ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И КИТАЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ

УДК 159.9, 37.1

  • Наталья Геннадьевна Янова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: yanova.ng@yandex.ru
  • Цинъя Чжуан ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: 2779489142@qq.com
Ключевые слова: домашнее образование, кросскультурный анализ, психологические и педагогические риски

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме домашнего образования как альтернативной формы обучения в современной модели образования. Новизна состоит в кросскультурном анализе института домашнего образования в России и Китае.  В статье представлен анализ международных трендов в практике домашнего образования. Авторы сравнивают модели и формы домашнего образования, особенности их реализации в России и Китае, указывают на возможности и риски, связанные с педагогическими и психологическими условиями развития домашнего (семейного) образования.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Наталья Геннадьевна Янова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Канд. соц. наук, заведующий кафедрой психометрики Алтайского государственного университета на базе ГППЦ Потенциал

Цинъя Чжуан, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Магистр

Литература

Жуйкова К.В., Ляликова С.В., Карпова В.М. Семейно-домашнее обучение как модель образования будущего: Аналитический отчет по результатам социологического исследования / под общ. ред. А.И. Антонова. М. : МАКС Пресс, 2018. 145 c.

Заславская О.В. Домашнее обучение как педагогическое явление / Реализация компетентностного подхода в системе профессионального образования педагога. Сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2021. С. 23–28.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения, исследование мирового опыта, монография. М. : Луч, 2018. 640 с.

Кузнецова В. В., Машкина О. А. Развитие системы образования в КНР: проблемы и пути их решения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2018. № 4 с.14–30.

Международная стандартная классификация образования [Электронный ресурс]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf

Письмо от 15 ноября 2013 года N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» [Электронный ресурс] / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/499060889

Поливанова К.Н., Любицкая К.А. Семейное образование в России и за рубежом // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6, № 2. С. 72–80.

Романова Е.С., Овчаренко Л.Ю., Чибискова О.В. Проблемы и перспективы психолого-педагогической работы с семьями с детьми, находящимися на домашнем обучении // Системная психология и социология. 2018. № 2 (26). С. 28–39.

Романова М.В., Сафронова Ю.А. Проблема домашнего обучения школьников в педагогической теории и практике // Открытое образование. 2023. Т. 27. № 1. С. 51–60.

Хазиева Э.К. Домашнее обучение: положительные и отрицательные черты, возможные трудности / В сборнике: Педагогическое образование: новые вызовы и цели. VII Международный форум по педагогическому образованию: сборник научных трудов. Казань, 2021. С. 191–197.

Blue book of Education. Annual Report on China’s Education. Beijing : Social Sciences Academic Press, 2019.

Chang-Martin S., Gould O., Meuse R. The impact of schooling on academic achievement: evidence from homeschooled and traditionally schooled students // Canadian Journal of Behavioural Science. 2011. № 43 (3). P. 195–202.

John Perry, Kathy Perry. The Complete Guide to Homeschooling [M]. United States of America: Contemporary Publishing Group. 2000. 352 p.

Lange C.M., Liu K.K. Home-schooling: Parents’ reasons for transfer and the implications for educational policy (Research Report № 29). National Center on Educational Outcomes, Minneapolis, MN.1999. P. 25. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED433595.pdf

Neumana A., Gutermanb O. Academic achievements and homeschooling – It all depends on the goals // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P. 1–6.

Ray B. D. A systematic review of the empirical research on selected aspects of homeschooling as a school choice // Journal of School Choice. 2017. № 11(4). P. 604–621.

Ray B.D. Research Facts on Homeschooling [Электронный ресурс] // National home education research institute. 2016. URL: http://www.nheri.org/research/research-facts-onhomeschooling.html

把握家庭教育促进法的时代性 吴重涵 贺小茜 中国教育新闻网 2022-03-20

报告:21世纪教育研究院《2013中国在家上学研究报告》

家庭教育促进法出台 传统“家事”上升为重要“国事” 中国青年报》2021-10-25

践行《家庭教育促进法》,家长最需要改善教养方式 URL: http://www.wdp.com.cn/article.action?id=37&pid=544

教育部办公厅关于做好2017年 义务教育招生入学工作的通知 教基一厅〔2017〕1号

形成教育合力 缓解教育焦虑光明日 报2021年07月27日

中华人民共和国家庭教育促进法 (2021年10月23日第十三届全国人民代表大会常务委员会第三十一次会议通过

References:

ZHujkova K.V., Lyalikova S.V., Karpova V.M. Semejno-domashnee obuchenie kak model' obrazovaniya budushchego: Analiticheskij otchet po rezul'tatam sociologicheskogo issledovaniya / pod obshch. red. A.I. Antonova. M. : MAKS Press, 2018.145 p.

Zaslavskaya O.V. Domashnee obuchenie kak pedagogicheskoe yavlenie // Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v sisteme professional'nogo obrazovaniya pedagoga. Sbornik materialov VIII Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Simferopol', 2021. P. 23–28.

Klarin M.V. Innovacionnye modeli obucheniya, issledovanie mirovogo opyta, monografiya. M. : Luch, 2018. 640 p.

Kuznecova V. V., Mashkina O. A. Razvitie sistemy obrazovaniya v KNR: problemy i puti ih resheniya//Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2018. No 4 p.14–30

Mezhdunarodnaya standartnaya klassifikaciya obrazovaniya [Elektronnyj resurs]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ isced-2011-ru.pdf

Pis'mo ot 15 noyabrya 2013 goda N NT-1139/08 «Ob organizacii polucheniya obrazovaniya v semejnoj forme» [Elektronnyj resurs] // Elektronnyj fond pravovyh i normativno-tekhnicheskih dokumentov. URL https://docs.cntd.ru/document/499060889

Polivanova K.N., Lyubickaya K.A. Semejnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2017. Vol. 6, No 2. P. 72–80.

Romanova E. S., Ovcharenko L. YU., CHibiskova O. V. Problemy i perspektivy psihologo-pedagogicheskoj raboty s sem'yami s det'mi, nahodyashchimisya na domashnem obuchenii //Sistemnaya psihologiya i sociologiya. 2018. No 2 (26). P. 28–39.

Romanova M.V., Safronova YU.A. Problema domashnego obucheniya shkol'nikov v pedagogicheskoj teorii i praktike // Otkrytoe obrazovanie. 2023. Vol. 27. No 1. P. 51–60.

Hazieva E.K. Domashnee obuchenie: polozhitel'nye i otricatel'nye cherty, vozmozhnye trudnosti. // V sbornike: Pedagogicheskoe obrazovanie: novye vyzovy i celi. VII Mezhdunarodnyj forum po pedagogicheskomu obrazovaniyu: sbornik nauchnyh trudov. Kazan', 2021. P. 191–197.

Blue book of Education. Annual Report on China’s Education. Beijing: Social Sciences Academic Press, 2019.

Chang-Martin S., Gould O., Meuse R. The impact of schooling on academic achievement: evidence from homeschooled and traditionally schooled students // Canadian Journal of Behavioural Science. 2011. No 43 (3). P. 195–202.

John Perry, Kathy Perry. The Complete Guide to Homeschooling [M]. United States of America: Contemporary Publishing Group. 2000. 352 p.

Lange C.M., Liu K.K. Home-schooling: Parents’ reasons for transfer and the implications for educational policy (Research Report № 29). National Center on Educational Outcomes, Minneapolis, MN.1999. P. 25. URL: http://files.eric.ed.gov/fulltext/ED433595.pdf

Neumana A., Gutermanb O. Academic achievements and homeschooling – It all depends on the goals // Studies in Educational Evaluation. 2016. Vol. 51. P. 1–6.

Ray B.D. A systematic review of the empirical research on selected aspects of homeschooling as a school choice // Journal of School Choice. 2017. No 11(4). P. 604–621.

Ray B.D. Research Facts on Homeschooling [Электронный ресурс] // National home education research institute. 2016. URL: http://www.nheri.org/research/research-facts-onhomeschooling.html

Grasp the contemporary nature of the Family Education Promotion Law Wu Chonghan He Xiaoqian China Education News Network 2022-03-20

Report: 21st Century Education Research Institute "China Homeschooling Research Report". 2013.

The promulgation of the Family Education Promotion Law has elevated traditional “family affairs” to important “state affairs” "China Youth Daily" 2021. P. 10–25.

To implement the "Family Education Promotion Law", parents most need to improve their parenting methods URL: http://www.wdp.com.cn/article.action?id=37&pid=544

Notice from the General Office of the Ministry of Education on the Compulsory Education Enrollment in 2017 (Jiaoji No. 1 Hall [2017] No. 1)

Form an educational synergy to alleviate educational anxiety Guangming Daily reported July 27, 2021.

Family Education Promotion Law of the People’s Republic of China (Adopted at the 31st Meeting of the Standing Committee of the 13th National People’s Congress on October 23, 2021).

Опубликован
2023-12-22
Как цитировать
1. Янова Н. Г., Чжуан Ц. ДОМАШНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И КИТАЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 4. С. 107-118. URL: http://bppasu.ru/article/view/14500.