ВЛИЯНИЕ ГЕГЕМОННОЙ МАСКУЛИННОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТЦОВСТВА
УДК 159.9
Аннотация
В данной статье рассматривается модель ответственного отцовства и возможность влияния на его становление принципов гегемонной маскулинности. Актуальность исследования обусловлена необходимостью участия отцов в воспитании детей – с одной стороны и результатами исследований, демонстрирующими цикличность отказов отцов брать на себя ответственность за ребенка – с другой. Авторы статьи предполагают возможную причину отказа отцов от ответственности за детей в сформированных ранее принципах маскулинности. Целью работы является рассмотрение феномена «ответственное отцовство», выделение качеств, необходимых для его реализации у современных мужчин, и исследование его становления через призму влияния гегемонной маскулинности. В работе используются теоретические методы анализа, синтеза и систематизации информации, проведен обзор отечественных и зарубежных исследований по теме. Анализируются такие понятия, как: отцовство, ответственное отцовство, гегемонная маскулинность. Представлена модель ответственного отцовства. В заключение делается вывод о несоответствии ранее сформированных принципов гегемонной маскулинности в воспитании мальчиков современным требованиям общества, а также необходимости включения в гендерное воспитание мальчиков новых принципов ролевого поведения, актуальных для современных представлениий о родительстве.
Скачивания
Литература
Апкаева С.А., Волошко В.В. Влияние отсутствия отца на формирование личности ребенка // Смоленский медицинский альманах. 2019. № 4. С. 126–128.
Бесчасная А.А. Детство и родительство в исследованиях ВЦИОМ // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2021. № 3 (63). С. 58–61.
Борисенко Ю.В. Опыт применения психолого-педагогических технологий сопровождения становления психологической готовности к отцовству // Вестник Кемеровского государственного университета. 2019. № 3. С. 674–684.
Грентли Дик-Рид. Роды без страха. М. : Столица-принт, 2005. 304 с.
Гурко Т.А. Родительство: социологические аспекты. М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2003. 164 С.
Залужная М.В. Программно-целевой подход в формировании ответственного отцовства // Народное образование. 2016. № 6. С. 123–127.
К он И.С. Мужская роль и гендерный порядок // Вестник общественного мнения. 2008. № 2. С. 37–41.
Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире. М. : Время, 2009. 496 с.
Кошпаева Т.А. Влияние отца на развитие ребенка // Современные научные исследования и инновации. 2020. № 4 (108). С. 32–33.
Суковатая В.А. От «маскулинности травмы» к «маскулинности невроза»: гендерные политики в советской и постсоветской массовой культуре // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2012. № 5. С. 37–54.
Сухушина Е.В., Абрамова М.О., Рыкун А.Ю. Современные образы маскулинности // Вестник науки Сибири. 2017. № 4. С. 168–178.
Тартаковская И.Н. Гендерная социология. М. : Вариант ; Невский Простор, 2005. 368 с.
Фёдоров К. На пороге новой маскулинности: что значит быть мужчиной вне патриархальных норм // Психология и психотерапия семьи. 2020. № 3–4. С. 53–57.
Фромм Э. Искусство любить. М. : АСТ, 2020. 224 с.
Яковец М.Г., Сурженко Л.В. Представления современной молодежи о распределении ролей в семье / Наука и образование в современном мире: методология, теория и практика : межд. конф. (Чебоксары, 26 апреля 2019). Чебоксары : изд-во Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. С. 76–79.
Gurkan T., Ummanel A., Koran N.A Qualitative Study on the Perception of Fatherhood // European Journal of Educational Sciences. 2021. № 2(8). P. 42–59.
Joi B. Henry, Wrenetha A. Julion, Dawn T. Bounds. Fatherhood Matters: An Integrative Review of Fatherhood Intervention Research // The Journal of School Nursing. 2020. № 1 (36). P. 19–32.
References:
Apkaeva S.A., Voloshko V.V. Vliyanie otsutstviya otca na formirovanie lichnosti rebenka // Smolenskij medicinskij al'manah. 2019. No. 4. P. 126–128.
Beschasnaya A.A. Detstvo i roditel'stvo v issledovaniyah VCIOM // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo. 2021. No. 3(63). P. 58–61.
Borisenko YU. V. Opyt primeneniya psihologo-pedagogicheskih tekhnologij soprovozhdeniya stanovleniya psihologicheskoj gotovnosti k otcovstvu // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No. 3. P. 674–684.
Gurko T. A. Roditel'stvo: sociologicheskie aspekty. M.: Centr obshchechelovecheskih cennostej, 2003. 164 p.
Grentli Dik-Rid. Rody bez straha. M.: Stolica-print, 2005. 304 p.
Zaluzhnaya M. V. Programmno-celevoj podhod v formirovanii otvetstvennogo otcovstva // Narodnoe obrazovanie. 2016. No. 6. P. 123–127.
Kon I. S. Muzhskaya rol' i gendernyj poryadok // Vestnik obshchestvennogo mneniya. 2008. No. 2. P. 37-41.
Kon I.S. Muzhchina v menyayushchemsya mire. M.: Vremya, 2009. 496 p.
Koshpaeva T. A. Vliyanie otca na razvitie rebenka // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. 2020. No. 4 (108). P. 32–33.
Sukovataya V.A. Ot «maskulinnosti travmy» k «maskulinnosti nevroza»: gendernye politiki v sovetskoj i postsovetskoj massovoj kul'ture // Labirint. ZHurnal social'no-gumanitarnyh issledovanij. 2012. No. 5. P. 37–54.
Suhushina E. V., Abramova M. O., Rykun A. YU. Sovremennye obrazy maskulinnosti // Vestnik nauki Sibiri. 2017. No. 4. P. 168–178.
Tartakovskaya I. N. Gendernaya sociologiya. M.: Variant; Nevskij Prostor, 2005. 368 p.
Fyodorov K. Na poroge novoj maskulinnosti: chto znachit byt' muzhchinoj vne patriarhal'nyh norm // Psihologiya i psihoterapiya sem'i. 2020. No. 3-4. P. 53–57.
Fromm E. Iskusstvo lyubit'. M. : AST, 2020. 224 p.
Yakovec M. G., Surzhenko L. V. Predstavleniya sovremennoj molodezhi o raspredelenii rolej v sem'e / Nauka i obrazovanie v sovremennom mire: metodologiya, teoriya i praktika: mezhd. konf. (Cheboksary, 26 aprelya 2019). CHeboksary: izd-vo Negosudarstvennoe obrazovatel'noe chastnoe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya "Ekspertno-metodicheskij centr", 2019. P. 76–79.
Gurkan T., Ummanel A., Koran N. A Qualitative Study on the Perception of Fatherhood // European Journal of Educational Sciences. 2021. No. 2(8). P. 42–59.
Joi B. Henry, Wrenetha A. Julion, Dawn T. Bounds. Fatherhood Matters: An Integrative Review of Fatherhood Intervention Research // The Journal of School Nursing. 2020. №1 (36). P. 19–32.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи