ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ

УДК 159.99

  • Ольга Михайловна Гринева Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова Email: o.m.grineva@rambler.ru
Ключевые слова: прокрастинация, академическая прокрастинация, личность, юношеский возраст, старшеклассники, студенты

Аннотация

В статье раскрывается проблема прокрастинации личности юношеского возраста. Представлены основные подходы к изучению феномена прокрастинации в классической психологии. Рассматривается влияние прокрастинации на личностное развитие старшеклассников и их отношение к прокрастинации. Раскрыты причины становления академической прокрастинации как ситуативной или общей стратегии выполнения учебной деятельности личности ранней юности. Представлены результаты сравнительного анализа общей и академической прокрастинации в раннем и позднем юношеском возрасте. Рассматриваются психологические особенности проявления «активной» и «пассивной» прокрастинации в поздней юности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Ольга Михайловна Гринева, Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Доктор психологических наук, доцент

Литература

Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 288 с.

Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста / Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы / под ред. Б.Г. Ананьева, Н.В. Кузьминой. Вып. 2. Л. : ЛГУ, 1974. С. 3–15.

Варваричева Я.И. Исследование связи прокрастинации, тревожности и IQ у школьников: Материалы научно-практических конгрессов IV Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». Т. 2. М. : НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 2008. С. 147–149.

Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. М : Издательский Дом Ш. Амонашвили, 2002. 222 c.

Карловская Н.Н., Коноплева Н.В. Взаимосвязь прокрастинации и субъективного отчуждения на разных ступенях обучения // ОмГУ. 2022. № 1. C. 6–17.

Кон И.С. Психология юношеского возраста. М. : Просвещение, 1977. 175 с.

Куприянчук Е.В. Особенности прокрастинации студенческой молодежи // Страховские чтения. 2019. № 27. С. 197–203.

Малышев И.В. Проявление прокрастинации личности у учащихся старших классов // Пензенский психологический вестник. 2019. № 1 (12). С. 104–113.

Мартынова М.А. Специфика проявления прокрастинации в старшем школьном и студенческом возрасте и возможности ее преодоления с помощью тайм-менеджмента // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 446–448.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. : Альпина нон-фикшн, 2011. 496 с.

Микляева А.В., Реброва Д.С., Савинская А.С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. № 19. С. 59–66.

Рызова С.В. Влияние прокрастинации на психологическую адаптацию учащейся молодежи и ее психологическая коррекция методами когнитивно-поведенческой психотерапии: дис. … канд. психол. наук. М., 2019. 142 с.

Саидгалина О.Г., Валиева Т.В., Пришедько С.В. Изменения выраженности прокрастинации у старшеклассников в зависимости от их взросления // Актуальные вопросы современной медицинской науки и здравоохранения. 2020. № 3. С. 84–87.

Скляр Н.А., Коломенская В.В., Таран И.И., Кузьмина Я. Л. Взаимосвязь прокрастинации и учебной мотивации в юношеском возрасте // Гуманизация образования. 2016. № 4. C. 71–75.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа. СПб. : Алетейя, 1999. 254 c.

Черкевич Е.А. Взаимосвязь ответственности и прокрастинации личности в раннем юношеском и позднем юношеском возрастах // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2020. Вып. 2. С. 259–269.

Яценко Т.Е., Вольнич Я.С. Структура перфекционизма студентов-прокрастинаторов // Актуальные проблемы формирования психолого-педагогической культуры будущих специалистов : межвуз. сб. науч. ст. с междунар. участием. Барановичи : БарГУ, 2019. Вып. 8. С. 291–297.

Ahmed I., Bernhardt G.V., Shivappa P. Prevalence of Academic Procrastination and Its Negative Impact on Students // Biomedical and Biotechnology Research Journal. 2023. Vol. 7 (3). P. 363–370.

Bojuwoye O. Causes of Academic Procrastination // International Journal of Technology and Inclusive Education (IJTIE). 2019. Vol. 8. Issue 1. P. 1404–1409.

Chu A.H., Choi J.N. (2005). Rethinking procrastination: Positive effects of "active" procrastination behavior on attitudes and performance // The Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 145 (3). P. 245–264.

Ellis A., KnausW.J. Overcoming procrastination: or how to think and act rationally in spite of life's inevitable hassles. Dallas: Signet Book, 1979. 188 p.

Ferrari J.R. Still procrastinating? The no regrets guide to getting it done. Hoboken: John Wiley & Sons, 2010. 256 p.

Gonzalez-Brignardello M.P., Sanchez-Elvira Paniagua A., Lopez-González M.A. Academic Procrastination in Children and Adolescents: A Scoping Review // Children. 2023. Vol. 10. URL: https://doi.org/10.3390/children10061016.

Janssen J. Academic Procrastination: Prevalence Among High School and Undergraduate Students and Relationship to Academic Achievement. Dissertation PhD in Psychology. Georgia, 2015. 108 p.

Hen M., Goroshit M. The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination // Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2020. Vol. 39 (2). P. 556–563.

Klassen R.M., Krawchuk L.L., Rajan S. Academic procrastination of undergraduates: Low self-efficacy to self-regulate predicts higher levels of procrastination // Contemporary Educational Psychology. 2008. Vol. 33. P. 915–931.

Klassen R.M., Krawchuk L.L., Lynch S.L., Rajani S. Procrastination and motivation of undergraduates with learning disabilities: A mixed-methods inquiry // Learning Disabilities Research & Practice. 2008. Vol. 23 (3). P. 137–147.

Knaus W.J. Procrastination, blame, and change // Journal of social Behavior and Personality. 2000. Vol.15 (5). P. 153.

Mohsin A., Najma I.M., Irsa F.M. Decision-making Styles predicting Decisional-Procrastination among College Principals // Indian Journal of Economics and Business. 2021. Vol. 20. No. 4. P. 1635–1647.

Neal A.B. An Empirical Phenomenological Investigation of Procrastinating Behaviour. Grahamstone: Rhodes University, 2010. 696 p.

Schouwenburg, H.C. Procrastination in Academic Settings: General Introduction // Counseling the procrastinator in academic settings. Washington: American Psychological Association, 2004. P. 3–17.

Setiyowati A.J., Rachmawati T.I. Academic procrastination of high school students in east java // Psikopedagogia. 2019. Vol. 9. No 1. P. 46–52.

Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. 2007. No 133. P. 65–94.

Svartdal F., Dahl T.I., Gamst-Klaussen T., Koppenborg M., Klingsieck K.B. How study environments foster academic procrastination: Overview and recommendations // Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.540910.

References:

Adler A. Nauka zhit'. Kiev: Port-Royal, 1997. 288 p.

Anan'ev B.G. K psihofiziologii studencheskogo vozrasta. Sovremennye psihologo-pedagogicheskie problemy vysshej shkoly. Pod red. B.G. Anan'eva, N.V. Kuz'minoj. Vol. 2. Leningrad: LGU, 1974. P. 3–15.

Varvaricheva YA.I. Issledovanie svyazi prokrastinacii, trevozhnosti i IQ u shkol'nikov: Materialy nauchno-prakticheskih kongressov IV Vserossijskogo foruma “Zdorov'e nacii – osnova procvetaniya Rossii”. Vol. 2. Moscow: NCSSKH im. A.N. Bakuleva RAMN, 2008. P. 147–149.

Vygotskij L.S. Antologiya gumannoj pedagogiki. Moscow: Izdatel'skij Dom SH. Amonashvili, 2002. 222 p.

Karlovskaya N.N., Konopleva N.V. Vzaimosvyaz' prokrastinacii i sub"ektivnogo otchuzhdeniya na raznyh stupenyah obucheniya. OmGU. 2022. No 1. P. 6–17.

Kon I.S. Psihologiya yunosheskogo vozrasta. Moscow: Prosveshchenie, 1977. 175 p.

Kupriyanchuk E.V. Osobennosti prokrastinacii studencheskoj molodezhi. Strahovskie chteniya. 2019. No 27. P. 197–203.

Malyshev I.V. Proyavlenie prokrastinacii lichnosti u uchashchihsya starshih klassov. Penzenskij psihologicheskij vestnik. 2019. No 1 (12). P. 104–113.

Martynova M.A. Specifika proyavleniya prokrastinacii v starshem shkol'nom i studencheskom vozraste i vozmozhnosti ee preodoleniya s pomoshch'yu tajm-menedzhmenta. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. No 60-3. P. 446–448.

Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoj prirody. Moscow: Al'pina non-fikshn, 2011. 496 p.

Miklyaeva A.V., Rebrova D.S., Savinskaya A.S. Akademicheskaya prokrastinaciya v studencheskoj srede: rezul'taty empiricheskogo issledovaniya. Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya. 2017. No 19. P. 59–66.

Ryzova S.V. Vliyanie prokrastinacii na psihologicheskuyu adaptaciyu uchashchejsya molodezhi i ee psihologicheskaya korrekciya metodami kognitivno-povedencheskoj psihoterapii. Thesis of Doctoral Dissertation. Moscow, 2019. 142 p.

Saidgalina O.G., Valieva T.V., Prished'ko S.V. Izmeneniya vyrazhennosti prokrastinacii u starsheklassnikov v zavisimosti ot ih vzrosleniya. Aktual'nye voprosy sovremennoj medicinskoj nauki i zdravoohraneniya. 2020. No 3. P. 84–87.

Sklyar N.A., Kolomenskaya V.V., Taran I.I., Kuz'mina YA. L. Vzaimosvyaz' prokrastinacii i uchebnoj motivacii v yunosheskom vozraste. Gumanizaciya obrazovaniya. 2016. No 4. P. 71–75.

Frankl V. CHelovek v poiskah smysla. Moscow: Progress, 1990. 368 p.

Frejd Z. Osnovnye psihologicheskie teorii v psihoanalize. Ocherk istorii psihoanaliza. SPb: Aletejya, 1999. 254 p.

Cherkevich E.A. Vzaimosvyaz' otvetstvennosti i prokrastinacii lichnosti v rannem yunosheskom i pozdnem yunosheskom vozrastah. Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2020. Vol. 2. P. 259–269.

Yacenko T.E., Vol'nich YA.S. Struktura perfekcionizma studentov-prokrastinatorov. Aktual'nye problemy formirovaniya psihologo-pedagogicheskoj kul'tury budushchih specialistov : mezhvuz. sb. nauch. st. s mezhdunar. uchastiem. Baranovichi : BarGU, 2019. Vol. 8. P. 291–297.

Ahmed I., Bernhardt G.V., Shivappa P. Prevalence of Academic Procrastination and Its Negative Impact on Students. Biomedical and Biotechnology Research Journal. 2023. Vol. 7 (3). P. 363–370.

Bojuwoye O. Causes of Academic Procrastination. International Journal of Technology and Inclusive Education (IJTIE). 2019. Vol. 8. Issue 1. P. 1404–1409.

Chu A.H., Choi J.N. Rethinking procrastination: Positive effects of "active" procrastination behavior on attitudes and performance. The Journal of Social Psychology. 2005. Vol. 145 (3). P. 245–264.

Ellis A., Knaus W.J. Overcoming procrastination: or how to think and act rationally in spite of life's inevitable hassles. Dallas: Signet Book, 1979. 188 p.

Ferrari J.R. Still procrastinating? The no regrets guide to getting it done. Hoboken: John Wiley & Sons, 2010. 256 p.

Gonzalez-Brignardello M.P., Sanchez-Elvira Paniagua A., Lopez-González M.A. Academic Procrastination in Children and Adolescents: A Scoping Review. Children. 2023. Vol. 10. URL: https://doi.org/10.3390/children10061016.

Janssen J. Academic Procrastination: Prevalence Among High School and Undergraduate Students and Relationship to Academic Achievement. Dissertation PhD in Psychology. Georgia, 2015. 108 p.

Hen M., Goroshit M. The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination. Current Psychology: A Journal for Diverse Perspectives on Diverse Psychological Issues. 2020. Vol. 39 (2). P. 556–563.

Klassen R.M., Krawchuk L.L., Rajan S. Academic procrastination of undergraduates: Low self-efficacy to self-regulate predicts higher levels of procrastination. Contemporary Educational Psychology. 2008. Vol. 33. P. 915–931.

Klassen R.M., Krawchuk L.L., Lynch S.L., Rajani S. Procrastination and motivation of undergraduates with learning disabilities: A mixed-methods inquiry. Learning Disabilities Research & Practice. 2008. Vol. 23 (3). P. 137–147.

Knaus W.J. Procrastination, blame, and change. Journal of social Behavior and Personality. 2000. Vol.15 (5). P. 153.

Mohsin A., Najma I.M., Irsa F.M. Decision-making Styles predicting Decisional-Procrastination among College Principals. Indian Journal of Economics and Business. 2021. Vol. 20. No. 4. P. 1635–1647.

Neal A.B. An Empirical Phenomenological Investigation of Procrastinating Behaviour. Grahamstone: Rhodes University, 2010. 696 p.

Schouwenburg, H.C. Procrastination in Academic Settings: General Introduction. Counseling the procrastinator in academic settings. Washington: American Psychological Association, 2004. P. 3–17.

Setiyowati A.J., Rachmawati T.I. Academic procrastination of high school students in east java. Psikopedagogia. 2019. Vol. 9. No 1. P. 46–52.

Steel P. The Nature of Procrastination: A Meta-Analytic and Theoretical Review of Quintessential Self-Regulatory Failure. Psychological Bulletin. 2007. No 133. P. 65–94.

Svartdal F., Dahl T.I., Gamst-Klaussen T., Koppenborg M., Klingsieck K.B. How study environments foster academic procrastination: Overview and recommendations. Frontiers in Psychology. 2020. Vol. 11. URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.540910.

Опубликован
2024-06-17
Как цитировать
1. Гринева О. М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОКРАСТИНАЦИИ ЛИЧНОСТИ РАННЕЙ И ПОЗДНЕЙ ЮНОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 2. С. 17-33. URL: http://bppasu.ru/article/view/15317.