БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ: УСЛОВИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ
УДК 159.9.072
Аннотация
Статья посвящена вопросам психологической безопасности в системе образования. Представлен опыт муниципального мониторинга по анализу рисков психологической и социокультурной безопасности личности в образовательной среде. Обсуждается экспериментальная модель оценки компетенций личности как предикторов адаптивных ресурсов, обеспечивающих условия и возможности безопасности личности в образовательной среде. Результаты демонстрируют эффективность интеграции отечественных методологических подходов в исследовании личностных и социокультурных детерминант психологической безопасности личности.
Скачивания
Литература
Баева И.А. Психологические проблемы обеспечения безопасности в образовании // Мир психологии. 2020. №. 2. С. 184–190.
Баева И.А., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Личностные ресурсы психологической безопасности подростков и молодежи в образовательной среде // Интеграция образования. 2021.Т. 25. №. 3 (104). С. 482–497.
Баева И.А., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Кондакова И.В. Модель психологической безопасности подростка в образовательной среде // Известия РГПУ имени А.И. Герцена. 2019. № 194. С. 7–18.
Баянова Л.Ф., Миняев О.Г. Влияние культурной конгруэнтности на личностные свойства подростков // Казанский педагогический журнал. 2018. №. 6 (131). С. 192–195.
Гилемханова Э.Н. Методика «Индекс социокультурной безопасности школьника» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2019. № 2. С. 164–183
Гилемханова Э.Н. Специфика адаптационных взаимодействий в системе «личность – социокультурная среда» у студентов // Теория и практика общественного развития. 2013б. № 1. С. 106–109.
Зинатуллина Р.Р. Критерии и показатели психологической безопасности образовательной среды //Вестник ВЭГУ. 2008. №. 1. С. 163–169
Каберник В.В., Тимофеева О.А. Обеспечение безопасности образовательной среды на примерах США, стран Европы и России // Вестник МГИМО. 2015. № 4 (43). С. 119–129
Корнилова Т.В. Современные зарубежные исследования феномена жизнестойкости // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2020. № 4. С. 223–229.
Михалкин Н.В., Михалкин Н.В., Аверюшкин А.Н. Содержание и виды безопасности образовательной среды / // Язык и текст. 2021. Том 8. № 1. С. 82–96.
Янова Н.Г., Першина М.А. Антибуллинговые компетенции подростка: ассертивность vs жизнестойкость // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета. 2022.Т. 4. №. 1. С. 91–107.
Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. № 8 (1). P. 86–99
Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gönültaş S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? // Psychology of Violence. 2018. № 8(6). P. 702–711. DOI: 10.1037/vio0000206
Zapeka Y. Empirical research of students’ hardiness. Scientic Bulletin of Kherson State University. SeriesPsychologicalSciences, 2019, № 4, P. 87–93
Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. № 9. Article 1727. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01727
References:
Baeva I.A. Psihologicheskie problemy obespechenija bezopasnosti v obrazovanii. Mir psihologii. 2020. No. 2. P. 184–190.
Baeva I.A., Gajazova L.A., Kondakova I.V. Lichnostnye resursy psihologicheskoj bezopasnosti podrostkov i molodezhi v obrazovatel'noj srede. Integracija obrazovanija. 2021.Vol. 25. No. 3 (104). P. 482–497.
Baeva I.A., Laktionova E.B., Gajazova L.A., Kondakova I.V. Model' psihologicheskoj bezopasnosti podrostka v obrazovatel'noj srede. Izvestija RGPU imeni A.I. Gercena. 2019. No 194. P. 7–18.
Bajanova L.F., Minjaev O.G. Vlijanie kul'turnoj kongrujentnosti na lichnostnye svojstva podrostkov. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. 2018. No. 6 (131). P. 192–195.
Gilemhanova Je.N. Metodika “Indeks sociokul'turnoj bezopasnosti shkol'nika”. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 14. Psihologija. 2019. No 2. S. 164–183
Gilemhanova Je.N. Specifika adaptacionnyh vzaimodejstvij v sisteme “lichnost' – sociokul'turnaja sreda” u studentov. Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2013b. No 1. P. 106–109.
Zinatullina R.R. Kriterii i pokazateli psihologicheskoj bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Vestnik VJeGU. 2008. No 1. P. 163–169
Kabernik V.V., Timofeeva O.A. Obespechenie bezopasnosti obrazovatel'noj sredy na primerah SShA, stran Evropy i Rossii. Vestnik MGIMO. 2015. No 4 (43). P. 119–129
Kornilova T.V. Sovremennye zarubezhnye issledovanija fenomena zhiznestojkosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Pedagogika. Psihologija. Sociokinetika. 2020. No 4. P. 223–229.
Mihalkin N.V., Mihalkin N.V., Averjushkin A.N. Soderzhanie i vidy bezopasnosti obrazovatel'noj sredy. Jazyk i tekst. 2021. Vol. 8. No 1. P. 82–96.
Janova N.G., Pershina M.A. Antibullingovye kompetencii podrostka: assertivnost' vs zhiznestojkost'. Vestnik psihologii i pedagogiki Altajskogo gosudarstvennogo universiteta. 2022. Vol. 4. No 1. P. 91–107.
Baeva I. A., Bordovskaia N. V. The psychological safety of the educational environment and the psychological well-being of Russian secondary school pupils and teachers. Psychology in Russia: State of the Art. 2015. No 8 (1). P. 86–99
Mulvey K. L., Hoffman A. J.,Gönültaş S., Hope E. C., Cooper S. M. Understanding experiences with bullying and bias-based bullying: What matters and for whom? Psychology of Violence. 2018. No 8(6). P. 702–711. DOI: 10.1037/vio0000206
Zapeka Y. Empirical research of students’ hardiness. Scientic Bulletin of Kherson State University. Psychological Sciences, 2019, No 4, P. 87–93
Wang Y., Liu J., Zhu Y. Humble leadership, psychological safety, knowledge sharing, and follower creativity: A cross-level investigation // Frontiers in Psychology. 2018. No9. Article 1727. DOI: 10.3389/ fpsyg.2018.01727
Copyright (c) 2024 Наталья Геннадьевна Янова , Ирина Владимировна Маслова, Оксана Валерьевна Коюшева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи