АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

УДК159.92

  • Людмила Александровна Повстян Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова Email: povstyan1946@mail.ru
Ключевые слова: амплификация, кататимное переживание образов (КПО), моделирование сказок и историй, арт-терапия, отреагирование негативных эмоций, образ-символ

Аннотация

Настоящая статья посвящена реализации принципа амплификации методов арт-терапии другими методами творческого самовыражения ребенка. В статье представлен   опыт обогащения содержания комплекса различных видов арт-терапии (изотерапия, сказкотерапия, театрализованные занятия) методами кататимного переживания образов (КПО), диадическим моделированием сказок и историй, сочинением синквейна для интенсификации коррекции и психического развития детей, лишенных родительской опеки. Целью настоящей попытки применения методов арт-терапии в комплексе с другими творческими методами самовыражения (КПО, сочинение историй в диаде ребенок – взрослый, синквейн) является поиск наиболее валидных способов их применения в практике психологического развития детей, лишенных родительской опеки.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Людмила Александровна Повстян, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова

Кандидат психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин

Литература

Барабанщиков В.А. Онтологическая парадигма исследований восприятия // Психологический журнал. 2009. Т. 30, № 5. С. 81–95.

Бреслау Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М. : «Педагогика», 1990. 139 с.

Буякос Т.М. Метод «Ведомое рисование»: исцеляющие возможности // Вопросы психологии. 2018. № 2. С. 141–151.

Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Маркова А.К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста / Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. : Педагогика, 1978. С. 180–205.

Доценко Е.Л. Семантическое пространство психотерапевтической

сказки // Журнал практического психолога. 1999. № 10–11. С. 72–87.

Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности/ Принципы развития в психологии. М. : Педагогика, 1978. С. 243–267.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. Сборник

программ по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000. 254 с.

Знаков В.В. Новый этап развития психологических исследований субъекта // Вопросы психологии. 2017. № 2. С. 3–13.

Изотова Е.И. Эмоциональная социализация детей: закономерности и механизмы // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 55–67.

Лёйнер Х. Кататимное переживание образов, пер. с нем. М. : Изд-во

Эйдос, 1996. 254 с.

Морено Д. Театр спонтанности, пер. с англ. Красноярск : Фонд

ментального здоровья, 1993. 126 с.

Пертенко В.Ф. Основы психосемантики. СПб. : Питер, 2005. 480 с.

Повстян Л.А. Кататимное переживание образов как механизм интериоризации идейного содержания сказки // Вестник психологии и педагогики АлтГУ, 2020. С. 71–80.

Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб. : Питер, 2003. 508 с.

References:

Barabanshchikov V.A. Ontologicheskaya paradigma issledovanij vospriyatiya // Psihologicheskij zhurnal. 2009. Vol. 30, No 5. P. 81–95.

Breslau G.M. Emocional'nye osobennosti formirovaniya lichnosti v detstve. M. : «Pedagogika», 1990. 139 p.

Buyakos T.M. Metod «Vedomoe risovanie»: iscelyayushchie vozmozhnosti // Voprosy psihologii. 2018. No 2. P. 141–151.

Davydov V.V., El'konin D.B., Markova A.K. Osnovnye voprosy sovremennoj psihologii detej mladshego shkol'nogo vozrasta / Problemy obshchej, vozrastnoj i pedagogicheskoj psihologii. M. : Pedagogika, 1978. P. 180–205.

Docenko E.L. Semanticheskoe prostranstvo psihoterapevticheskoj

skazki // ZHurnal prakticheskogo psihologa. 1999. No 10–11. P. 72–87.

Zaporozhec A.V. Znachenie rannih periodov detstva dlya formirovaniya detskoj lichnosti/ Principy razvitiya v psihologii. M. : Pedagogika, 1978. P. 243–267.

Zinkevich-Evstigneeva T.D. Trening po skazkoterapii. Sbornik programm po skazkoterapii. SPb. : Rech', 2000. 254 p.

Znakov V.V. Novyj etap razvitiya psihologicheskih issledovanij sub"ekta // Voprosy psihologii. 2017. No 2. P. 3–13.

Izotova E.I. Emocional'naya socializaciya detej: zakonomernosti I mekhanizmy // Voprosy psihologii. 2016. No 1. P. 55–67.

Lyojner H. Katatimnoe perezhivanie obrazov, per. s nem. M. : Izd-vo Ejdos, 1996. 254 p.

Moreno D. Teatr spontannosti, per. s angl. Krasnoyarsk : Fond mental'nogo zdorov'ya, 1993. 126 p.

Pertenko V.F. Osnovy psihosemantiki. SPb. : Piter, 2005. 480 p.

Povstyan L.A. Katatimnoe perezhivanie obrazov kak mekhanizm interiorizacii idejnogo soderzhaniya skazki // Vestnik psihologii i pedagogiki AltGU, 2020. P. 71–80.

Rubinshtejn S.L. Bytie i soznanie. CHelovek i mir. SPb. : Piter, 2003. 508 p.

Опубликован
2023-12-22
Как цитировать
1. Повстян Л. А. АМПЛИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 4. С. 72-87. URL: http://bppasu.ru/article/view/14496.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)