ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЯ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

УДК 159.99

  • Хаотянь Лю ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: kaigorodova56@gmail.com
  • Надежда Захаровна Кайгородова ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» Email: kaigorodova56@gmail.com
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, адаптация к среде, межличностная адаптация, адаптация к социальным коммуникациям, адаптация к обучению, удовлетворенность жизнью

Аннотация

В данном исследовании изучаются проблемы социально-психологической адаптации, с которыми сталкиваются студенты Алтайского государственного университета и других вузов России, приехавшие из Китая. Оценивалась адаптация к среде, межличностная адаптация, адаптация к социальным коммуникациям, адаптация к обучению, удовлетворенность жизнью. Особенности социально-психологической адаптации китайских студентов к обучению в вузах России определялись направлением подготовки. Разные составляющие процесса адаптации обнаружили разную динамику. Самая низкая приспособленность к российской среде, к межличностным отношениям у студентов естественнонаучного направления, а достоверно более высокая – у обучающихся на гуманитарном направлении. Наиболее низкий уровень адаптации к социальным контактам был обнаружен в группе студентов инженерного направления обучения, а наиболее высокий – у студентов гуманитарного направления.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Хаотянь Лю, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Магистрант кафедры общей и прикладной психологии

Надежда Захаровна Кайгородова, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»

Доктор биологических наук, профессор кафедры общей и прикладной психологии

Литература

Апасова М.В., Кулагина И.Ю., Апасова Е.В. Специфика адаптации китайских и туркменских студентов в российском вузе // Психологические исследования. 2020. Т. 13, № 69. С. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1728-apasova69.html

Беляева Е.А. Адаптация китайских студентов в поликультурной среде российской высшей школы в период дистанционного обучения // Koinon. 2022. Т. 3. № 2. С. 215–226. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117171/1/k_2_2022_15.pdf

Ван Юнг Социально-психологическая адаптация иностранных студентов: проблемы исследований в англоязычной литературе // Интернет-журнал «Мир науки». 2018 № 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN218.pdf.

Ван Си, Петанова Е. И. Личностные адаптационные ресурсы китайских студентов-первокурсников // Вестник СПбГУ Сер. 16. 2016. Вып. 3. С. 75–85.

Гаврилов П.С. Иностранные студенты в российских вузах: проблемы адаптации (на примере китайских студентов) // Социология образования. 2021. № 3 (86). С. 47–56.

Костюшкина Г.М., Егорова З.В. Категоризация эмоций в русском языковом сознании // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. 2017. № 5 (61). С. 99–107.

Ларионова С.А. Социально-психологическая адаптация личности: теоретическая модель и диагностика : монография. Белгород, 2002. 200 с.

Левин К. Динамическая психология. М. : Смысл, 2001. 572 с.

Овчинникова М.В. Проблемы академической адаптации китайских студентов в российских вузах и пути из решения // Вестник Тульского государственного университета. Серия: Современные образовательные технологии в преподавании естественнонаучных дисциплин. 2020. № 1 (19). С. 18–21.

Подгорецкий Ю. Социальная коммуникация – наука XXI века // Историческая и социально-образовательная мысль. T. 7. № 2. 2015. С. 157–163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya kommunikatsiya nauka xxi veka

Рыбакова М.В., Иванова Н.А. Адаптация китайских студентов в российских вузах: некоторые проблемы // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 3. С. 410–417.

Тань Яньцзе. Этнопсихологические особенности обучения китайских учащихся // Молодой ученый. 2017. № 17 (151). С. 288–291. URL: https://moluch.ru/archive/151/42833/

Banjong D.N., Wuraola A., Biaku M. International students from different continents face varied challenges and seek campus support in dissimilar ways. International Educational Scientific Re-search Journal, 2016. No 2 (12), С. 118–128.

Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development. International Journal of Intercultural Relations, 2018, No 63. С. 1–16.

Kovaleva T.N., Maslova Yu.V., Kovalev N.A., Karapetyan E.A., Samygin S.I., Kaznacheeva O.K., Lyashenko N.V. Ecohumanistic education in Russia and China as a factor of sustainable development of modern civilization // Dilemascontemporaneos: Educacion, Politica y Valores. 2019. Vol. 6. No 3.

Liang C., Yang X. Nature and Effectiveness of Online Social Support for Intercultural Adaptation of Mainland Chinese International Students. International Journal of Communication. 2015, No 9, С. 2161–2181.

Rosen D., Hendrickson B. Insights into New Media Use by International Students: Implications for Cross-Cultural Adaptation Theory. Social Networking, 2017, No 6, С. 81–106.

Xiao S.L., Yang Z.X., Bernardo A.B.I. Polyculturalism and cultural adjustment of international stu-dents: Exploring the moderating role of cultural distance in a quantitative cross-sectional survey study. Cogent Psychology, 2019, No 6 (1), 1682767. URL: https://doi.org/10.1080/23311908.2019.1682767

References:

Apasova M.V., Kulagina I.Yu., Apasova E.V. Specifika adaptacii kitajskix i turkmenskix studentov v rossijskom vuze// Psixologicheskie issledovaniya. 2020. Vol. 13. No 69. P. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v13n69/1728-apasova69.html

Belyaeva E.A. Adaptaciya kitajskix studentov v polikul`turnoj srede rossijskoj vy`sshej shkoly` v period distancionnogo obucheniya // Koinon. 2022. Vol. 3. No 2. P. 215–226. DOI: 10.15826/koinon.2022.03.2.025 https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/117171/1/k_2_2022_15.pdf

Van Yung Social`no-psixologicheskaya adaptaciya inostranny`x studentov: problemy` issledovanij v angloyazy`chnoj literature // Internet-zhurnal «Mir nauki». 2018. No 2. URL: https://mir-nauki.com/PDF/63PSMN218.pdf.

Van Si. Lichnostny`e adaptacionny`e resursy` kitajskix studentov-pervokursnikov / S. Van, E. I. Petanova // Vestnik SPbGU Ser. 16. 2016. Vy`p. 3. P. 75–85.

Gavrilov P.S. Inostranny`e studenty` v rossijskix vuzax: problemy` adaptacii (na primere kitajskix studentov) // Sociologiya obrazovaniya. 2021. No 3 (86). P. 47–56.

Kostyushkina G.M. Kategorizaciya e`mocij v russkom yazy`kovom soznanii /G.M. Kostyushkina, Z.V. Egorova // Vestnik Severo-Vostochnogo federal`nogouniversiteta im. M.K. Ammosova. 2017. No 5 (61). P. 99–107.

Larionova S.A. Social`no-psixologicheskaya adaptaciya lichnosti: teoreticheskaya model` i diagnostika: monografiya Belgorod, 2002. 200 p.

Levin K. Dinamicheskaya psixologiya . M. : Smy`sl, 2001. 572 p.

Ovchinnikova M.V. Problemy` akaemicheskoj adaptacii kitajskix studentov v rossijskix vuzax i puti iz resheniya // Vestnik Tul`skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sovremenny`e obrazovatel`ny`e texnologii v prepodavanii estestvennonauchny`x disciplin. 2020. No 1(19). P. 18–21.

Podgoreczkij Yu. Social`naya kommunikaciya – nauka XXI veka // Istoricheskaya i social`no-obrazovatel`naya my`sl`. Vol. 7 No 2, 2015. P. 157–163. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya kommunikatsiya nauka xxi veka

Ry`bakova M. V., Ivanova N. A. Adaptaciya kitajskix studentov v rossijskix vuzax: nekotory`e problemy` // SOCIAL`NO-GUMANITARNY`E ZNANIYa, 2022. No 3. P. 410–417

Tan` Yan`czze E`tnopsixologicheskie osobennosti obucheniya kitajskix uchashhixsya // Molodoj ucheny`j. 2017. No 17 (151). P. 288-291. URL: https://moluch.ru/archive/151/42833/

Banjong D.N., Wuraola A., Biaku M. International students from different continents face varied challenges and seek campus support in dissimilar ways. International Educational Scientific Re-search Journal, 2016, No 2 (12), P. 118–128.

Hendrickson B. Intercultural connectors: Explaining the influence of extra-curricular activities and tutor programs on international student friendship network development. International Journal of Intercultural Relations, 2018, No 63, P. 1–16.

Kovaleva T.N., Maslova Yu.V., Kovalev N.A., Karapetyan E.A., Samygin S.I., Kaznacheeva O.K., Lyashenko N.V. Ecohumanistic education in Russia and China as a factor of sustainable development of modern civilization // Dilemascontemporaneos: Educacion, Politica y Valores. 2019. Vol. 6. No S3.

Liang C., Yang X. Nature and Effectiveness of Online Social Support for Intercultural Adaptation of Mainland Chinese International Students. International Journal of Communication. 2015, No 9, P. 2161–2181.

Rosen D., Hendrickson B. Insights into New Media Use by International Students: Implications for Cross-Cultural Adaptation Theory. Social Networking, 2017, No 6, P. 81–106.

Xiao S.L., Yang Z.X., Bernardo A.B.I. Polyculturalism and cultural adjustment of international stu-dents: Exploring the moderating role of cultural distance in a quantitative cross-sectional survey study. Cogent Psychology, 2019, No 6 (1), 1682767. https://doi.org/10.1080/23311908.2019.1682767

Опубликован
2023-06-19
Как цитировать
1. Лю Х., Кайгородова Н. З. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ ИЗ КИТАЯ К ОБУЧЕНИЮ В РОССИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 2. С. 49-61. URL: http://bppasu.ru/article/view/13138.