ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПОНЕНТОВ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

УДК 37.01:007

  • Нина Ивановна Юмагулова Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева Email: nionaskr@mail.ru
Ключевые слова: цифровые компетенции, цифровая грамотность, компоненты цифровых компетенций, социальная информатика, сетевая личность, эмоциональный ресурсный дефицит, эмпатия, эмпатическая культура

Аннотация

В данной статье рассматривается взаимосвязь цифровых компетенций обучающихся общеобразовательной школы и компонентов эмпатической культуры личности. Для выявления уровня сформированности цифровых компетенций обучающихся проводились диагностические работы по материалам независимой оценки качества подготовки обучающихся Московского центра качества образования (МЦКО) по изучению уровня ИКТ-компетентности, цифровой грамотности, освоения материалов по учебному предмету «Информатика». В ходе эмпирического исследования получены высокие коэффициенты корреляции Пирсона между цифровыми компетенциями, выявленные по методике независимой оценки качества подготовки обучающихся МЦКО и компонентами эмпатии по Батчелдеру. При обработке результатов исследования использовалась качественная, количественная интерпретация и математико-статистическая обработка эмпирических данных, а также их графическое отображение. В ходе математико-статистической обработки результатов исследования применялся коэффициент корреляции Пирсона, который  характеризует существование линейной зависимости между двумя величинами. С помощью названного коэффициента была выявлена мера корреляции, подходящая для двух непрерывных (метрических переменных), измеренных на одной и той же выборке.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Нина Ивановна Юмагулова, Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

Аспирант кафедры Информатики и технологий физико-математического факультета

Литература

1. Ахаян А.А. Сетевая личность как педагогическое понятие: приглашение к размышлению // Письма в Эмиссия. Оффлайн. Электронное научное издание. 2017. Вып. 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm/
2. Белоусова А.И., Гейвандова М.Я. Когнитивная и аффективная эмпатия: апробация опросника на российской выборке // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2021. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-i-affektivnaya-empatiya-aprobatsiya-oprosnika-na-rossiyskoy-vyborke/
3. Москачёва М.А., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Алекситимия и способность к эмпатии // Консультативная психология и психотерапия. 2014. Том 22. № 4. С. 98–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2014_n4/74168?ysclid=l8fpihnobr623986618/
4. Стрельцова Г.Я. Паскаль и европейская культура. М. : Республика, 1994. 495 с.
5. Токарева Ю. Жизнь без эмоций: что такое алекситимия // Сетевое издание «РБК»: РБК. Тренды. Общество. 2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/634676759a794764eaa40f3c/
6. Хвастунова Ю.В. Российская традиция философии сердца и западная теория эмоциональной культуры // Вестн. Том. гос. ун-та. 2008. № 310. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-traditsiya-filosofii-serdtsa-i-zapadnaya-teoriya-emotsionalnoy-kultury/
7. Batchelder L., Brosnan M., Ashwin C. The Development and Validation of the Empathy Components Questionnaire (ECQ) // PLOS ONE. 2017. 12(1), doi: 10.1371/journal.pone.0169185
8. Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Duckworth D., Friedman T. IEA International Computer and Information Literacy Study 2018 Assessment Framework / Australia: Springer Cham. 2019. doi: 10.1007/978-3-030-19389-8
9. Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Friedman T., Duckworth D. Preparing for Life in a Digital World / Australia: Springer Cham. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-38781-5/
10. Poquérusse J, Pastore L, Dellantonio S, Esposito G. Alexithymia and Autism Spectrum Disorder: A Complex Relationship. Front Psychol. 2018. No 9. P. 1196. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01196.
11. Reniers R.L., Corcoran R., Drake R., Shryane N.M. & Vцllm B.A. The QCAE: A questionnaire of cognitive and affective empathy // Journal of Personality Assessment. 2011. No 93(1). P. 84–95. URL: doi: 10.1080/00223891.2010.528484
12. Ricciardi L, Demartini B, Fotopoulou A, Edwards MJ. Alexithymia in Neurological Disease: A Review. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 2015. No 27(3). P. 179-87. doi: 10.1176/appi.neuropsych.14070169.
13. Taylor G.J. The alexithymia construct: conceptualization, validation, and relationship with basic dimensions of personality // New Trends in Experimental & Clinical Psychiatry. 1994. No 10(2). P. 61–74.
14. Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the Pedagogical and Technological University of Colombia // Journal of New Approaches in Educational Research. 2016. Vol. 5, No 1. P. 30–37. doi: 10.7821/naer.2016.1.136
15. Walter H. Social Cognitive Neuroscience of Empathy: Concepts, Circuits, and Genes // Emotion Review. 2012. Vol. 4, Issue 1. P. 9–17. doi: 10.1177/1754073911421379

References:

1. Ahayan A.A. Setevaya lichnost' kak pedagogicheskoe ponyatie: priglashenie k razmyshleniyu. Pis'ma v Emissiya. Offlajn. Elektronnoe nauchnoe izdanie. 2017. Vol. 8. URL: http://www.emissia.org/offline/2017/2560.htm/
2. Belousova A.I., Gejvandova M.Ya. Kognitivnaya i affektivnaya empatiya: aprobaciya oprosnika na rossijskoj vyborke. Vestnik MGOU. Seriya: Psihologicheskie nauki. 2021. No 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnaya-i-affektivnaya-empatiya-aprobatsiya-oprosnika-na-rossiyskoy-vyborke/
3. Moskachyova M.A., Holmogorova A.B., Garanyan N.G. Aleksitimiya i sposobnost' k empatii. Konsul'tativnaya psihologiya i psihoterapiya. 2014. Vol. 22. No 4. P. 98–114. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpp/archive/2014_n4/74168?ysclid=l8fpihnobr623986618/
4. Strel'cova G.Ya. Paskal' i evropejskaya kul'tura. Moscow: Respublika, 1994. 495 p.
5. Tokareva Yu. Zhizn' bez emocij: chto takoe aleksitimiya. Setevoe izdanie RBK: RBK. Trendy. Obshchestvo. 2022. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/634676759a794764eaa40f3c/
6. Hvastunova Yu.V. Rossijskaya tradiciya filosofii serdca i zapadnaya teoriya emocional'noj kul'tury. Vestnik Tomskogo gos. universiteta. 2008. No 310. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rossiyskaya-traditsiya-filosofii-serdtsa-i-zapadnaya-teoriya-emotsionalnoy-kultury/
7. Batchelder L., Brosnan M., Ashwin C. The Development and Validation of the Empathy Components Questionnaire (ECQ). PlosOne. 2017. No 12(1). doi: 10.1371/journal.pone.0169185
8. Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Duckworth D., Friedman T. IEA International Computer and Information Literacy Study 2018 Assessment Framework / Australia: Springer Cham. 2019. doi: 10.1007/978-3-030-19389-8
9. Fraillon J., Ainley J., Schulz W., Friedman T., Duckworth D. Preparing for Life in a Digital World / Australia: Springer Cham. URL: https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-38781-5/
10. Poquérusse J, Pastore L, Dellantonio S, Esposito G. Alexithymia and Autism Spectrum Disorder: A Complex Relationship. Front Psychol. 2018. No 9. P. 1196. doi: 10.3389/fpsyg.2018.01196.
11. Reniers R.L., Corcoran R., Drake R., Shryane N.M., Vcllm B.A. The QCAE: A questionnaire of cognitive and affective empathy. Journal of Personality Assessment. 2011. No 93(1). P. 84–95. doi: 10.1080/00223891.2010.528484
12. Ricciardi L, Demartini B, Fotopoulou A, Edwards MJ. Alexithymia in Neurological Disease: A Review. J Neuropsychiatry Clin Neurosci. 2015. No 27(3). P. 179-87. doi: 10.1176/appi.neuropsych.14070169.
13. Taylor G.J. The alexithymia construct: Conceptualization, validation, and relationship with basic dimensions of personality. New Trends in Experimental & Clinical Psychiatry. 1994. No 10(2). P. 61–74.
14. Torres L. H., Bonilla R. E., Moreno A. K. Empathy in future teachers of the Pedagogical and Technological University of Colombia. Journal of New Approaches in Educational Research. 2016. Vol. 5, No 1. P. 30–37. doi: 10.7821/naer.2016.1.136
15. Walter H. Social Cognitive Neuroscience of Empathy: Concepts, Circuits, and Genes. Emotion Review. 2012. Vol. 4, Issue 1. P. 9–17. doi: 10.1177/1754073911421379
Опубликован
2024-03-28
Как цитировать
1. Юмагулова Н. И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ВЗАИМОСВЯЗИ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ И КОМПОНЕНТОВ ЭМПАТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 1. С. 150-159. URL: http://bppasu.ru/article/view/14920.