АНАЛИЗ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ: СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ
УДК 159.9
Аннотация
Работа посвящена проблеме социокультурных компетенций в современном образовании. Представлен теоретический и экспериментальный анализ возрастных рисков социокультурной транзитивности в подростковой субкультуре. Анализ выполнен в парадигме психологии транзитивности как современной методологии культурной психологии и психологии развития. Обсуждаются вопросы связи ценностно-смыслового и социокультурного развития школьников. Исследуется гипотеза культурной, а не возрастной природы транзитивных отношений в системе ценностей. Исследование выполнено на материале лонгитюдного мониторинга в муниципальной системе общего образования. Результаты показывают рассогласование социальных и культурных средств освоения опыта.
Скачивания
Литература
Анолли Л. Психология культуры. Харьков : Гуманитарный центр, 2016. С. 480.
Верч Дж.В. Социокультурный подход к опосредованному действию. Психологическая наука и образование, 1997. Том 2, № 3б. С. 18–26
Гусельцева М.С. Идентичность в транзитивном обществе: трансформация ценностей // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 54. С. 5. URL: http://psystudy.ru
Гусельцева М. С. Психология личности и антропологический дискурс: в поисках новых подходов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Том. 1, № 2. С. 132–149.
Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М. : Мысль, 2018. С. 347.
Коул М. Изучение поведения в контексте: мезогенетический подход // Культурно-историческая психология, 2015. Т. 11, № 4. С. 55–68.
Кравцова Е.Е., Кравцов Г.Г. Психологическое содержание взаимосвязи смысла и значения в культурно-исторической теории // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3, С. 67–73
Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. М. : Московская школа политических исследований, 2002. С. 320.
Лекторский В.А. Естественное, искусственное и науки о человеке // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 31–35.
Марцинковская Т.Д. Новая эстетика транзитивности // Психологические исследования. 2018, Т. 1, № 61. С. 12. URL: http://psystudy.ru
Тоффлер, Э. Шок будущего. М. : ACT, 2002. С. 560.
Anolli L. Psicologia della cultura. Bologna, 2004. P. 392.
Cole Ml. Cultural Psychology: A Once and Future Discipline. Cambridge : The Belknap Press of Harvard University Press, 1996. P. 416.
Early P.C.& Ang, S. Cultural Intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. P. 12–18
Kitayama S. & Cohen, D. Handbook of Cultural Psychology. Guilford, 2010. 930 p.
Martsinkovskaya T.D. Person in Transitive and Virtual Space: New Challenges of Modality. Psychology in Russia: State of the Art, 2019. Vol. 12 (2). P. 165–176.
Matsumoto D (Ed). The Handbook of Culture & Psychology. New York : Oxford University Press, 2001. P. 880.
Marlowe H. A. Social intelligence: Evidence for multidimensionality and construct independence // Journal of Educational Psychology, 2006. Vol. 78 (1). P. 52–58.
Shweder R. A. & Levine R. A. Culture theory: Essays on mind, self, and emotion. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. 376 p.
Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, 1990. No. 58, P. 878–891.
Turiel E. The Culture of Morality. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. 325 p.
Wertsch J.V. Vygotsky and the Social Formation of Mind. Cambridge : Mass, 1985. 280 p.
Yasnitsky A., van der Veer R., & Ferrari M. (Eds.). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 533 p.
Zimnyaya I.A. Key Competencies - A New Paradigm Of Education Result Text // Higher Education, 2003. No. 5. P. 34–42.
References:
Anolli L. Psihologiya kul'tury. Har'kov : Gumanitarnyj centr, 2016. P. 480.
Verch Dzh.V. Sociokul'turnyj podhod k oposredovannomu dejstviyu. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 1997. Vol. 2, No. 3b. P. 18–26
Gusel'ceva M.S. Identichnost' v tranzitivnom obshchestve: transformaciya cennostej // Psihologicheskie issledovaniya. 2017. Vol. 10, No. 54. P. 5. URL: http://psystudy.ru
Gusel'ceva M. S. Psihologiya lichnosti i antropologicheskij diskurs: v poiskah novyh podhodov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Psihologiya. 2022. Vol. 12, No. 2. P. 132–149.
Inglhart R. Kul'turnaya evolyuciya: kak izmenyayutsya chelovecheskie motivacii i kak eto menyaet mir. Moskva : Mysl', 2018. P. 347.
Koul M. Izuchenie povedeniya v kontekste: mezogeneticheskij podhod // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya, 2015. Vol. 11, No. 4. P. 55–68.
Kravcova E.E., Kravcov G.G. Psihologicheskoe soderzhanie vzaimosvyazi smysla i znacheniya v kul'turno-istoricheskoj teorii // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2018. Vol. 14, No. 3, P. 67–73
Kul'tura imeet znachenie. Kakim obrazom cennosti sposobstvuyut obshchestvennomu progressu / Pod red. L. Harrisona i S. Hantingtona. M. : Moskovskaya shkola politicheskih issledovanij, 2002. P. 320.
Lektorskij V.A. Estestvennoe, iskusstvennoe i nauki o cheloveke // Kul'turno-istoricheskaya psihologiya. 2018. Vol. 14, No. 3. P. 31–35.
Marcinkovskaya T.D. Novaya estetika tranzitivnosti // Psihologicheskie issledovaniya. 2018. Vol. 1, No. 61. P. 12. URL: http://psystudy.ru
Toffler, E. SHok budushchego. Moskva : ACT, 2002. P. 560.
Anolli L. Psicologia della cultura. Bologna, 2004. P. 392.
Cole Ml. Cultural Psychology: A Once and Future Discipline. Cambridge : The Belknap Press of Harvard University Press, 1996. P. 416.
Early P.C.& Ang, S. Cultural Intelligence: Individual interactions across cultures. Stanford, CA: Stanford University Press, 2003. P. 12–18
Kitayama S. & Cohen, D. Handbook of Cultural Psychology. Guilford, 2010. 930 p.
Martsinkovskaya T.D. Person in Transitive and Virtual Space: New Challenges of Modality. Psychology in Russia: State of the Art, 2019. Vol. 12 (2). P. 165–176.
Matsumoto D (Ed). The Handbook of Culture & Psychology. New York : Oxford University Press, 2001. P. 880.
Marlowe H. A. Social intelligence: Evidence for multidimensionality and construct independence // Journal of Educational Psychology, 2006. Vol. 78 (1). P. 52–58.
Shweder R. A. & Levine R. A. Culture theory: Essays on mind, self, and emotion. Cambridge : Cambridge University Press, 1984. 376 p.
Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a theory of the universal content and structure of values: Extensions and cross-cultural replications // Journal of Personality and Social Psychology, 1990. No. 58, P. 878–891.
Turiel E. The Culture of Morality. Cambridge : Cambridge University Press, 2002. 325 p.
Wertsch J.V. Vygotsky and the Social Formation of Mind. Cambridge : Mass, 1985. 280 p.
Yasnitsky A., van der Veer R., & Ferrari M. (Eds.). The Cambridge Handbook of Cultural-Historical Psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 533 p.
Zimnyaya I.A. Key Competencies - A New Paradigm Of Education Result Text // Higher Education, 2003. No. 5. P. 34–42.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи