АНАЛИЗ ХАРАКТЕРА ВЕДУЩИХ МОТИВОВ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ЗАПАСА К ОБУЧЕНИЮ В ВОЕННЫХ УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ
УДК 378.096
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью анализа мотивационной направленности обучающихся военных учебных центров (ВУЦ) к овладению военно-учетной специальностью (ВУС). Цель статьи заключается в проведении экспериментального исследования и анализа характера ведущих мотивов, влияющих на мотивацию по освоению ВУС. Анализ многочисленных трудов по рассматриваемой проблеме позволил выделить внешние и внутренние мотивы среди всего многообразия мотивационных факторов, определяющих отношение будущих офицеров запаса к учебно-профессиональной деятельности. По результатам исследования выявлен характер ведущих мотивов, которыми руководствуются обучающиеся в процессе учебной деятельности. В ходе исследования обнаружен ряд педагогических проблем, связанных с субъективным отношением обучающихся к учебно-познавательной деятельности, высоким уровнем доминирования внешней мотивации над внутренней. Результаты исследования вызывают огромную озабоченность у автора, который предлагает выявить педагогические пути, позволяющие скорректировать структуру мотивов обучающихся на этапе обучения.
Скачивания
Литература
Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2024. 170 с.
Барабанщиков А.В. Военная педагогика и психология. М. : Воениздат, 1986. 240 с.
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Педагогика 2.0. Организация учебной деятельности студентов: учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2024. 222 с.
Бобков О.Б. Особенности учебно-профессиональной мотивации курсантов военных вузов на разных этапах профессионального становления: дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Самара, 2008. 261 с.
Бобков О.Б., Виноградова Г.А. Факторы, влияющие на формирование учебно-профессиональной мотивации курсантов военного вуза // Известия Самарского научного центра РАН. 2012. № 2. С. 116–121.
Гараева Е.А. Мотивация студентов университета к учебно-профессиональной деятельности: анализ современного состояния // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2023. № 7 (221). С. 400–403.
Грибаньков О.А. Педагогическая технология формирования учебно-профессиональной мотивации курсантов военно-морских вузов: дис. на соиск. учен. степ. кан. пед. наук. М., 2017. 163 с.
Даренских С.С., Персианинов Д.Г. Самореализация и мотивация у студентов разных курсов // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2024. № 1. С. 93–102.
Денисов А.Е. Педагогические пути формирования военно-профессиональной направленности у студентов учебных военных центров: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2019. 227 с.
Денисов А.Е. Педагогические пути мотивации обучающихся в учебных военных центрах // Мир образования – образование в мире. 2017. № 2(66). С. 161–167.
Донгаузер Е.В., Бао Л. Особенности мотивационно-ценностной сферы личности современного студента вуза // Вестник психологии и педагогики АлтГУ. 2021. № 3. С. 24–32.
Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблемка качества мотивации // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2016. № 2. С. 3–18.
Лушников Ю.Ю., Мандранов А.М., Иванов М.А. Пути повышения учебной мотивации у студентов, обучающихся в учебных военных центрах гражданских вузов // Достижения вузовской науки. 2014. № 12. С. 87–92.
Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. М. : Педагогика, 1983. 64 с.
Маркова А.К. Психология профессионализма. М. : Знание, 1996. 308 с.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М. : Педагогика, 1984. 144 с.
Меджидова К.О. Взаимосвязь учебно-профессиональной мотивации и личностного развития студентов вуза: автореф. дис. на соиск. учен. степ. кан. псих. наук. Сочи, 2007. 25 с.
Немов Р.С. Общая психология. Введение в психологию : учебник и практикум для вузов. М. : Юрайт, 2024. 727 с.
Психологическая безопасность и учебно-профессиональная мотивация студентов вуза : монография / Ю.А. Рокицкая, Е.С. Семенова. Челябинск : ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. 184 с.
Романова А.В., Некрасова М.В., Доронцев А.В., Жмурко Е.И. К вопросу исследования учебно-профессиональной мотивации студентов, как одному из структурных элементов психологического ресурса // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2022. №3 (205). С. 608–612.
Система мотивации и планирование военной карьеры курсантами-вертолетчиками : колл. монография / Н.Н. Романов, Г.А. Романова, Е.Ю. Шакирова [и др.]. Ульяновск : Зебра, 2018. 184 с.
Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М. : Смысл, 2003. 859 с.
References:
Bakshaeva N.A., Verbickij A.A. Psihologija motivacii studentov: uchebnoe posobie dlja vuzov. Moscow: Jurajt, 2024. 170 p.
Barabanshhikov A.V. Voennaja pedagogika i psihologija. Moscow: Voenizdat, 1986. 240 p.
Blinov V.I., Esenina E.Ju., Sergeev I.S. Pedagogika 2.0. Organizacija uchebnoj dejatel'nosti studentov: uchebnoe posobie dlja vuzov. Moscow: Jurajt, 2024. 222 p.
Bobkov O.B. Osobennosti uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennyh vuzov na raznyh jetapah professional'nogo stanovlenija: dis. na soisk. uchen. step. kand. psihol. nauk. Samara, 2008. 261 p.
Bobkov O.B., Vinogradova G.A. Faktory, vlijajushhie na formirovanie uchebno-professional'noj motivacii kursantov voennogo vuza. Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2012. No 2. P. 116–121.
Garaeva E.A. Motivacija studentov universiteta k uchebno-professional'noj dejatel'nosti: analiz sovremennogo sostojanija. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2023 No 7 (221). P. 400–403.
Griban'kov O.A. Pedagogicheskaja tehnologija formirovanija uchebno-professional'noj motivacii kursantov voenno-morskih vuzov: dis. na soisk. uchen. step. kan. ped. nauk. M., 2017. 163 p.
Darenskih S.S., Persianinov D.G. Samorealizacija i motivacija u studentov raznyh kursov. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2024. No 1. P. 93–102.
Denisov A.E. Pedagogicheskie puti formirovanija voenno-professional'noj napravlennosti u studentov uchebnyh voennyh centrov: dis. na soisk. uchen. step. kand. ped. nauk. M., 2019. 227 p.
Denisov A.E. Pedagogicheskie puti motivacii obuchajushhihsja v uchebnyh voennyh centrah. Mir obrazovanija – obrazovanie v mire. 2017. No 2(66). P. 161–167.
Dongauzer E.V., Bao L. Osobennosti motivacionno-cennostnoj sfery lichnosti sovremennogo studenta vuza. Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU. 2021. No 3. P. 24–32.
Leont'ev D.A. Ponjatie motiva u A.N. Leont'eva i problemka kachestva motivacii. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2016. No 2. P. 3–18.
Lushnikov Ju.Ju., Mandranov A.M., Ivanov M.A. Puti povyshenija uchebnoj motivacii u studentov, obuchajushhihsja v uchebnyh voennyh centrah grazhdanskih vuzov. Dostizhenija vuzovskoj nauki. 2014. No 12. P. 87–92.
Markova A.K., Orlov A.B., Fridman L.M. Motivacija uchenija i ee vospitanie u shkol'nikov. Moscow: Pedagogika, 1983. 64 p.
Markova A.K. Psihologija professionalizma. Moscow: Znanie, 1996. 308 p.
Matjuhina M.V. Motivacija uchenija mladshih shkol'nikov. Moscow: Pedagogika, 1984. 144 p.
Medzhidova K.O. Vzaimosvjaz' uchebno-professional'noj motivacii i lichnostnogo razvitija studentov vuza: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kan. psih. nauk. Sochi, 2007. 25 p.
Nemov R.S. Obshhaja psihologija. Vvedenie v psihologiju : uchebnik i praktikum dlja vuzov. Moscow: Jurajt, 2024. 727 p.
Psihologicheskaja bezopasnost' i uchebno-professional'naja motivacija studentov vuza. Ju.A. Rokickaja, E.S. Semenova (Eds.). Cheljabinsk : ZAO “Biblioteka A. Millera”, 2018. 184 p.
Romanova A.V., Nekrasova M.V., Doroncev A.V., Zhmurko E.I. K voprosu issledovanija uchebno-professional'noj motivacii studentov, kak odnomu iz strukturnyh jelementov psihologicheskogo resursa. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2022. No 3 (205). P. 608–612.
Sistema motivacii i planirovanie voennoj kar'ery kursantami-vertoletchikami. N.N. Romanov, G.A. Romanova, E.Ju. Shakirova (Eds.). Ul'janovsk : Zebra, 2018. 184 p.
Hekhauzen H. Motivacija i dejatel'nost'. Moscow: Smysl, 2003. 859 p.
Copyright (c) 2024 Артур Галимьянович Закирьянов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи