БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ

УДК 159.9.072

  • Наталья Геннадьевна Янова Алтайский государственный университет Email: yanova.ng@yandex.ru
  • Ирина Владимировна Маслова МБУ ДО ГППЦ Потенциал Email: mbudo.potl@barnaul-obr.ru
  • Оксана Валерьевна Коюшева Алтайский государственный университет Email: 9030733405@mail.ru
Ключевые слова: психологическая безопасность, социокультурная безопасность, образовательная среда, психологические риски

Аннотация

Статья посвящена вопросам психологической безопасности в системе образования. Представлен опыт муниципального мониторинга по анализу рисков психологической и социокультурной безопасности личности в образовательной среде. Обсуждается экспериментальная модель оценки компетенций личности как предикторов адаптивных ресурсов, обеспечивающих условия и возможности безопасности личности в образовательной среде. Результаты демонстрируют эффективность интеграции отечественных методологических подходов в исследовании личностных и социокультурных детерминант психологической безопасности личности. 

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Геннадьевна Янова , Алтайский государственный университет

Кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой психометрики АлтГУ на базе ГППЦ «Потенциал»

Ирина Владимировна Маслова, МБУ ДО ГППЦ Потенциал

Директор

Оксана Валерьевна Коюшева, Алтайский государственный университет

Магистр

Литература

Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №. 2. С. 184–190.

Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021.Т. 25. №. 3 (104). С. 482–497.

Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 7–18.

Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков // Казанский педагогический журнал. 2018. №. 6 (131). С. 192–195.

Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 164–183

Гилемханова Э.Н. Специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность – социокультурная среда» у студентов // Теория и практика общественного развития. 2013б. № 1. С. 106–109.

Зинатуллина Р.Р. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды //Вестник ВЭГУ. 2008. №. 1. С. 163–169

Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России // Вестник МГИМО. 2015. № 4 (43). С. 119–129

Корнилова Т.В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 223–229.

Михалкин Н.В., Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Содержание и виды безопасности образовательной среды / // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. С. 82–96.

Янова Н.Г., Першина М.А. Антибуллинговые компетенции подростка: ассертивность vs жизнестойкость // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022.Т. 4. №. 1. С. 91–107.

Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 86–99

Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gönültaş S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? // Psychology of Violence. 2018. № 8(6). P. 702–711. DOI: 10.1037/vio0000206

Zapeka Y. Empirical research of students’ hardiness. Scientic Bulletin of Kherson State University. SeriesPsychologicalSciences, 2019, № 4, P. 87–93

Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Article 1727. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01727

References:

Baeva I.A. Psihologicheskie problemy obespechenija bezopasnosti v obrazovanii. Mir psihologii. 2020. No. 2. P. 184–190.

Baeva I.A., Gajazova L.A., Kondakova I.V. Lichnostnye resursy psihologicheskoj bezopasnosti podrostkov i molodezhi v obrazovatel'noj srede. Integracija obrazovanija. 2021.Vol. 25. No. 3 (104). P. 482–497.

Baeva I.A., Laktionova E.B., Gajazova L.A., Kondakova I.V. Model' psihologicheskoj bezopasnosti podrostka v obrazovatel'noj srede. Izvestija RGPU imeni A.I. Gercena. 2019. No 194. P. 7–18.

Bajanova L.F., Minjaev O.G. Vlijanie kul'turnoj kongrujentnosti na lichnostnye svojstva podrostkov. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. No. 6 (131). P. 192–195.

Gilemhanova Je.N. Metodika “Indeks sociokul'turnoj bezopasnosti shkol'nika”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2019. No 2. S. 164–183

Gilemhanova Je.N. Specifika adaptacionnyh vzaimodejstvij v sisteme “lichnost' – sociokul'turnaja sreda” u studentov. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013b. No 1. P. 106–109.

Zinatullina R.R. Kriterii i pokazateli psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Vestnik VJeGU. 2008. No 1. P. 163–169

Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO. 2015. No 4 (43). P. 119–129

Kornilova T.V. Sovremennye zarubezhnye issledovanija fenomena zhiznestojkosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. No 4. P. 223–229.

Mihalkin N.V., Mihalkin N.V., Averjushkin A.N. Soderzhanie i vidy bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Jazyk i tekst. 2021. Vol. 8. No 1. P. 82–96.

Janova N.G., Pershina M.A. Antibullingovye kompetencii podrostka: assertivnost' vs zhiznestojkost'. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. Vol. 4. No 1. P. 91–107.

Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers. Psychology in Russia: State of the Art. 2015. No 8 (1). P. 86–99

Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gönültaş S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? Psychology of Violence. 2018. No 8(6). P. 702–711. DOI: 10.1037/vio0000206

Zapeka Y. Empirical research of students’ hardiness. Scientic Bulletin of Kherson State University. Psychological Sciences, 2019, No 4, P. 87–93

Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. No9. Article 1727. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01727

Опубликован
2024-06-17
Как цитировать
1. Янова Н. Г., Маслова И. В., Коюшева О. В. БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 2. С. 109-121. URL: http://bppasu.ru/article/view/15327.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)