СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ В РАННЕЙ ЮНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РАЗНЫМ ПРОФИЛЯМ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 159.922.8
Аннотация
Череда жизненных выборов в широком пространстве общественных отношений, таких как профессиональное самоопределение, выбор референтной группы, друзей, попытки найти спутника жизни, ставит перед старшеклассниками ряд задач, от решения которыхбудут зависеть последующие годы жизни. Психологической структурой, позволяющей ответить на данные вопросы, выступает смысл жизни, который характеризуется рядом видов и свойств. Цель статьи– рассмотреть специфику видов и свойств смысловых образований личности старшеклассниковкак субстратов смысловой динамики, конституированных в смысле жизни, в зависимости от профиля образования (на примере физико-математического, гуманитарного, естественнонаучного и универсального).
Выборку исследования составляют обучающиеся в возрасте 15–18 лет (N=290). Эмпирические данные получены с помощью опросника смысложизненного кризиса К.В. Карпинского, теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, анкеты В.Э. Чудновского «О смысле жизни». Для оценки различий рассматриваемых показателей в сравниваемых группах применялись критерии Краскела–Уоллисаи Манна-Уитни с поправкой Бонферрони, дескриптивный метод.
Выявлены статистически значимые различия во временной локализации смысловых образований. Прослежены общие для всех профилей тенденции в гармоничности, локализации локуса контроля, конструктивности и направленности смысловых образований старшеклассников.
Полученные результаты показали, что в старших классах профилизация образования приводит к специфичной дифференциации смысловых образований личности и привносит воспитательный ресурс.
Скачивания
Литература
Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Общая теория смысла: хрестоматия. М. : КРЕДО, 2014. 430 с.
Богоявленская Д.Б. Смысл жизни в контексте психологии творчества // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). М. : Смысл, 2005. С. 49–52.
Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. 1998. Т. 19. № 5. С. 3–14.
Валеева Г. В., Тюмасева З. И. Взаимодействие субъективных и объективных характеристик жизнедеятельности как детерминанты психологической безопасности личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 3. С. 6–22. Doi: http://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-6-22
Войтик И.М. Смысложизненные ориентации старших подростков: особенности проявления, возрастно-половые различия // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 12. С. 165–170.
Карпинский К.В. Опросник смысложизненного кризиса : монография. Гродно : ГрГУ, 2008. 108 с.
Колмогорова Л.С., Сидоровъ С.С. Гендерные особенности видов и свойств личностных смысловых образований у старшеклассников // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023. № 4 (57). С. 66–74. Doi: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-66-74
Колмогорова Л.С., Холодкова О.Г. Становление ценностно-смысловой сферы личности в юношеском возрасте : монография. Барнаул : АлтГПУ, 2023. 242 с. Doi: https://doi.org/10.37386/978-5-907487-48-2
Куликова Т.И. Особенности смысложизненных ориентаций у студентов-девушек разного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2023. № 07. 0,5 п.л. URL: http://ekoncept.ru/2023/232010.htm
Леонтьев Д.А. Смыслообразование и его контексты: жизнь, структура, культура, опыт // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2014. № 1. С. 104–117.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). М.: Смысл, 2000. 18 с.
Никандрова Н.П. Смысловая сторона направленности личности студентов первокурсников // Гуманитарные науки. 2023. № 2. C. 101–107.
Осин Е.Н., Кошелева Н.В. Тест смысложизненных ориентаций: новые данные о структуре и валидности // Вопросы психологии. 2020. Т. 66. №. 6. С. 150–163.
Отношение к жизненным ситуациям у курсантов гуманитарного и технического профилей обучения / Е.А. Горбаренко [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. т. 11. № 6А. С. 51–60. Doi: https://doi.org/10.34670/ar.2023.38.27.006.
Унгуряну Т.Н., Гржибовский А.М. Сравнение трех и более независимых групп с использованием непараметрического критерия Краскела-Уоллиса в программе Stata // Экология человека. 2014. № 6. С. 55–58.
Lin C.C. Gratitude and suicidal ideation in undergraduates in taiwan: the mediating role of self-esteem and meaning in life // Omega (Westport). 2021. Vol. 84, issue. 1. P. 177–193. Doi: https://doi.org/10.1177/0030222819882845
Lin Z. Emotion Regulation Strategies and Sense of Life Meaning: The Chain-Mediating Role of Gratitude and Subjective Wellbeing // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article no. 810591. Doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.810591
The Influence of Gratitude on the Meaning of Life: The Mediating Effect of Family Function and Peer Relationship / P. Zhang [и др.] // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Article no. 680795. Doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.680795
References:
Abakumova I.V., Ermakov P.N., Rudakova I.A. The general theory of meaning. Moscow : KREDO, 2014. 430 p.
Bogoyavlenskaya D.B. The meaning of life in the context of the psychology of creativity. In: The Problem of meaning in the Human Sciences (on the 100th anniversary of Viktor Frankl). 2005. P. 49–52.
Vajzer G.A. The meaning of life and the "double crisis" in human life. Psihologicheskij zhurnal. 1998. No 19(5). P. 3–14.
Valeeva G., Tyumaseva Z. Interaction of subjective and objective life characteristics as determinate of psychological safety personalities. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2023. No (3). P. 6–22. Doi: http://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-6-22
Voytik I.M. Life-Purpose Orientations of Older Adolescents: Peculiarities of Manifestation, Age-Sex Differences. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No 12. P.165–170.
Karpinskij K.V. The Life Meaning Crisis Questionnaire. Grodno : GrSU; 2008. 108 p.
Kolmogorova L.S., Sidorov S.S. Types and properties of personal semantic formations in high school students. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. No 4(57). P. 66–74. Doi: https://doi.org/10.37386/2413-4481-2023-4-66-74
Kolmogorova L.S., HolodkovaO.G. The formation of the value-semantic sphere of personality in adolescence. Barnaul : AltSPU, 2023. 242 p. Doi: https://doi.org/10.37386/978-5-907487-48-2
Kulikova T.I. Specific Features of Meaningful Orientations in Female Students of Different Ages. Koncept. 2023. No 07. URL: http://ekoncept.ru/2023/232010.htm
Leont'ev D.A. Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience. Mir Psihologii. 2014. No1. P. 104–117.
Leont'ev D.A. Life Sense Orientation Test (LSO). Moscow : Smysl; 2000. 18 p.
Nikandrova N.P. The semantic side of the orientation of the personality of first-year students. Gumanitarnye nauki. 2023. No 2. P. 101–107.
Osin E.N., Kosheleva N.V. The test of life orientations: new data on structure and validity. Voprosy Psikhologii. 2020. Vol 66, No 6. P. 150–163.
Gorbarenko E.A., Zuev A.V., Makeeva I.A., Platonov A.V., Medvedev V.A., Rubtsov S.N. Features of self-actualization of cadets of humanitarian and technical study profiles. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022. Vol.11, No 6А. P. 51–60. Doi: https://doi.org/10.34670/ar.2023.38.27.006.
Unguryanu T.N., Grjibovski A.M. Analysis of three independent groups using non-parametric Kruskal-Wallis test in Stata software. Ekologiya cheloveka. 2014. No 6. P. 55–58.
Lin C.C. Gratitude and suicidal ideation in undergraduates in taiwan: the mediating role of self-esteem and meaning in life. Omega (Westport). 2021. Vol. 84, No. 1. P. 177–193. Doi: https://doi.org/10.1177/0030222819882845
Lin Z. Emotion Regulation Strategies and Sense of Life Meaning: The Chain-Mediating Role of Gratitude and Subjective Wellbeing. Frontiers in Psychology. 2022. No13. Doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2022.810591
Zhang L.G., Ye L., Fu F., Zhang L.G..The Influence of Gratitude on the Meaning of Life: The Mediating Effect of Family Function and Peer Relationship. Frontiers in Psychology. 2021. No 12. Doi: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2021.680795
Copyright (c) 2024 Сергий Сергиевич Сидоровъ
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи