К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

УДК 159.95, 316.6

  • Людмила Александровна Повстян Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова Email: Povstyan1946@mail.ru
  • Валентина Николаевна Герасимова КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4» Email: Povstyan1946@mail.ru
Ключевые слова: автобиографическая память, насилие, материнская депривация, психологическое время, развитие личности, самоидентичность

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования автобиографической памяти у детей, оставшихся без попечения родителей. В процессе изучения содержания их автобиографических воспоминаний или ассоциаций, связанных с ними, были выявлены такие особенности воспроизводства и интерпретации фактов биографии, как:  а) несформированность аффективно-смысловой интерпретации  чувственного образа, связанного с воспроизводимым фактом своей биографии; б) нейтральное или неадекватное  в эмоциональном плане отношение к жизненным ситуациям, отражающим их жизненный опыт. Полученные результаты могут быть использованы в разработке коррекционных и реабилитационных программ для детей, лишенных попечения родителей или имеющих ранний травматический опыт, связанный с воздействием различного рода насилия.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Людмила Александровна Повстян, Кокшетауский университет им. Абая Мырзахметова

Кандидат психологических наук, профессор кафедры социально-педагогических дисциплин

Валентина Николаевна Герасимова, КГБУ «Барнаульский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей № 4»

педагог-психолог

Литература

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. М. : Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2013. 213 с.

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Реабилитационная работа с детьми, пережившими травму, в условиях организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М. : Мегафон, 2015. 231 с.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. М. : Изд-во Московского университета, 1984. 200 с.

Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : Смысл «Per Se», 2000. 679 c.

Вилюнас В.К. Психология переживания. М.: Изд-во Московского университета, 1976. 200 с.

Калина Н.Ф. Психология подлинной жизни // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 1. С. 147–149.

Копытин А.И. Арт-терапия жертв насилия. М. : Психотерапия, 2009. 141 с.

Найдыш В.М. Генезис мышления в свете неоклассической эпистемологии. // Человек. 2019. № 1. С. 12–28 .

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. М. : Изд-во УРАО, 2000. 315 с.

Павлов Е.М. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. М. : Новое литературное обозрение, 2014. 224 c.

Симухин Г.Г., Головин О.Д. Модель организации переживания и восприятия времени при аффективных расстройствах // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. Т. 13. № 1. С. 27–34.

Супрун А.П., Янова Н.Г., Носов К.А. Метапсихология. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2019. 510 с.

References:

Alekseeva I.A., Novosel'skij I.G. ZHestokoe obrashchenie s rebenkom. Prichiny. Posledstviya. Pomoshch'. M. : Nacional'nyj fond zashchity detej ot zhestokogo obrashcheniya, 2013. 213 p.

Alekseeva I.A., Novosel'skij I.G. Reabilitacionnaya rabota s det'mi, perezhivshimi travmu, v usloviyah organizacij dlya detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. M. : Megafon, 2015. 231 p.

Vasilyuk F.E. Psihologiya perezhivaniya. M. : Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1984. 200 p.

Vekker L.M. Psihika i real'nost': edinaya teoriya psihicheskih processov. M. : Smysl «Per Se», 2000. 679 p.

Vilyunas V.K. Psihologiya perezhivaniya. M.: Izd-vo Moskovskogo universiteta, 1976. 200 p.

Kalina N.F. Psihologiya podlinnoj zhizni // Moskovskij psihoterapevticheskij zhurnal. 1996. No. 1. P. 147–149.

Kopytin A.I. Art-terapiya zhertv nasiliya. M. : Psihoterapiya, 2009. 141 p.

Najdysh V.M. Genezis myshleniya v svete neoklassicheskoj epistemologii. // CHelovek. 2019. No. 1. P.12–28.

Nurkova V.V. Svershennoe prodolzhaetsya: Psihologiya avtobiograficheskoj pamyati lichnosti. M. : Izd-vo URAO, 2000. 315 p.

Pavlov E.M. SHok pamyati. Avtobiograficheskaya poetika Val'tera Ben'yamina i Osipa Mandel'shtama. M. : Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. 224 p.

Simuhin G.G., Golovin O.D. Model' organizacii perezhivaniya i vospriyatiya vremeni pri affektivnyh rasstrojstvah // Social'naya i klinicheskaya psihiatriya. 2003. T. 13. No. 1. P. 27–34.

Suprun A.P., YAnova N.G., Nosov K.A. Metapsihologiya. M. : Knizhnyj dom «LIBROKOM», 2019. 510 p.

Опубликован
2022-12-14
Как цитировать
1. Повстян Л. А., Герасимова В. Н. К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 4. С. 79-87. URL: http://bppasu.ru/article/view/12270.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)