zakonov. Rossiyskoy imperii. T.V. No. 3375. 132 p.
Propozitsii Fedora Saltykova: Rukopis iz sobraniya P.I. Tikhanova. SPb.. 1891. 221 p.
Polnoe sobranie zakonov Rossijskoj imperii. T. 2. SPb : Gosudarstvennaja tipografija, 1882.
Rossijskij gosudarstvennyj arhiv Voenno-Morskogo Flota. SPb, f. 233, d. 119, l. 36.
Rozhdestvenskiy S. Epokha preobrazovaniy Petra Velikogo i russkaya shkola novogo vremeni // Russkaya shkola. 1903. No. 1. P. 89–90.
Sidorenko E.G. Pervaya artilleriysko-inzhenernaya shkola v Rossii // Sbornik issledovaniy i materialov Artilleriyskogo istoricheskogo muzeya. Vyp. 3. L.. 1960. P. 81–99.
Sipovskiy V. Znacheniye Petra Velikogo v istorii russkikh shkol // Semia i shkola. 1872. No. 5. Kn. II. P. 996–997.
Suknovalov A.E. Pervaya v Rossii voyenno-morskaya shkola // Istoricheskiye zapiski. Vyp. 42. M.: AN SSSR. 1953. P. 301–306.
Tabel o rangakh // Doklady i prigovory pravitelstvennomu senatu v tsarstvovaniye Petra I. T.I. SPb.. 1880. 276 p.
Tatishchev V.N. Dukhovnaya moyemu synu // Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII v. M.: Pedagogika. 1985. P. 81–83.
Tatishchev V.N.Razgovor o polze nauk i uchilishch // Antologiya pedagogicheskoy mysli Rossii XVIII v. M.: Pedagogika. 1985. P. 69–81.
Khrestomatiya po russkoy voyennoy istorii. Pod red. L.G. Beskrovnogo. M. 1947. 185 p.
Chistovich I.A. Feofan Prokopovich i ego vremya // Sbornik statey. chitayemykh v otdelenii yazyka i slovesnosti Akademii nauk. SPb. 1868. 321 p.
Shevelev A.N. Obrazovatelnaya urbanistika: istoriko-pedagogicheskiye aspekty izucheniya peterburgskoy dorevolyutsionnoy shkoly. SPb. 2018. 138 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи