ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
УДК 378.2
Аннотация
В последние годы ясно обозначилось и постепенно набирает силу здоровьеориентированное направление в сфере образования, в котором ведущее значение имеет работа учителя. Актуальной является подготовка будущих педагогов к организации здоровьесохраняющей деятельности. Такая подготовка может осуществляться по нескольким направлениям, одним из которых является освоение методов валеологической оценки образовательной среды. Для этого студентам необходимо овладеть критериями оценки здоровьезатратности учебной деятельности.
Целью данной работы явились подбор критериев и валеологическая оценка уроков в рамках педагогической практики студентов. На основе предложенной системы критериев студентами под руководством преподавателя было проанализировано два урока: уроки химии и физики в 11-м классе в одной из школ г. Барнаула. Оба урока относились к урокам изучения нового материала. Анализ полученных данных показал, что эти уроки различались по выраженности факторов риска ухудшения здоровья учащихся, которые в большей степени были выражены на уроке физике. Была проведена оценка утомления школьников с помощью ранговой шкалы. Урок физики, по субъективной оценке школьников, оказался менее затратным.
Скачивания
Литература
Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Научный обзор: системный подход в педагогике здоровья // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 2. С. 5–24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1480
Ефиц О.А., Ахтамова С.С. Валеологическая подготовка студентов как способ построения позитивного имиджа будущего педагога // Научный диалог. 2018. № 6. С. 240–250.
Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие. Белгород : ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. 136 с.
Ирхин В.Н., Ковалева Р.Е. Здоровьеориентированная профессионально- педагогическая деятельность : монография. Тирасполь ; Белгород : Б.и. (Tipogr. «Valinex» SRL). 2017. 190 с.
Кулакова Е.В., Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Кузмичев Ю.Г. Заболеваемость детей школьного возраста в условиях крупного города по данным обращаемости // Медицинский альманах. Педиатрия. 2015. № 2. С. 74–76.
Маджуга А.Г., Самородов Д.П., Малярчук Н.Н., Филипенко Е.В. Здоровьесозидающее воспитание учащейся молодежи как метаисторический императив постиндустриального общества // Философия образования. 2017. № 4. С. 108–122.
Малярчук Н.Н. Становление и развитие культуры здоровья педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 3. С. 285–292.
Орехова И.Л., Тюмасева З.И., Пономарева Л.И. Концептуальные основы эколого-валеологической подготовки педагогов – в аспекте педагогической антропологии : монография. СПб. : Изд-во ИП Никифорова («Астер – Пресс»), 2010. 253 с.
Побединская И.В. Здоровьесберегающая деятельность педагога: тезаурус исследования // Известия ВГПУ. 2017. № 1 (274). С. 32–41.
Пономарева К.А. Эколого-валеологическое образование студентов педагогического вуза / Теория и практика образования в современном мире : материалы II Международной научной конференции. СПб : Реноме, 2012. С. 179–181.
Суворова А.В., Якубова И.Ш., Чернякина Т.С. Динамика показателей состояния здоровья детей и подростков Санк-Петербурга за 20-летний период // Гигиена и санитария. 2017. № 96 (4). С. 332–338.
Ураимова А.А., Касымов О.Т. Состояние здоровья учащихся общеобразовательных учреждений с разной формой организации школьного питания // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2.
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29735
References:
Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. Nauchnyy obzor: sistemnyy podkhod v pedagogike zdorovia // Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki. 2016. No. 2. P. 5–24. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1480
Efits O. A., Akhtamova S.S. Valeologicheskaya podgotovka studentov kak sposob postroyeniya pozitivnogo imidzha budushchego pedagoga // Nauchnyy dialog. 2018. No. 6. P. 240–250.
Irkhin V.N., Irkhina I.V. Zdorovyeoriyentirovannaya deyatelnost uchitelya na uroke: ucheb-noye posobiye. Belgorod : ID «Belgorod» NIU «BelGU». 2017. 136 p.
Irkhin V.N., Kovaleva R.E. Zdorovyeoriyentirovannaya professionalno- pedagogicheskaya deyatelnost : monografiya. Tiraspol ; Belgorod : B.i. (Tipogr. «Valinex» SRL). 2017. 190 p.
Kulakova E.V., Bogomolova E.S., Badeyeva T.V., Kuzmichev Yu.G. Zabolevayemost detey shkolnogo vozrasta v usloviyakh krupnogo goroda po dannym obrashchayemosti // Meditsinskiy almanakh. Pediatriya. 2015. No. 2. P.74–76.
Madzhuga A.G., Samorodov D.P., Malyarchuk N.N., Filipenko E.V. Zdorovyesozidayushcheye vospitaniye uchashcheysya molodezhi kak metaistoricheskiy imperativ postindustrialnogo obshchestva // Filosofiya obrazovaniya. 2017. No. 4. P. 108–122.
Malyarchuk N.N. Stanovleniye i razvitiye kultury zdorovia pedagogov // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2009. No. 3. P. 285–292.
Orekhova I.L., Tyumaseva Z.I.. Ponomareva L.I. Kontseptualnyye osnovy ekologo-valeologicheskoy podgotovki pedagogov – v aspekte pedagogicheskoy antropologii: monografiya. SPb. : Izd-vo IP Nikiforova («Aster – Press»). 2010. 253 p.
Pobedinskaya I.V. Zdorovyesberegayushchaya deyatelnost pedagoga: tezaurus issledovaniya // Izvestiya VGPU. 2017. No 1 (274). P. 32–41.
Ponomareva K.A. Ekologo-valeologicheskoye obrazovaniye studentov pedagogicheskogo vuza / Teoriya i praktika obrazovaniya v sovremennom mire : materialy II Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. SPb : Renome. 2012. P. 179–181.
Suvorova A.V., Yakubova I.Sh.. Chernyakina T.S. Dinamika pokazateley sostoyaniya zdorovia detey i podrostkov Sank-Peterburga za 20-letniy period // Gigiyena i sanitariya. 2017. No. 96 (4). P. 332–338.
Uraimova A.A., Kasymov O.T. Sostoyaniye zdorovia uchashchikhsya obshcheobrazovatelnykh uchrezhdeniy s raznoy formoy organizatsii shkolnogo pitaniya // Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 2.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи