ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ ЛОГОРИТМИКИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
УДК 159.97, 616.8
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблеме активизации речевой функции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи невыясненной этиологии. Представлен опыт работы с тремя детьми. В качестве основного стимулирующего средства использовалась логоритмика с поэтапным вовлечением психосенсорного информационного потока преимущественно правого полушария головного мозга с переключением на психомоторные процессы левого полушария. Сообщение носит предварительный характер, но может представлять практический интерес для логопедов и детских психологов.
Скачивания
Литература
Абасов А.С. Пространство и время, пространственно-временная организация // Вопросы философии. 1985. № 1. С. 71–81.
Аксенова И.В. Профессиональная тренировка и мозговая латералиизация: сравнительное исследование художников и математиков // Вопросы психологии. 2011. № 3. С. 113–121.
Баллонов Л.Я., Дегмин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности // Нейропсихология: 3-е изд. / под ред. Е.Д. Хомской. СПб. : Питер, 2010. С. 589–605.
Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / под ред. Л.А. Баренбойма. Ленинград : Изд-во «Музыка», 1970. 155 с.
Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М. : Медицина, 1966. 349 с.
Брагин Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М. : Медицина, 1988. 239 с.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М. : «Смысл» «Per Se», 2000. 685 с.
Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М. : Наука, 1975. Т. 1. 177 с.
Готт В.С. Философские вопросы современной физики. М. : Высшая школа, 1972. 415 с.
Готт В.С., Хоменко Т.А. Методологическая роль понятия симметрии и асимметрии в исследовании проблем жизни // Философские проблемы современного естествознания. М. : Академия, 1977. С. 120–132.
Гревцева Е.В. Логопедический тренинг. СПб. : Изд-во «СпецЛит», 2002. 144 с.
Жак-Далькроз Э. Ритм. М. : Классика ХХI, 2001. 248 с.
Жог В.И. Единство симметрии и асимметрии и научное познание // Философские науки. 1984. № 6. С. 134–135.
Зеньковский В.В. Психология детства. М. : Академия,1966. 374 с.
Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. М. : Изд-во ГНОМ и Д, 2008. 104 с.
Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией. М. : Просвещение, 1977. 143 с.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Изд-во МГУ, 1977. 130 с.
Мандельштам О. Сочинение в 2 т. Т. 2. М. : Художественная литература, 1990. 704 с.
Овчинников Н.Ф. Симметрия – закономерность природы и принцип познания // Принцип симметрии. М. : Наука, 1978. С.15–46.
Павлова Н.В., Дегтяренко Т.В. // Вестник Военно-медицинской Академии. 2015. Т. 3 (51). С. 243–245.
Поляков В.М., Колесникова Л.И. Функциональная асимметрия мозга в онтогенезе (обзор литературы отечественных и зарубежных авторов) // Бюллетень ВСНЦСО РАМН, 2006. № 5 (51). С. 322–331.
Постоева Л.Д., Мартыненко Л.А. Играй, слушай, познавай! СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. 95 с.
Трясорукова. Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОНР. Рабочая тетрадь. Серия: Школа развития. Ростов-н/Д. : Феникс, 2020. 48 с.
Стеценко Т.В. Инновация как объект гуманитарного исследования в образовании // Гуманитарное исследование в образовании: опыт, размышления, проблемы. Томск : Изд-во Томского ун-та. 2002. 342 с.
Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. : Наука, 1966. 449 с.
Ушакова Т.Н. Семантика первых детских слов // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 25–35.
Ушакова Т.Н. Как возможно осмысленное слово у годовалого ребенка // Вопросы психологии. 2016. № 1. С. 26–38.
Цветкова Л.С., Цветков А.В. Речь и правое полушарие головного мозга : Афазия. Аномия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 13. С. 70–74.
References:
Abasov A.S. Prostranstvo i vremja, prostranstvenno-vremennaja organizacija // Voprosy filosofii. 1985. No. 1. P. 71–81.
Aksenova I.V. Professional'naja trenirovka i mozgovaja lateraliizacija: sravnitel'noe issledovanie hudozhnikov i matematikov // Voprosy psihologii. 2011. No. 3. P. 113–121.
Ballonov L.Ja., Degmin V.L., Chernigovskaja T.V. Funkcional'naja asimmetrija mozga v organizacii rechevoj dejatel'nosti // Nejropsihologija: 3-e izd. / pod red. E.D. Homskoj. SPb. : Piter, 2010. P. 589–605.
Sistema detskogo muzykal'nogo vospitanija Karla Orfa / pod red. L.A. Barenbojma. Leningrad : Izd-vo «Muzyka», 1970. 155 p.
Bernshtejn N.A. Ocherki po fiziologii dvizhenija i fiziologii aktivnosti. M. : Medicina, 1966. 349 p.
Bragin N.N., Dobrohotova T.A. Funkcional'nye asimmetrii cheloveka. M. : Medicina, 1988. 239 p.
Vekker L.M. Psihika i real'nost': edinaja teorija psihicheskih processov. M. : «Smysl» «Per Se», 2000. 685 p.
Vernadskij V.I. Razmyshlenija naturalista. M. : Nauka, 1975. T. 1. 177 p.
Gott V.S. Filosofskie voprosy sovremennoj fiziki. M. : Vysshaja shkola, 1972. 415 p.
Gott V.S., Homenko T.A. Metodologicheskaja rol' ponjatija simmetrii i asimmetrii v issledovanii problem zhizni // Filosofskie problemy sovremennogo estestvoznanija. M. : Akademija, 1977. P. 120–132.
Grevceva E.V. Logopedicheskij trening. SPb. : Izd-vo «SpecLit», 2002. 144 p.
Zhak-Dal'kroz Je. Ritm. M. : Klassika HHI, 2001. 248 p.
Zhog V.I. Edinstvo simmetrii i asimmetrii i nauchnoe poznanie // Filosofskie nauki. 1984. No. 6. P. 134–135.
Zen'kovskij V.V. Psihologija detstva. M. : Akademija,1966. 374 p.
Kabanova T.V., Domnina O.V. Testovaja diagnostika: obsledovanie rechi, obshhej i melkoj motoriki u detej 3–6 let s rechevymi narushenijami. M. : Izd-vo GNOM i D, 2008. 104 p.
Kuz'mina N.I., Rozhdestvenskaja V.I. Vospitanie rechi u detej s motornoj alaliej. M. : Prosveshhenie, 1977. 143 p.
Leont'ev A.N. Dejatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M. : Izd-vo MGU, 1977. 130 p.
Mandel'shtam O. Sochinenie v 2 t. T. 2. M. : Hudozhestvennaja literatura, 1990. 704 p.
Ovchinnikov N.F. Simmetrija – zakonomernost' prirody i princip poznanija // Princip simmetrii. M. : Nauka, 1978. P.15–46.
Pavlova N.V., Degtjarenko T.V. // Vestnik Voenno-medicinskoj Akademii. 2015. T. 3 (51). P. 243–245.
Poljakov V.M., Kolesnikova L.I. Funkcional'naja asimmetrija mozga v ontogeneze (obzor literatury otechestvennyh i zarubezhnyh avtorov) // Bjulleten' VSNCSO RAMN, 2006. No. 5 (51). P. 322–331.
Postoeva L.D., Martynenko L.A. Igraj, slushaj, poznavaj! SPb. : Rech' ; M. : Sfera, 2010. 95 p.
Trjasorukova. Razvitie mezhpolusharnogo vzaimodejstvija u detej s ONR. Rabochaja tetrad'. Serija: Shkola razvitija. Rostov-n/D. : Feniks, 2020. 48 p.
Stecenko T.V. Innovacija kak ob#ekt gumanitarnogo issledovanija v obrazovanii // Gumanitarnoe issledovanie v obrazovanii: opyt, razmyshlenija, problemy. Tomsk : Izd-vo Tomskogo un-ta. 2002. 342 p.
Uznadze D.N. Psihologicheskie issledovanija. M. : Nauka, 1966. 449 p.
Ushakova T.N. Semantika pervyh detskih slov // Voprosy psihologii. 2011. No. 2. P. 25–35.
Ushakova T.N. Kak vozmozhno osmyslennoe slovo u godovalogo rebenka // Voprosy psihologii. 2016. No. 1. P. 26–38.
Cvetkova L.S., Cvetkov A.V. Rech' i pravoe polusharie golovnogo mozga : Afazija. Anomija // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. 2014. No. 13. P. 70–74.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи