ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБЗОР)
Аннотация
В статье представлен обзор литературных источников по вопросам профильного обучения, его влияния на морфофункциональные и психофизиологические особенности обучающихся. Установлено, что профильное обучение способствует развитию интеллекта и когнитивных функций головного мозга. Но в результате гиподинамии, вызванной углубленным обучением и высокой нагрузкой, страдают функциональные показатели организма и физическое здоровье учащихся.
Скачивания
Литература
2. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (146). С. 58–64.
3. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2011. № 2. C. 28–33.
4. Айзман Р.И. Здоровье обучающихся и педагогов – ключевая задача современной системы образования // Здоровьесберегающее образование. Новосибирск, 2014. № 2. С. 83–87.
5. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. Новосибирск: НГПУ, 2009. 122 с.
6. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. C.16–21.
7. Безруких М.М. Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: учеб.-метод. пособие. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. 44 с.
8. Белостоцкая Е.М. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению дошкольных учреждений и школ: Учеб. пособие для врачей. М.: Центр. ин-т усовершенствования врачей, 1971. 27 с.
9. Браун О.В., Федоров А.И., Литвинова Н.А. Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 164-170.
10. Блинова Н.Г., Лурье С.Б., Васина Е.В. Психофизиологическое развитие учащихся в условиях профильного обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1(45). С. 136-140.
11. Венглер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43–50.
12. Вирхов Р. О некоторых вредных для здоровья влияниях школы. СПб., 1870. 215 с.
13. Вишневский В.А., Агаджанян Н.А., Марьяновский А.А., Гулин А.В. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и ре¬зультаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза // Теория и практика физической культуры. 2011. № 6. С. 83–89.
14. Гадельшина Т.Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып.6. С. 161–164.
15. Гадельшина Т.Г., Жданова С.П. Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения // Вестник Том¬ского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 103–107.
16. Гребняк Н.П. Современные закономерности в состоянии здоровья подростков мегаполиса // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4–5 декабря 2001. М., 2001. С. 112–115.
17. Захарова Ж.М. Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilizatsii-shkolnogo-obrazovaniya-s-uchetom-sovremennogo-rynka-truda
18. Калыкеева А.А., Кононец И.Е. Вегетативный статус студентов-юношей 1 курса колледжа с различным профильным обучением // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2015. № 2. С. 10–14.
19. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Блинова Н.Г. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения // Учитель Кузбасса, 2007. №1 (4). С. 13–18.
20. Казин Э. М. Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. Гл. 2. С. 22–39.
21. Климов В.М., Айзман Н.И. Динамика психофизиологических и социально-психологических характеристик студентов вуза разных профилей обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 93–101.
22. Кураев Г.А., Хватова М.В., Сорокина Л.В. Психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях вариативного образования: сообщение I. Психофизиологические особннности мальчиков физико-математического класса лицея и общеобразовательной школы // Валеология. 2005. № 1. С 46–58.
23. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускника основной средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2003. № 4. С. 50–62.
24. Локаткова О.Н. Тревожность выпускников профильной и образовательной школ как фактор психологической адаптации к условиям профессионального образования // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы III международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 86–90.
25. Лысых Н.В. Готовность выпускника основной школы к профильному обучению // Наука и школа. 2007. № 6. С. 33–36.
26. Лях Ю.А. Проблемы профильного обучения школьников: положительные и отрицательные аспекты // Гуманизация образования. 2009. № 7. С. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilnogo-obucheniya-shkolnikov-polozhitelnye-i-otritsatelnye-aspekty
27. Мартынова В.В. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. С. 73–78. URL: https://e-koncept.ru/2017/770969.htm
28. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. Т. 24. № 4. С. 7– 13.
29. Мелтонян Л.Л. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4. С. 276–279.
30. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т., Рапопорт И.К. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся // Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 5. С. 4–7.
31. Никитин А.И., Кирсанов В.М. Психофизиологические и личностные особенности учащихся профильных классов, обучающихся по направлению «Хореография» и «Музыкальное образование» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 267–278.
32. Пирумова И.В., Суботялов М.А., Айзман Р.И. Нейродинамические и психофизиологические показатели школьников в условиях традиционного и раздельного обучения // Вестник Новосибирского государственного университета. 2009. № 1. С. 62–67.
33. Сафронова М.В., Сахарова Е.В. Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2013. № 4. С. 118–121.
34. Святковская Т.Я., Святковская Е.Ю. Взаимосвязь динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением // Вестник Оренбургского государственного университета. Самара, 2010. № 12. С. 209-210.
35. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 400 с.
36. Степанова Е.Л.. Овсянникова Н.Н., Проваленкова И.В. Психофизиологические показатели студентов медицинского колледжа профильного и непрофильного типов обучения: лонгитюдный анализ // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 208–212.
37. Суботялов М.А., Шуленина Н.С., Куприна Н.С. Функциональные и психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях специализированного и профильного классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 81–87.
38. Хващинский Д.А., Марьяновский А.А., Назаров В.А. Обоснование психофизиологического отбора в системе профильного технического обучения подростков // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. ХVIII. № 3. С. 312.
39. Цыренова Д.С. Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения // Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. 169 с.
40. Четверик О.Н. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 2. С. 89–97.
41. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. Интересы и склонности подростков – основа профильного обучения (концептуальные подходы) / /Новые ценности образования. 2005. № 1 (20). С. 5–16.
42. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
43. Шаханова А.В., Глазун Т.В. Образование и здоровье: физиологические аспекты. Майкоп: АГУ, 2008. 195 с.
44. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
Referenсes:
1. Alonceva A.I. Zdorov'esberegayushchee soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa na etape profil'nogo obucheniya // Psihologiya i pedagogika: Metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Novosibirsk, 2010. No. 11-1. P. 104–107.
2. Arshinskaya E.L. Vliyanie uchebnoj nagruzki na emocional'noe sostoyanie shkol'nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No. 5 (146). P. 58–64.
3. Artyuhova I.S. Problema vybora profilya obucheniya v starshej shkole // Pedagogika. 2011. No. 2. P. 28–33.
4. Ajzman R.I. Zdorov'e obuchayushchihsya i pedagogov – klyuchevaya zadacha sovremennoj sistemy obrazovaniya // Zdorov'esberegayushchee obrazovanie. Novosibirsk, 2014. No. 2. P. 83–87.
5. Ajzman R.I., Ajzman N.I., Subotyalov M.A. Psihofiziologicheskie osnovy proforientacii uchashchihsya. Novosibirsk: NGPU, 2009. 122 p.
6. Bezrukih M.M. SHkol'nye i semejnye faktory riska, ih vliyanie na fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e detej // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2011. No. 1. P.16–21.
7. Bezrukih M.M. Materialy kursa «Psihofiziologicheskie osnovy effektivnoj organizacii uchebnogo processa» : ucheb.-metod. posobie. M.: Ped. un-t «Pervoe sentyabrya», 2006. 44 p.
8. Belostockaya E.M. Gigienicheskie trebovaniya k estestvennomu i iskusstvennomu osveshcheniyu doshkol'nyh uchrezhdenij i shkol: Ucheb. posobie dlya vrachej. M.: Centr. in-t usovershenstvovaniya vrachej, 1971. 27 p.
9. Braun O.V., Fedorov A.I., Litvinova N.A. Vliyanie psihofiziologicheskogo soprovozhdeniya uchashchihsya na uspeshnost' obucheniya v profil'nyh klassah // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. No. 1(21). P. 164-170.
10. Blinova N.G., Lur'e S.B., Vasina E.V. Psihofiziologicheskoe razvitie uchashchihsya v usloviyah profil'nogo obucheniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. No. 1(45). P. 136-140.
11. Vengler L.A. Ovladenie oposredstvovannym resheniem poznavatel'nyh zadach i razvitie kognitivnyh sposobnostej rebenka // Voprosy psihologii. 1983. No. 2. P. 43–50.
12. Virhov R. O nekotoryh vrednyh dlya zdorov'ya vliyaniyah shkoly. SPb., 1870. 215 p.
13. Vishnevskij V.A., Agadzhanyan N.A., Mar'yanovskij A.A., Gulin A.V. Psihoemocional'naya i fiziologicheskaya «cena obucheniya» i re¬zul'taty uchebnoj deyatel'nosti na razlichnyh etapah shkol'nogo ontogeneza // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2011. No. 6. P. 83–89.
14. Gadel'shina T.G. Strukturno-urovnevaya koncepciya psihicheskoj adaptacii // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011. Vyp.6. P. 161–164.
15. Gadel'shina T.G., ZHdanova S.P. Metodologiya sozdaniya resursosberegayushchej strategii koncentrirovannogo obucheniya // Vestnik Tom¬skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. No. 11. P. 103–107.
16. Grebnyak N.P. Sovremennye zakonomernosti v sostoyanii zdorov'ya podrostkov megapolisa // Materialy Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. «Sovremennyj podrostok», 4–5 dekabrya 2001. M., 2001. P. 112–115.
17. Zaharova ZH.M. Problemy profilizacii shkol'nogo obrazovaniya s uchetom sovremennogo rynka truda // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. No. 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilizatsii-shkolnogo-obrazovaniya-s-uchetom-sovremennogo-rynka-truda
18. Kalykeeva A.A., Kononec I.E. Vegetativnyj status studentov-yunoshej 1 kursa kolledzha s razlichnym profil'nym obucheniem // Vestnik KGMA im. I.K. Ahunbaeva. 2015. No. 2. P. 10–14.
19. Kazin E.M., Kasatkina N.E., Blinova N.G. Zdorov'eformiruyushchee obrazovanie starsheklassnikov v processe professional'nogo samoopredeleniya i profil'nogo obucheniya // Uchitel' Kuzbassa, 2007. No. 1 (4). P. 13–18.
20. Kazin E. M. Obrazovatel'naya sreda i zdorov'esberegayushchie faktory // Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2009. Gl. 2. P. 22–39.
21. Klimov V.M., Ajzman N.I. Dinamika psihofiziologicheskih i social'no-psihologicheskih harakteristik studentov vuza raznyh profilej obucheniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 3. P. 93–101.
22. Kuraev G.A., Hvatova M.V., Sorokina L.V. Psihofiziologicheskie osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v usloviyah variativnogo obrazovaniya: soobshchenie I. Psihofiziologicheskie osobnnnosti mal'chikov fiziko-matematicheskogo klassa liceya i obshcheobrazovatel'noj shkoly // Valeologiya. 2005. No. 1. P. 46–58.
23. Lerner P.S. Model' samoopredeleniya vypusknika osnovnoj srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly // SHkol'nye tekhnologii. 2003. No. 4. P. 50–62.
24. Lokatkova O.N. Trevozhnost' vypusknikov profil'noj i obrazovatel'noj shkol kak faktor psihologicheskoj adaptacii k usloviyam professional'nogo obrazovaniya // Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnosti i social'nogo vzaimodejstviya. Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 15–16 maya 2012. Penza – SHadrinsk – Erevan: Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», 2012. P. 86–90.
25. Lysyh N.V. Gotovnost' vypusknika osnovnoj shkoly k profil'nomu obucheniyu // Nauka i shkola. 2007. No. 6. P. 33–36.
26. Lyah YU.A. Problemy profil'nogo obucheniya shkol'nikov: polozhitel'nye i otricatel'nye aspekty // Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. No. 7. P. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilnogo-obucheniya-shkolnikov-polozhitelnye-i-otritsatelnye-aspekty
27. Martynova V.V. Primenenie zdorov'esberegayushchih tekhnologij na uroke s cel'yu razvitiya i realizacii sposobnostej kazhdogo rebenka // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. Vol. 30. P. 73–78. URL: https://e-koncept.ru/2017/770969.htm
28. Medvedev V.I. Vzaimodejstvie fiziologicheskih i psihologicheskih mekhanizmov v processe adaptacii // Fiziologiya cheloveka. 1998. Vol. 24. No. 4. P. 7– 13.
29. Meltonyan L.L. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti starsheklassnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura. 2005. No. 4. P. 276–279.
30. Minnibaev T.SH., Timoshenko K.T., Rapoport I.K. Gigienicheskaya ocenka profil'nogo obucheniya v mediko-biologicheskih klassah i sostoyanie zdorov'ya uchashchihsya // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010. No. 5. P. 4–7.
31. Nikitin A.I., Kirsanov V.M. Psihofiziologicheskie i lichnostnye osobennosti uchashchihsya profil'nyh klassov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Horeografiya» i «Muzykal'noe obrazovanie» // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No. 7. P. 267–278.
32. Pirumova I.V., Subotyalov M.A., Ajzman R.I. Nejrodinamicheskie i psihofiziologicheskie pokazateli shkol'nikov v usloviyah tradicionnogo i razdel'nogo obucheniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. No. 1. P. 62–67.
33. Safronova M.V., Saharova E.V. Lichnostnye osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v specializirovannyh klassah s uglublennym izucheniem predmetov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Kemerovo, 2013. No. 4. P. 118–121.
34. Svyatkovskaya T.YA., Svyatkovskaya E.YU. Vzaimosvyaz' dinamiki refrakcii i kartiny glaznogo dna u detej s intensivnym obucheniem // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Samara, 2010. No. 12. P. 209-210.
35. Smirnov V.M. Nejrofiziologiya i vysshaya nervnaya deyatel'nost' detej i podrostkov. M.: Akademiya, 2000. 400 p.
36. Stepanova E.L.. Ovsyannikova N.N., Provalenkova I.V. Psiho-fiziologicheskie pokazateli studentov medicinskogo kolledzha profil'nogo i neprofil'nogo tipov obucheniya: longityudnyj analiz // Aktual'nye problemy estestvennonauchnogo obrazovaniya, zashchity okruzhayushchej sredy i zdorov'ya cheloveka. 2015. Vol. 1. No. 1. P. 208–212.
37. Subotyalov M.A., SHulenina N.S., Kuprina N.S. Funkcional'nye i psihofiziologicheskie osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v usloviyah specializirovannogo i profil'nogo klassov // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No. 4. P. 81–87.
38. Hvashchinskij D.A., Mar'yanovskij A.A., Nazarov V.A. Obosnovanie psihofiziologicheskogo otbora v sisteme profil'nogo tekhnicheskogo obucheniya podrostkov // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. 2011. Vol. HVIII. No. 3. P. 312.
39. Cyrenova D.S. Profil'noe obuchenie – eto sredstvo differenciacii i individualizacii obucheniya // Teoriya i praktika organizacii predprofil'noj podgotovki / pod red. T.G. Novikovoj. M.: APK i PRO, 2003. 169 p.
40. CHetverik O.N. Osobennosti psihofiziologicheskoj adaptacii pyatiklassnikov k razlichnym rezhimam uchebnogo processa // Psihologiya. Psihofiziologiya. 2019. T. 12. No. 2. P. 89–97.
41. CHistyakova S.N., Rodichev N.F., Lerner P.S. Interesy i sklonnosti podrostkov – osnova profil'nogo obucheniya (konceptual'nye podhody) / /Novye cennosti obrazovaniya. 2005. No. 1 (20). P. 5–16.
42. CHistyakova S.N. Problema samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya // Pedagogika. 2005. No. 1. P. 19–26.
43. SHahanova A.V., Glazun T.V. Obrazovanie i zdorov'e: fiziologicheskie aspekty. Majkop : AGU, 2008. 195 p.
44. El'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Pedagogika, 1989.
560 p.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи