ОСОБЕННОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
УДК 159.92
Аннотация
В статье используется психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера. Цель настоящего исследования ‑ выявление особенностей развития эстетического восприятия у детей, лишенных родительского попечения, воспитанников детского дома, переживших влияние депривационной среды развития. Полученные результаты позволяют сделать вывод о наличии у детей природных, общих, независимых от социокультурных факторов (внешних) предпосылок для развития художественного вкуса как составляющих эстетического восприятия окружающей действительности. Данное предположение определяет практическую значимость выделенных предпосылок в плане реализации задач эстетического воспитания, направленных на решение проблем личностного развития детей.
Скачивания
Литература
Абульханова К.А. Психология и сознание личности. М. – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 1990, 224 с.
Барабанщиков В.А. Онтологическая парадигма исследований восприятия // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 81–95.
Выготский Л.С. Психология развития человека. М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.
Додонова С.Г. Принцип возрастного подхода в эстетическом воспитании личности учащихся в XXI веке средствами музыки // Педагогический журнал. 2022. Т. 12. № 3А. С. 397–403. DOI: 10.34670/AR.2022.31.41.021
Ивин А.А. Основания логики оценок: монография. М. : Директ-Медиа, 2015. 339 с.
Казанцева С.Н. Тест по диагностике эстетического восприятия.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141458-testy-po-diagnostike-jesteticheskogo-vosprija
Комарова Т.С., Москвина А.С Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста в новых социокультурных условиях // Проблемы современного образования. 2020. № 2. С. 127–134.
Клочко В.Е. Самореализация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности. Томск: ТГУ, 2005. 174 с.
Коул М. Культурно-историческая психология. М. : Когито-Центр, 1997. 431 с.
Кукарекина С.Р., Чепуков К.Ю. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. 2019. № 4. С. 189–191.
Лакин Г.Ф. Биометрия. М. : Высшая школа, 1990. 352 с.
Лукманова Р.Х., Столетов А.И. Роль эстетического в становлении личности // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 2. С. 1038–1041.
Лурия А.Р. Речь и мышление. М. : МГУ, 1975. 120 с.
Мусханова И.В., Хаджимуратова А.Д. Развитие личности в искусстве : монография. Грозный : ЧГПУ; Махачкала: АЛЕФ, 2021. 114 с.
Популярная художественная энциклопедия. Книга II. М. Сов. энциклопедия, 1986. 432 с.
Разумный В.А. О хорошем художественном вкусе. М. : Госполитиздат, 1961. 64 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологических антропологий. М. : Школьная психологического пресса. 2000. 416 с.,
Торшилова Е.М. Принципы формирования эстетического восприятия в структуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста / Сборник научных трудов. Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М. : Изд-во АПН, 1983. 158 с.
Уразимова Т.В., Надырова А.Б. Эстетическое воспитание – основа формирования личности // Научные исследования. 2017. № 1 (12). С. 68–69.
Eysenck H.J. The general factor aestethic judgements. // Brt. J. Of Psychol. 1940. V. 31. P. 94–102.
References:
Abul'hanova K.A. Psihologiya i soznanie lichnosti. M. Voronezh : Izd-vo NPO «MODEK», 1990, 224 p.
Barabanshchikov V.A. Ontologicheskaya paradigma issledovanij vospriyatiya// Psihologicheskij zhurnal. 2009. T. 30. № 5. S. 81–95.
Vygotskij L.S. V 92 Psihologiya razvitiya cheloveka. M. : Izd-vo Smysl; Izd-vo Eksmo, 2005. 1136 p.
Dodonova S.G. Princip vozrastnogo podhoda v esteticheskom vospitanii lichnosti uchashchihsya v XXI veke sredstvami muzyki // Pedagogicheskij zhurnal. 2022. T. 12. No 3A. P. 397–403. DOI: 10.34670/AR.2022.31.41.021
Ivin A.A. Osnovaniya logiki ocenok: monografiya. M. : Direkt-Media, 2015. 339 p.
Kazanceva S.N. Test po diagnostike esteticheskogo vospriyatiya.https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/141458-testy-po-diagnostike-jesteticheskogo-vosprija
Komarova T.S., Moskvina A.S Esteticheskoe vospitanie detej doshkol'nogo vozrasta v novyh sociokul'turnyh usloviyah // Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020. No 2. P. 127–134.
Klochko V.E., Samorealizaciya v psihologicheskih sistemah: problemy stanovleniya mental'nogo prostranstva lichnosti. Tomsk: TGU, 2005. 174 p.
Koul M. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. M. : Kogito-Centr, 1997. 431 p.
Kukarekina S.R., CHepukov K.YU. Osobennosti esteticheskogo vospitaniya v mladshem shkol'nom vozraste // Innovacionnaya nauka. 2019. No 4. P. 189–191.
Lakin G.F. Biometriya. M. : Vysshaya shkola, 1990. 352 p.
Lukmanova R.H., Stoletov A.I. Rol' esteticheskogo v stanovlenii lichnosti // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2012. Vol. 17. No 2. P. 1038–1041.
Luriya A. R. Rech' i myshlenie. M. : MGU, 1975. 120 p.
Muskhanova I.V., Hadzhimuratova A.D. Razvitie lichnosti v iskusstve. Monografiya. Groznyj : CHGPU; Mahachkala: ALEF, 2021. 114 p.
Populyarnaya hudozhestvennaya enciklopediya. Kniga II. M. : Sov. Enciklopediya, 1986. 432 p.
Razumnyj V.A. O horoshem hudozhestvennom vkuse. M. : Gospolitizdat, 1961. 64 p.
Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Osnovy psihologicheskih antropologij. M. : SHkol'naya psihologicheskogo pressa. 2000. 416 p.
Torshilova E.M. Principy formirovaniya esteticheskogo vospriyatiya v strukture esteticheskogo otnosheniya shkol'nikov mladshego i srednego vozrasta / Sbornik nauchnyh trudov. Esteticheskoe otnoshenie podrostkov k iskusstvu i dejstvitel'nosti. M. : Izd-vo APN, 1983. 158 p.
Urazimova T.V., Nadyrova A.B. Esteticheskoe vospitanie – osnova formirovaniya lichnosti // Nauchnye issledovaniya. 2017. No 1 (12). P. 68–69.
Eysenck H.J. The general factor aestethic judgements. // Brt. J. Of Psychol. 1940.Vol. 31. P. 94–102.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи