АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ
УДК159.92
Аннотация
Настоящая статья посвящена реализации принципа амплификации методов арт-терапии другими методами творческого самовыражения ребенка. В статье представлен опыт обогащения содержания комплекса различных видов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, театрализованные занятия) методами кататимного переживания образов (КПО), диадическим моделированием сказок и историй, сочинением синквейна для интенсификации коррекции и психического развития детей, лишенных родительской опеки. Целью настоящей попытки применения методов арт-терапии в комплексе с другими творческими методами самовыражения (КПО, сочинение историй в диаде ребенок – взрослый, синквейн) является поиск наиболее валидных способов их применения в практике психологического развития детей, лишенных родительской опеки.
Скачивания
Литература
Барабанщиков В.А. Онтологическая парадигма исследований восприятия // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 5. С. 81–95.
Бреслау Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : «Педагогика», 1990. 139 с.
Буякос Т.М. Метод «Ведомое рисование»: исцеляющие возможности // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 141–151.
Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : Педагогика, 1978. С. 180–205.
Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотерапевтической
сказки // Журнал практического психолога. 1999. № 10–11. С. 72–87.
Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ Принципы развития в психологии. М. : Педагогика, 1978. С. 243–267.
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник
программ по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 254 с.
Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–13.
Изотова Е.И. Эмоциональная социализация детей: закономерности и механизмы // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 55–67.
Лёйнер Х. Кататимное переживание образов, пер. с нем. М. : Изд-во
Эйдос, 1996. 254 с.
Морено Д. Театр спонтанности, пер. с англ. Красноярск : Фонд
ментального здоровья, 1993. 126 с.
Пертенко В.Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.
Повстян Л.А. Кататимное переживание образов как механизм интериоризации идейного содержания сказки // Вестник психологии и педагогики АлтГУ, 2020. С. 71–80.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 508 с.
References:
Barabanshchikov V.A. Ontologicheskaya paradigma issledovanij vospriyatiya // Psihologicheskij zhurnal. 2009. Vol. 30, No 5. P. 81–95.
Breslau G.M. Emocional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve. M. : «Pedagogika», 1990. 139 p.
Buyakos T.M. Metod «Vedomoe risovanie»: iscelyayushchie vozmozhnosti // Voprosy psihologii. 2018. No 2. P. 141–151.
Davydov V.V., El'konin D.B., Markova A.K. Osnovnye voprosy sovremennoj psihologii detej mladshego shkol'nogo vozrasta / Problemy obshchej, vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. M. : Pedagogika, 1978. P. 180–205.
Docenko E.L. Semanticheskoe prostranstvo psihoterapevticheskoj
skazki // ZHurnal prakticheskogo psihologa. 1999. No 10–11. P. 72–87.
Zaporozhec A.V. Znachenie rannih periodov detstva dlya formirovaniya detskoj lichnosti/ Principy razvitiya v psihologii. M. : Pedagogika, 1978. P. 243–267.
Zinkevich-Evstigneeva T.D. Trening po skazkoterapii. Sbornik programm po skazkoterapii. SPb. : Rech', 2000. 254 p.
Znakov V.V. Novyj etap razvitiya psihologicheskih issledovanij sub"ekta // Voprosy psihologii. 2017. No 2. P. 3–13.
Izotova E.I. Emocional'naya socializaciya detej: zakonomernosti I mekhanizmy // Voprosy psihologii. 2016. No 1. P. 55–67.
Lyojner H. Katatimnoe perezhivanie obrazov, per. s nem. M. : Izd-vo Ejdos, 1996. 254 p.
Moreno D. Teatr spontannosti, per. s angl. Krasnoyarsk : Fond mental'nogo zdorov'ya, 1993. 126 p.
Pertenko V.F. Osnovy psihosemantiki. SPb. : Piter, 2005. 480 p.
Povstyan L.A. Katatimnoe perezhivanie obrazov kak mekhanizm interiorizacii idejnogo soderzhaniya skazki // Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU, 2020. P. 71–80.
Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. CHelovek i mir. SPb. : Piter, 2003. 508 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи