АНТИБУЛЛИНГОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПОДРОСТКА: АССЕРТИВНОСТЬ VS ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ
Аннотация
Статья посвящена исследованию антибуллинговых компетенций в младшем и старшем подростковом возрасте с учетом наличия и отсутствия у подростка личного опыта буллинга. Целью является сравнительная оценка навыков ассертивности и жизнестойкости как предикторов антибуллинга. В статье представлена муниципальная популяционная статистика диагностического обследования школьников средней и старшей образовательной ступени. В исследовании использован современный инструментарий диагностики и оценки буллинга, методика измерения антибуллингового статуса личности. Результатом стали межгрупповые и внутригрупповые отличия в профиле компетенций антибуллинга у подростков младшего и старшего возраста. Показаны связи и зависимости ключевых антибуллинговых компетенций с индексами буллинга и антибуллинга.
Скачивания
Литература
2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. СПб.: Питер, 2017. 208 с.
3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Опросник риска буллинга (ОРБ) // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 146–157.
4. Воробьева М.С. Формирование ассертивного поведения в подростковом возрасте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2. С. 326.
5. Гришина Т.Г. Социально-психологический тренинг коррекции агрессивного поведения подростков как средство преодоления школьного буллинга // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 5-1. С. 7–14.
6. Давидович Н.Н. Опыт формирования ассертивной модели поведения у старшеклассников // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2018. № 2 (218). С. 29–36.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
8. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М.: АПКиПРО, 2003. 101 с.
9. Каппони В., Новак Т. Как делать все по-своему. Ассертивность в жизнь. СПб. : Питер, 1995.188 с.
10. Кривцова С.В. Школьная программа развития социальных компетенций детей «ЖН»: двадцатилетняя история и перспективы // Академический вестник. Научно-практический журнал Академии социального управления. Т. 2. № 28. 2018. С. 7–32.
11. Кривцова С.В., Шапкина А.Н., Малыгина М.П. Школьный буллинг: прояснение понятий // Вопросы психологии. 2019. № 3. С. 17–28.
12. Кудасова Е.А., Скитневская Л.В. Характеристика психологических особенностей феномена «жертвы» // Интерактивная наука. 2017. Т. 4. № 14. С. 98–100.
13. Леонтьев А.А., Харре Р., Аргайл М., Фернхэм А., Грэхем Д.А. Ассертивность. Общение и деятельность общения. СПб.: Питер, 2008. С. 160–215.
14. Молчанова Д.В., Новикова М.А. Противодействие школьному буллингу: анализ международного опыта. Серия: Современная аналитика образования. № 1 (31). М.: НИУ ВШЭ, 2020. 72 с.
15. Реан А.А., Ставцев А.А. Позитивные психологические интервенции как профилактика школьного неблагополучия // Вопросы образования. 2020. № 3. С. 37–59.
16. Смит М. Дж. Тренинг уверенности в себе / пер.с англ. В. Путяты. СПб. : Речь, 2018. 142 с.
17. Солтер Э. Тренинг ассертивности. СПб.: Речь, 2003. 169 c.
18. Шейнов В.П. Ассертивное поведение: оценки и свойства // Российский психологический журнал. 2014. Т. 11. № 4. С. 55–67.
19. Шильцова Ю.В. Теоретические и методологические проблемы исследования ассертивности старших дошкольников // Российский научный журнал. 2008. № 5 (6). С. 208–214.
20. Янова Н.Г. От буллинга к антибуллингу: школьные программы профилактики агрессии. Барнаул: Принт-Экспресс, 2021.180 с.
21. Янова Н.Г. Психолого-педагогические риски буллинга в образовательной среде // Здоровье человека. Теория и методика физической культуры и спорта. 2019. № 4 (15). С. 189–197.
22. Darjan I., Negru M., Ilie D. Self-esteem – the Decisive Difference between Bullying and Assertiveness in Adolescence? // Journal of Educational Sciences. 2021. No. 1 (41). Р. 19–34.
23. Ikiz F.E. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors // Social Behavior and Personality. 2011. No. 39 (2). Р. 199–206
24. Kumar L., Rathi K. Assertiveness and self-esteem among adolescents - a correlational study // The International Journal of Indian Psychology. 2020. Vol. 8 (4). Р. 1424–1430.
25. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness. Encyclopedia of Mental Health. H.S. Friedman (Ed.). San Diego (CA) : Academic Press, 1998. P. 323–335.
26. Ortega R., Del-Rey R. & Mora-Mercan J.A. SAVE Model: An anti-bullying intervention in Spain. In P.K. Smith D. Pepler, & K. Rigby (Eds.). Bullying in schools: How successful can interventions be? Cambridge : Cambridge University Press. 2004. Р. 167–186.
27. Parray W.M.; Ahirwar, G.; & Kumar S. A study on Assertiveness among rural Adolescents // International Journal of Research and Analytical Reviews. 2018. No. 5 (4). 702–704.
28. Rani S. Assertive behaviour and self esteem among adolescent girls. Indian Journal Psychiatric Nursing. 2017. Vol. 13. P. 19–23.
29. Trudeau L., Lillehoj C., Spoth R. & Redmond C. The Role of Assertiveness and Decision Making in Early Adolescent Substance Initiation: Mediating Processes // Journal of Research on Adolescence. 2017. No. 13 (3). Р. 301–328 .
30. Vagos P. & Pereira A. A Proposal for Evaluating Cognition in Assertiveness. Psychological Assessment. 2010. No. 22 (3). P. 657–665.
References:
1. Belyakova M.YU. Programmy profilaktiki bullinga v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah (zarubezhnyj opyt) // Psihicheskoe zdorov'e. 2019. No. 8. P. 65–70.
2. Bishop S. Trening assertivnosti. SPb. : Piter, 2017. 208 p.
3. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Oprosnik riska bullinga (ORB) // Voprosy psihologii. 2015. No. 5. P. 146–157.
4. Vorob'eva M.S. Formirovanie assertivnogo povedeniya v podrostkovom vozraste // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 2-2. P. 326.
5. Grishina T.G. Social'no-psihologicheskij trening korrekcii agressivnogo povedeniya podrostkov kak sredstvo preodoleniya shkol'nogo bullinga // Psihologiya. Istoriko-kriticheskie obzory i sovremennye issledovaniya. 2019. Vol. 8. No. 5-1. P. 7–14.
6. Davidovich N.N. Opyt formirovaniya assertivnoj modeli povedeniya u starsheklassnikov // Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3: Pedagogika i psihologiya. 2018. No. 2 (218). P. 29–36.
7. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-celevaya osnova kompetentnostnogo podhoda v obrazovanii. M.: Issledovatel'skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2004. 40 p.
8. Ivanov D.A., Mitrofanov K.G., Sokolova O.V. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Problemy, ponyatiya, instrumentarij. M.: APKiPRO, 2003. 101 p.
9. Kapponi V., Novak T. Kak delat' vse po-svoemu. Assertivnost' v zhizn'. SPb.: Piter, 1995.188 p.
10. Krivcova S.V. SHkol'naya programma razvitiya social'nyh kompetencij detej «ZHN»: dvadcatiletnyaya istoriya i perspektivy // Akademicheskij vestnik. Nauchno-prakticheskij zhurnal Akademii social'nogo upravleniya. Vol. 2. No. 28. 2018. P. 7–32.
11. Krivcova S.V., SHapkina A.N., Malygina M.P. SHkol'nyj bulling: proyasnenie ponyatij // Voprosy psihologii. 2019. No. 3. P. 17–28.
12. Kudasova E.A., Skitnevskaya L.V. Harakteristika psihologicheskih osobennostej fenomena «zhertvy» // Interaktivnaya nauka. 2017. Vol. 4. No. 14. P. 98–100.
13. Leont'ev A.A., Harre R., Argajl M., Fernhem A., Grekhem D.A. Assertivnost'. Obshchenie i deyatel'nost' obshcheniya. SPb.: Piter, 2008. P. 160–215.
14. Molchanova D.V., Novikova M.A. Protivodejstvie shkol'nomu bullingu: analiz mezhdunarodnogo opyta. Seriya: Sovremennaya analitika obrazovaniya. No. 1 (31). M.: NIU VSHE, 2020. 72 p.
15. Rean A.A., Stavcev A.A. Pozitivnye psihologicheskie intervencii kak profilaktika shkol'nogo neblagopoluchiya // Voprosy obrazovaniya. 2020. No. 3. P. 37–59.
16. Smit M. Dzh. Trening uverennosti v sebe / per.s angl. V. Putyaty. SPb. : Rech', 2018. 142 p.
17. Solter E. Trening assertivnosti. SPb. : Rech', 2003. 169 p.
18. Shejnov V.P. Assertivnoe povedenie: ocenki i svojstva // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2014. Vol. 11. No. 4. P. 55–67.
19. Shil'cova YU.V. Teoreticheskie i metodologicheskie problemy issledovaniya assertivnosti starshih doshkol'nikov // Rossijskij nauchnyj zhurnal. 2008. No. 5 (6). P. 208–214.
20. Yanova N.G. Ot bullinga k antibullingu: shkol'nye programmy profilaktiki agressii. Barnaul : Print-Ekspress, 2021.180 p.
21. Yanova N.G. Psihologo-pedagogicheskie riski bullinga v obrazovatel'noj srede // Zdorov'e cheloveka. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta. 2019. No. 4 (15). P. 189–197.
22. Darjan I., Negru M., Ilie D. Self-esteem – the Decisive Difference between Bullying and Assertiveness in Adolescence? // Journal of Educational Sciences. 2021. No. 1 (41). Р. 19–34.
23. Ikiz F.E. Self-perceptions about properties affecting assertiveness of trainee counselors // Social Behavior and Personality. 2011. No. 39 (2). Р. 199–206
24. Kumar L., Rathi K. Assertiveness and self-esteem among adolescents - a correlational study // The International Journal of Indian Psychology. 2020. Vol. 8 (4). Р. 1424–1430.
25. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness. Encyclopedia of Mental Health. H.S. Friedman (Ed.). San Diego (CA) : Academic Press, 1998. P. 323–335.
26. Ortega R., Del-Rey R. & Mora-Mercan J.A. SAVE Model: An anti-bullying intervention in Spain. In P.K. Smith D. Pepler, & K. Rigby (Eds.). Bullying in schools: How successful can interventions be? Cambridge : Cambridge University Press. 2004. Р. 167–186.
27. Parray W.M.; Ahirwar, G.; & Kumar S. A study on Assertiveness among rural Adolescents // International Journal of Research and Analytical Reviews. 2018. No. 5 (4). 702–704.
28. Rani S. Assertive behaviour and self esteem among adolescent girls. Indian Journal Psychiatric Nursing. 2017. Vol. 13. P. 19–23.
29. Trudeau L., Lillehoj C., Spoth R. & Redmond C. The Role of Assertiveness and Decision Making in Early Adolescent Substance Initiation: Mediating Processes // Journal of Research on Adolescence. 2017. No. 13 (3). Р. 301–328 .
30. Vagos P. & Pereira A. A Proposal for Evaluating Cognition in Assertiveness. Psychological Assessment. 2010. No. 22 (3). P. 657–665.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи