ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБЗОР)

  • Ольга Прима Новосибирский государственный педагогический университет Email: nikulina_olga151@mail.ru
  • Михаил Суботялов Новосибирский государственный педагогический университет Email: subotyalov@yandex.ru
Ключевые слова: профильное обучение, морфофункциональные показатели, психофизиологические особенности, здоровье школьников, физиологическая «цена адаптации», успешное обучение.

Аннотация

В статье представлен обзор литературных источников по вопросам профильного обучения, его влияния на морфофункциональные и психофизиологические особенности обучающихся. Установлено, что профильное обучение способствует развитию интеллекта и когнитивных функций головного мозга. Но в результате гиподинамии, вызванной углубленным обучением и высокой нагрузкой, страдают функциональные показатели организма и физическое здоровье учащихся.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Ольга Прима, Новосибирский государственный педагогический университет

Аспирант

Михаил Суботялов, Новосибирский государственный педагогический университет

Доктор медицинских наук, профессор

Литература

Алонцева А.И. Здоровьесберегающее сопровождение образовательного процесса на этапе профильного обучения // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения. Новосибирск, 2010. № 11-1. С. 104–107.
2. Аршинская Е.Л. Влияние учебной нагрузки на эмоциональное состояние школьников // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 5 (146). С. 58–64.
3. Артюхова И.С. Проблема выбора профиля обучения в старшей школе // Педагогика. 2011. № 2. C. 28–33.
4. Айзман Р.И. Здоровье обучающихся и педагогов – ключевая задача современной системы образования // Здоровьесберегающее образование. Новосибирск, 2014. № 2. С. 83–87.
5. Айзман Р.И., Айзман Н.И., Суботялов М.А. Психофизиологические основы профориентации учащихся. Новосибирск: НГПУ, 2009. 122 с.
6. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. 2011. № 1. C.16–21.
7. Безруких М.М. Материалы курса «Психофизиологические основы эффективной организации учебного процесса»: учеб.-метод. пособие. М.: Пед. ун-т «Первое сентября», 2006. 44 с.
8. Белостоцкая Е.М. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению дошкольных учреждений и школ: Учеб. пособие для врачей. М.: Центр. ин-т усовершенствования врачей, 1971. 27 с.
9. Браун О.В., Федоров А.И., Литвинова Н.А. Влияние психофизиологического сопровождения учащихся на успешность обучения в профильных классах // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 1(21). С. 164-170.
10. Блинова Н.Г., Лурье С.Б., Васина Е.В. Психофизиологическое развитие учащихся в условиях профильного обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. № 1(45). С. 136-140.
11. Венглер Л.А. Овладение опосредствованным решением познавательных задач и развитие когнитивных способностей ребенка // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 43–50.
12. Вирхов Р. О некоторых вредных для здоровья влияниях школы. СПб., 1870. 215 с.
13. Вишневский В.А., Агаджанян Н.А., Марьяновский А.А., Гулин А.В. Психоэмоциональная и физиологическая «цена обучения» и ре¬зультаты учебной деятельности на различных этапах школьного онтогенеза // Теория и практика физической культуры. 2011. № 6. С. 83–89.
14. Гадельшина Т.Г. Структурно-уровневая концепция психической адаптации // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. Вып.6. С. 161–164.
15. Гадельшина Т.Г., Жданова С.П. Методология создания ресурсосберегающей стратегии концентрированного обучения // Вестник Том¬ского государственного педагогического университета. 2009. № 11. С. 103–107.
16. Гребняк Н.П. Современные закономерности в состоянии здоровья подростков мегаполиса // Материалы Всероссийской конференции с международным участием. «Современный подросток», 4–5 декабря 2001. М., 2001. С. 112–115.
17. Захарова Ж.М. Проблемы профилизации школьного образования с учетом современного рынка труда // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilizatsii-shkolnogo-obrazovaniya-s-uchetom-sovremennogo-rynka-truda
18. Калыкеева А.А., Кононец И.Е. Вегетативный статус студентов-юношей 1 курса колледжа с различным профильным обучением // Вестник КГМА им. И.К. Ахунбаева. 2015. № 2. С. 10–14.
19. Казин Э.М., Касаткина Н.Э., Блинова Н.Г. Здоровьеформирующее образование старшеклассников в процессе профессионального самоопределения и профильного обучения // Учитель Кузбасса, 2007. №1 (4). С. 13–18.
20. Казин Э. М. Образовательная среда и здоровьесберегающие факторы // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. Гл. 2. С. 22–39.
21. Климов В.М., Айзман Н.И. Динамика психофизиологических и социально-психологических характеристик студентов вуза разных профилей обучения // Вестник Кемеровского государственного университета. 2018. № 3. С. 93–101.
22. Кураев Г.А., Хватова М.В., Сорокина Л.В. Психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях вариативного образования: сообщение I. Психофизиологические особннности мальчиков физико-математического класса лицея и общеобразовательной школы // Валеология. 2005. № 1. С 46–58.
23. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускника основной средней общеобразовательной школы // Школьные технологии. 2003. № 4. С. 50–62.
24. Локаткова О.Н. Тревожность выпускников профильной и образовательной школ как фактор психологической адаптации к условиям профессионального образования // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы III международной научно-практической конференции 15–16 мая 2012. Пенза – Шадринск – Ереван: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 86–90.
25. Лысых Н.В. Готовность выпускника основной школы к профильному обучению // Наука и школа. 2007. № 6. С. 33–36.
26. Лях Ю.А. Проблемы профильного обучения школьников: положительные и отрицательные аспекты // Гуманизация образования. 2009. № 7. С. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilnogo-obucheniya-shkolnikov-polozhitelnye-i-otritsatelnye-aspekty
27. Мартынова В.В. Применение здоровьесберегающих технологий на уроке с целью развития и реализации способностей каждого ребенка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 30. С. 73–78. URL: https://e-koncept.ru/2017/770969.htm
28. Медведев В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации // Физиология человека. 1998. Т. 24. № 4. С. 7– 13.
29. Мелтонян Л.Л. Активизация познавательной деятельности старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2005. № 4. С. 276–279.
30. Миннибаев Т.Ш., Тимошенко К.Т., Рапопорт И.К. Гигиеническая оценка профильного обучения в медико-биологических классах и состояние здоровья учащихся // Здоровье населения и среда обитания. 2010. № 5. С. 4–7.
31. Никитин А.И., Кирсанов В.М. Психофизиологические и личностные особенности учащихся профильных классов, обучающихся по направлению «Хореография» и «Музыкальное образование» // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 7. С. 267–278.
32. Пирумова И.В., Суботялов М.А., Айзман Р.И. Нейродинамические и психофизиологические показатели школьников в условиях традиционного и раздельного обучения // Вестник Новосибирского государственного университета. 2009. № 1. С. 62–67.
33. Сафронова М.В., Сахарова Е.В. Личностные особенности школьников, обучающихся в специализированных классах с углубленным изучением предметов // Вестник Кемеровского государственного университета. Кемерово, 2013. № 4. С. 118–121.
34. Святковская Т.Я., Святковская Е.Ю. Взаимосвязь динамики рефракции и картины глазного дна у детей с интенсивным обучением // Вестник Оренбургского государственного университета. Самара, 2010. № 12. С. 209-210.
35. Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: Академия, 2000. 400 с.
36. Степанова Е.Л.. Овсянникова Н.Н., Проваленкова И.В. Психофизиологические показатели студентов медицинского колледжа профильного и непрофильного типов обучения: лонгитюдный анализ // Актуальные проблемы естественнонаучного образования, защиты окружающей среды и здоровья человека. 2015. Т. 1. № 1. С. 208–212.
37. Суботялов М.А., Шуленина Н.С., Куприна Н.С. Функциональные и психофизиологические особенности школьников, обучающихся в условиях специализированного и профильного классов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 4. С. 81–87.
38. Хващинский Д.А., Марьяновский А.А., Назаров В.А. Обоснование психофизиологического отбора в системе профильного технического обучения подростков // Вестник новых медицинских технологий. 2011. Т. ХVIII. № 3. С. 312.
39. Цыренова Д.С. Профильное обучение – это средство дифференциации и индивидуализации обучения // Теория и практика организации предпрофильной подготовки / под ред. Т.Г. Новиковой. М.: АПК и ПРО, 2003. 169 с.
40. Четверик О.Н. Особенности психофизиологической адаптации пятиклассников к различным режимам учебного процесса // Психология. Психофизиология. 2019. Т. 12. № 2. С. 89–97.
41. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф., Лернер П.С. Интересы и склонности подростков – основа профильного обучения (концептуальные подходы) / /Новые ценности образования. 2005. № 1 (20). С. 5–16.
42. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика. 2005. № 1. С. 19–26.
43. Шаханова А.В., Глазун Т.В. Образование и здоровье: физиологические аспекты. Майкоп: АГУ, 2008. 195 с.
44. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Referenсes:

1. Alonceva A.I. Zdorov'esberegayushchee soprovozhdenie obrazovatel'nogo processa na etape profil'nogo obucheniya // Psihologiya i pedagogika: Metodika i problemy prakticheskogo primeneniya. Novosibirsk, 2010. No. 11-1. P. 104–107.
2. Arshinskaya E.L. Vliyanie uchebnoj nagruzki na emocional'noe sostoyanie shkol'nikov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No. 5 (146). P. 58–64.
3. Artyuhova I.S. Problema vybora profilya obucheniya v starshej shkole // Pedagogika. 2011. No. 2. P. 28–33.
4. Ajzman R.I. Zdorov'e obuchayushchihsya i pedagogov – klyuchevaya zadacha sovremennoj sistemy obrazovaniya // Zdorov'esberegayushchee obrazovanie. Novosibirsk, 2014. No. 2. P. 83–87.
5. Ajzman R.I., Ajzman N.I., Subotyalov M.A. Psihofiziologicheskie osnovy proforientacii uchashchihsya. Novosibirsk: NGPU, 2009. 122 p.
6. Bezrukih M.M. SHkol'nye i semejnye faktory riska, ih vliyanie na fizicheskoe i psihicheskoe zdorov'e detej // Vestnik prakticheskoj psihologii obrazovaniya. 2011. No. 1. P.16–21.
7. Bezrukih M.M. Materialy kursa «Psihofiziologicheskie osnovy effektivnoj organizacii uchebnogo processa» : ucheb.-metod. posobie. M.: Ped. un-t «Pervoe sentyabrya», 2006. 44 p.
8. Belostockaya E.M. Gigienicheskie trebovaniya k estestvennomu i iskusstvennomu osveshcheniyu doshkol'nyh uchrezhdenij i shkol: Ucheb. posobie dlya vrachej. M.: Centr. in-t usovershenstvovaniya vrachej, 1971. 27 p.
9. Braun O.V., Fedorov A.I., Litvinova N.A. Vliyanie psihofiziologicheskogo soprovozhdeniya uchashchihsya na uspeshnost' obucheniya v profil'nyh klassah // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2016. No. 1(21). P. 164-170.
10. Blinova N.G., Lur'e S.B., Vasina E.V. Psihofiziologicheskoe razvitie uchashchihsya v usloviyah profil'nogo obucheniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. No. 1(45). P. 136-140.
11. Vengler L.A. Ovladenie oposredstvovannym resheniem poznavatel'nyh zadach i razvitie kognitivnyh sposobnostej rebenka // Voprosy psihologii. 1983. No. 2. P. 43–50.
12. Virhov R. O nekotoryh vrednyh dlya zdorov'ya vliyaniyah shkoly. SPb., 1870. 215 p.
13. Vishnevskij V.A., Agadzhanyan N.A., Mar'yanovskij A.A., Gulin A.V. Psihoemocional'naya i fiziologicheskaya «cena obucheniya» i re¬zul'taty uchebnoj deyatel'nosti na razlichnyh etapah shkol'nogo ontogeneza // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. 2011. No. 6. P. 83–89.
14. Gadel'shina T.G. Strukturno-urovnevaya koncepciya psihicheskoj adaptacii // Vestnik Tomskogo gos. ped. un-ta. 2011. Vyp.6. P. 161–164.
15. Gadel'shina T.G., ZHdanova S.P. Metodologiya sozdaniya resursosberegayushchej strategii koncentrirovannogo obucheniya // Vestnik Tom¬skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2009. No. 11. P. 103–107.
16. Grebnyak N.P. Sovremennye zakonomernosti v sostoyanii zdorov'ya podrostkov megapolisa // Materialy Vserossijskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. «Sovremennyj podrostok», 4–5 dekabrya 2001. M., 2001. P. 112–115.
