РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

УДК 159.9

  • Татьяна Александровна Челнокова Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова Email: nauka@zel.ieml.ru
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, психотехника, эмоциональная сфера, обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, самосознание, коррекционная работа

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития эмоционального интеллекта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Дается краткий анализ научных источников, в которых формировалась теория эмоционального интеллекта. На основе анализа опыта собственной работы с нормотипичными обучающимися автор делает предположение о возможностях психотехник в организации коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционального интеллекта у обучающихся с ОВЗ. В статье приводятся некоторые результаты предыдущего исследования, представлены варианты упражнений, которые особенно актуальны в работе с отдельными группами обучающихся с ОВЗ.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биография автора

Татьяна Александровна Челнокова, Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова

Доктор педагогических наук, профессор

Литература

Авилова И.В. Развитие эмоционального интеллекта у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как основного компонента, способствующего благоприятной адаптации к школе. URL: https://iro86.ru/images/2.

Востриков А.А., Табидзе А.А. Эмоциональный интеллект. Культура эмоций. Курс психотехники эмоциональной саморегуляции. Томск : Изд-во «Продуктивная педагогика», 2007. 229 с.

Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. М. : Педагогика, 1982. 504 с.

Гордеева В.В., Каткова Н.Д. Развитие эмоционального интеллекта как коррекционно-развивающая задача логопедических занятий с детьми с расстройством аутистического спектра // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2020. Т. 2, № 1. С. 9–11.

Гоулман Д. Г. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А.П. Исаевой. М. : ACT: АСТ МОСКВА; Владимир : ВКТ, 2009. 478 с.

Карпушина Н.В., Корнева И.А. Особенности эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–3. С. 265–268.

Меснянкина К.К., Федоряка К.А., Сарелайнен А.И., Анищенко С.И. Потому что эмоции! Методическое пособие. М. : Фонд президентских грантов, 2019. URL: http://www.planik.org/product/metodicheskoe-posobie-potomu-chto-emotsii-bazovyy-komplekt

Примерная адаптированная основная образовательная программа ООО для слабовидящих обучающихся. 2022. 380 с. https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-slabovidiashchikh-obuchaiushchikhsia

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М. : Педагогика, 1973. 424 с.

Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея и Д. Карузо «Эмоциональный Интеллект» (MSCEIT v. 2.0) русскоязычная версия. М. : Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. 145 с.

Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. Изд. 2-е, доп. М. : Независимая фирма «Класс», 1999. 272 с.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence / Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / ed. R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge, 2000. Р. 396–420.

References:

Avilova I.V. Razvitie e`mocional`nogo intellekta u obuchayushhixsya s ogranichenny`mi vozmozhnostyami zdorov`ya kak osnovnogo komponenta, sposobstvuyushhego blagopriyatnoj adaptacii k shkole. URL: https://iro86.ru/images/2.

Vostrikov A.A., Tabidze A.A. E`mocional`ny`j intellekt. Kul`tura e`mocij. Kurs psixotexniki e`mocional`noj samoregulyacii. Tomsk : Izd-vo «Produktivnaya pedagogika», 2007. 229 p.

Vy`gotskij L.S. Sobr. soch.: V 6 t. Vol. 2. M. : Pedagogika,, 1982. 504 p.

Gordeeva V.V., Katkova N.D. Razvitie e`mocional`nogo intellekta kak korrekcionno-razvivayushhaya zadacha logopedicheskix zanyatij s det`mi s rasstrojstvom autisticheskogo spektra // Aktual`ny`e problemy` pedagogiki i psixologii. 2020. Vol. 2, No. 1. P. 9–11.

Goulman D. G. E`mocional`ny`j intellekt / per. s angl. A.P. Isaevoj. M. : ACT: AST MOSKVA; Vladimir : VKT, 2009. 478 p.

Karpushina N.V., Korneva I.A. Osobennosti e`mocional`nogo intellekta u detej mladshego shkol`nogo vozrasta s zaderzhkoj psixicheskogo razvitiya // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. No. 67–3. P. 265–268.

Mesnyankina K.K., Fedoryaka K.A., Sarelajnen A.I., Anishhenko S.I. Potomu chto e`mocii! Metodicheskoe posobie. M. : Fond prezidentskix grantov, 2019. URL: http://www.planik.org/product/metodicheskoe-posobie-potomu-chto-emotsii-bazovyy-komplekt

Primernaya adaptirovannaya osnovnaya obrazovatel`naya programma OOO dlya slabovidyashhix obuchayushhixsya. 2022. 380 p. https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-adaptirovannaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-slabovidiashchikh-obuchaiushchikhsia

Rubinshtejn S.L. Problemy` obshhej psixologii. M. : Pedagogika, 1973. 424 p.

Sergienko E.A., Vetrova I.I. Test Dzh. Me`jera, P. Se`loveya i D. Karuzo «E`mocional`ny`j Intellekt» (MSCEIT v. 2.0) russkoyazy`chnaya versiya. M. : Izd-vo «Institut psixologii RAN», 2010. 145 p.

Czzen N.V., Paxomov Yu.V. Psixotrening: igry` i uprazhneniya. Izd. 2-e, dop. M. : Nezavisimaya firma «Klass», 1999. 272 p.

Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence / Handbook of Human Intelligence (2nd ed.) / ed. R. J. Sternberg. N.Y. : Cambridge, 2000. P. 396–420.

Опубликован
2023-03-27
Как цитировать
1. Челнокова Т. А. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2023. Т. 5. № 1. С. 117-127. URL: http://bppasu.ru/article/view/12716.