РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 159.9
Аннотация
В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткий анализ научных источников, в которых формировалась теория эмоционального интеллекта. На основе анализа опыта собственной работы с нормотипичными обучающимися автор делает предположение о возможностях психотехник в организации коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у обучающихся с ОВЗ. В статье приводятся некоторые результаты предыдущего исследования, представлены варианты упражнений, которые особенно актуальны в работе с отдельными группами обучающихся с ОВЗ.
Скачивания
Литература
Авилова И.В. Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как основного компонента, способствующего благоприятной адаптации к школе. URL: https://iro86.ru/images/2.
Востриков А.А., Табидзе А.А. Эмоциональный интеллект. Культура эмоций. Курс психотехники эмоциональной саморегуляции. Томск : Изд-во «Продуктивная педагогика», 2007. 229 с.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.
Гордеева В.В., Каткова Н.Д. Развитие эмоционального интеллекта как коррекционно-развивающая задача логопедических занятий с детьми с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 9–11.
Гоулман Д. Г. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М. : ACT: АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2009. 478 с.
Карпушина Н.В., Корнева И.А. Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–3. С. 265–268.
Меснянкина К.К., Федоряка К.А., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И. Потому что эмоции! Методическое пособие. М. : Фонд президентских грантов, 2019. URL: http://www.planik.org/product/metodicheskoe-posobie-potomu-chto-emotsii-bazovyy-komplekt
Примерная адаптированная основная образовательная программа ООО для слабовидящих обучающихся. 2022. 380 с. https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-slabovidiashchikh-obuchaiushchikhsia
Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.
Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 145 с.
Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. М. : Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence / Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / ed. R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge, 2000. Р. 396–420.
References:
Avilova I.V. Razvitie e`mocional`nogo intellekta u obuchayushhixsya s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya kak osnovnogo komponenta, sposobstvuyushhego blagopriyatnoj adaptacii k shkole. URL: https://iro86.ru/images/2.
Vostrikov A.A., Tabidze A.A. E`mocional`ny`j intellekt. Kul`tura e`mocij. Kurs psixotexniki e`mocional`noj samoregulyacii. Tomsk : Izd-vo «Produktivnaya pedagogika», 2007. 229 p.
Vy`gotskij L.S. Sobr. soch.: V 6 t. Vol. 2. M. : Pedagogika,, 1982. 504 p.
Gordeeva V.V., Katkova N.D. Razvitie e`mocional`nogo intellekta kak korrekcionno-razvivayushhaya zadacha logopedicheskix zanyatij s det`mi s rasstrojstvom autisticheskogo spektra // Aktual`ny`e problemy` pedagogiki i psixologii. 2020. Vol. 2, No. 1. P. 9–11.
Goulman D. G. E`mocional`ny`j intellekt / per. s angl. A.P. Isaevoj. M. : ACT: AST MOSKVA; Vladimir : VKT, 2009. 478 p.
Karpushina N.V., Korneva I.A. Osobennosti e`mocional`nogo intellekta u detej mladshego shkol`nogo vozrasta s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No. 67–3. P. 265–268.
Mesnyankina K.K., Fedoryaka K.A., Sarelajnen A.I., Anishhenko S.I. Potomu chto e`mocii! Metodicheskoe posobie. M. : Fond prezidentskix grantov, 2019. URL: http://www.planik.org/product/metodicheskoe-posobie-potomu-chto-emotsii-bazovyy-komplekt
Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obrazovatel`naya programma OOO dlya slabovidyashhix obuchayushhixsya. 2022. 380 p. https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-slabovidiashchikh-obuchaiushchikhsia
Rubinshtejn S.L. Problemy` obshhej psixologii. M. : Pedagogika, 1973. 424 p.
Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh. Me`jera, P. Se`loveya i D. Karuzo «E`mocional`ny`j Intellekt» (MSCEIT v. 2.0) russkoyazy`chnaya versiya. M. : Izd-vo «Institut psixologii RAN», 2010. 145 p.
Czzen N.V., Paxomov Yu.V. Psixotrening: igry` i uprazhneniya. Izd. 2-e, dop. M. : Nezavisimaya firma «Klass», 1999. 272 p.
Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence / Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / ed. R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge, 2000. P. 396–420.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи