ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

УДК 159.99

  • Яна Константиновна Смирнова Алтайский государственный университет Email: yana.smirnova@mail.ru
  • Юлия Евгеньевна Григорова Алтайский государственный университет Email: grigorovaev93@gmail.com
Ключевые слова: зрительный гнозис, нарушение слуха, айтрекинг, нейропсихологическое исследование

Аннотация

В статье представлены результаты оценки зрительного гнозиса у детей с нарушением слуха при выполнении классических нейропсихологических проб в сочетании с айтрекинг-исследованием. Основная задача – получить новые результаты отслеживания движения взгляда при выполнении нейропсихологических проб детьми с нарушением слуха для фиксации особенностей зрительной обработки информации. Цель исследования – изучить влияние ранней слуховой депривации на зрительный гнозис детей с нарушением слуха. Выборку составили 15 кохлеарноимплантированных дошкольников с нарушением слуха в возрасте от 5 до 7 лет. На первом этапе проводились классические нейропсихологические пробы, на втором этапе применялся айтрекинг для фиксации движения глаз в процессе выполнения нейропсихологических проб. В нашем исследовании подтверждается слабость процессов переработки зрительной информации у детей с нарушением слуха в виде неточности зрительных представлений, нарушения восприятия и утраты чувства знакомости предметов. Поисковая активность в сравнении с типично развивающимися детьми снижена.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Яна Константиновна Смирнова, Алтайский государственный университет

Кандидат психологических наук, доцент

Юлия Евгеньевна Григорова, Алтайский государственный университет

Студентка

Литература

Выготский Л.С. Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей. М. : Издание отдела социально-правовой охраны несовершеннолетних Главсоцвоса Наркомпроса РСФСР. 1924. 158 с.

Карауш И.С., Дашиева Б.А., Куприянова И.Е., Стоянова И.Я. Особенности психологической диагностики детей с сенсорными нарушениями // Сибирский психологический журнал. 2014. № 51. С. 132–140.

Матвеев В.М. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. М.: Медицина. 1987. 184 с.

Хватцев М.Е., Шабалин С.Н. Особенности психологии глухого школьника. М. : Учпедгиз. 1961. 215 с.

Becker S., Küchemann S., Klein P. Andreas Lichtenberger, and Jochen Kuhn Gaze patterns enhance response prediction: More than correct or incorrect. Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2022. Vol.18, pp. 020107.

Chettaoui N., Atia A., Bouhlel M.S. Student Performance Prediction with Eye-Gaze Data in Embodied Educational Context.Educ Inf Technol. 2023. Vol. 28, P. 833–855

Chen Q., He G., Chen K., Jin Z., Mo L. Altered spatial distribution of visual attention in near and far space after early deafness. // Neuropsychologia. 2010. № 48(9). 2693-8. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2010.05.016. Epub 2010 May 15. PMID: 20478322.

Conway C.M., Karpicke J., Anaya E.M., Henning S.C., Kronenberger W.G., Pisoni D.B. Nonverbal cognition in deaf children following cochlear implantation: Motor sequencing disturbances mediate language delays // Developmental Neuropsychology. 2011. № 36. Р. 237–254.

Davidson LS, Geers AE, Hale S, Sommers MM, Brenner C, Spehar B. Effects of Early Auditory Deprivation on Working Memory and Reasoning Abilities in Verbal and Visuospatial Domains for Pediatric Cochlear Implant Recipients. Ear Hear. 2019 May/Jun;40(3):517-528. doi: 10.1097/AUD.0000000000000629.

Dye M., Hauser P., Bavelier D. Visual Attention in Deaf Children and Adults / In M. Marschark & P. C. Hauser (Eds) Deaf Cognition. Oxford : Oxford University 2008. Р. 250–263. URL: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195368673.003.0009

Dye M., Bavelier D. Attentional enhancements and deficits in deaf populations: an integrative review. Restor Neurol Neurosci. 2010;28(2):181-92. doi: 10.3233/RNN-2010-0501. PMID: 20404407.

Gremp M.A., Deocampo J.A., Walk A.M., Conway C.M. Visual sequential processing and language ability in children who are deaf or hard of hearing J Child Lang. 2019. № 46(4). Р. 785–799.

Lima J.V.D.S., de Morais C.F.M., Zamberlan-Amorim N.E., Mandrá P.P., Reis A.C.M.B. Neurocognitive function in children with cochlear implants and hearing aids: a systematic review // Front Neurosci. 2023 Oct 4:17:1242949. doi: 10.3389/fnins.2023.1242949.

Li Q., Xu S., Chen Y., Lu C., Zhou S. Detecting preservice teachers’ visual attention under prediction and nonprediction conditions with eye-tracking technology.Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2022. Vol. 18, P. 010134.

Sharma K., Giannakos M., Dillenbourg P. Eye-tracking and artificial intelligence to enhance motivation and learning.Smart Learning Environments. 2020. Vol. 7. P. 1–13.

Sneha V. Bharadwaj, Jyutika A. Mehta, An exploratory study of visual sequential processing in children with cochlear implants // International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2016. Vol. 85, P. 158–165.

References:

Vygotskij L.S. Voprosy vospitaniya slepyh, gluhonemyh i umstvenno otstalyh detej. Moscow: Izdanie otdela social'no-pravovoj ohrany nesovershennoletnih Glavsocvosa Narkomprosa RSFSR. 1924. 158 p.

Karaush I.S., Dashieva B.A., Kupriyanova I.E., Stoyanova I.Ya. Osobennosti psihologicheskoj diagnostiki detej s sensornymi narusheniyami. Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2014. No 51. P. 132–140.

Matveev V.M. Psihicheskie narusheniya pri defektah zreniya i sluha. Moscow: Medicina. 1987. 184 p.

Hvatcev M.E., SHabalin S.N. Osobennosti psihologii gluhogo shkol'nika. Moscow: Uchpedgiz. 1961. 215 p.

Becker S., Küchemann S., Klein P. Andreas Lichtenberger, and Jochen Kuhn Gaze patterns enhance response prediction: More than correct or incorrect. Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2022. Vol.18, pp. 020107.

Chettaoui N., Atia A., Bouhlel M.S. Student Performance Prediction with Eye-Gaze Data in Embodied Educational Context.Educ Inf Technol. 2023. Vol. 28, P. 833–855

Chen Q., He G., Chen K., Jin Z., Mo L. Altered spatial distribution of visual attention in near and far space after early deafness. Neuropsychologia. 2010. No 48(9). P. 2693-2698. doi: 10.1016/j.neuropsychologia.2010.05.016.

Conway C.M., Karpicke J., Anaya E.M., Henning S.C., Kronenberger W.G., Pisoni D.B. Nonverbal cognition in deaf children following cochlear implantation: Motor sequencing disturbances mediate language delays. Developmental Neuropsychology. 2011. No36. Р. 237–254.

Davidson LS, Geers AE, Hale S, Sommers MM, Brenner C, Spehar B. Effects of Early Auditory Deprivation on Working Memory and Reasoning Abilities in Verbal and Visuospatial Domains for Pediatric Cochlear Implant Recipients. Ear Hear. 2019. No40(3). P. 517-528. doi: 10.1097/AUD.0000000000000629.

Dye M., Hauser P., Bavelier D. Visual Attention in Deaf Children and Adults. In M. Marschark & P. C. Hauser (Eds) Deaf Cognition. Oxford: Oxford University 2008. Р. 250–263. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195368673.003.0009

Dye M., Bavelier D. Attentional enhancements and deficits in deaf populations: an integrative review. Restor Neurol Neurosci. 2010. No 28(2). P. 181-92. doi: 10.3233/RNN-2010-0501. PMID: 20404407.

Gremp M.A., Deocampo J.A., Walk A.M., Conway C.M. Visual sequential processing and language ability in children who are deaf or hard of hearing. J Child Lang. 2019. No46(4). Р. 785–799.

Lima J.V.D.S., de Morais C.F.M., Zamberlan-Amorim N.E., Mandrá P.P., Reis A.C.M.B. Neurocognitive function in children with cochlear implants and hearing aids: a systematic review. Front Neurosci. 2023. Oct 4:17:1242949. doi: 10.3389/fnins.2023.1242949.

Li Q., Xu S., Chen Y., Lu C., Zhou S. Detecting preservice teachers’ visual attention under prediction and nonprediction conditions with eye-tracking technology. Phys. Rev. Phys. Educ. Res. 2022. Vol. 18. P. 010134.

Sharma K., Giannakos M., Dillenbourg P. Eye-tracking and artificial intelligence to enhance motivation and learning. Smart Learning Environments. 2020. Vol. 7. P. 1–13.

Sneha V. Bharadwaj, Jyutika A. Mehta, An exploratory study of visual sequential processing in children with cochlear implants. International Journal of Pediatric Otorhinolaryngology. 2016. Vol. 85, P. 158–165

Опубликован
2024-03-28
Как цитировать
1. Смирнова Я. К., Григорова Ю. Е. ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2024. Т. 6. № 1. С. 126-138. URL: http://bppasu.ru/article/view/14917.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)