17. Zaharova ZH.M. Problemy profilizacii shkol'nogo obrazovaniya s uchetom sovremennogo rynka truda // Innovacionnye proekty i programmy v obrazovanii. 2015. No. 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilizatsii-shkolnogo-obrazovaniya-s-uchetom-sovremennogo-rynka-truda
18. Kalykeeva A.A., Kononec I.E. Vegetativnyj status studentov-yunoshej 1 kursa kolledzha s razlichnym profil'nym obucheniem // Vestnik KGMA im. I.K. Ahunbaeva. 2015. No. 2. P. 10–14.
19. Kazin E.M., Kasatkina N.E., Blinova N.G. Zdorov'eformiruyushchee obrazovanie starsheklassnikov v processe professional'nogo samoopredeleniya i profil'nogo obucheniya // Uchitel' Kuzbassa, 2007. No. 1 (4). P. 13–18.
20. Kazin E. M. Obrazovatel'naya sreda i zdorov'esberegayushchie faktory // Zdorov'esberegayushchaya deyatel'nost' v sisteme obrazovaniya: teoriya i praktika: uchebnoe posobie. Kemerovo: Izd-vo KRIPKiPRO, 2009. Gl. 2. P. 22–39.
21. Klimov V.M., Ajzman N.I. Dinamika psihofiziologicheskih i social'no-psihologicheskih harakteristik studentov vuza raznyh profilej obucheniya // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2018. No. 3. P. 93–101.
22. Kuraev G.A., Hvatova M.V., Sorokina L.V. Psihofiziologicheskie osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v usloviyah variativnogo obrazovaniya: soobshchenie I. Psihofiziologicheskie osobnnnosti mal'chikov fiziko-matematicheskogo klassa liceya i obshcheobrazovatel'noj shkoly // Valeologiya. 2005. No. 1. P. 46–58.
23. Lerner P.S. Model' samoopredeleniya vypusknika osnovnoj srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly // SHkol'nye tekhnologii. 2003. No. 4. P. 50–62.
24. Lokatkova O.N. Trevozhnost' vypusknikov profil'noj i obrazovatel'noj shkol kak faktor psihologicheskoj adaptacii k usloviyam professional'nogo obrazovaniya // Psihologo-pedagogicheskie problemy lichnosti i social'nogo vzaimodejstviya. Materialy III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 15–16 maya 2012. Penza – SHadrinsk – Erevan: Nauchno-izdatel'skij centr «Sociosfera», 2012. P. 86–90.
25. Lysyh N.V. Gotovnost' vypusknika osnovnoj shkoly k profil'nomu obucheniyu // Nauka i shkola. 2007. No. 6. P. 33–36.
26. Lyah YU.A. Problemy profil'nogo obucheniya shkol'nikov: polozhitel'nye i otricatel'nye aspekty // Gumanizaciya obrazovaniya. 2009. No. 7. P. 22–27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-profilnogo-obucheniya-shkolnikov-polozhitelnye-i-otritsatelnye-aspekty
27. Martynova V.V. Primenenie zdorov'esberegayushchih tekhnologij na uroke s cel'yu razvitiya i realizacii sposobnostej kazhdogo rebenka // Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept». 2017. Vol. 30. P. 73–78. URL: https://e-koncept.ru/2017/770969.htm
28. Medvedev V.I. Vzaimodejstvie fiziologicheskih i psihologicheskih mekhanizmov v processe adaptacii // Fiziologiya cheloveka. 1998. Vol. 24. No. 4. P. 7– 13.
29. Meltonyan L.L. Aktivizaciya poznavatel'noj deyatel'nosti starsheklassnikov v usloviyah profil'nogo obucheniya // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravoohranenie, fizicheskaya kul'tura. 2005. No. 4. P. 276–279.
30. Minnibaev T.SH., Timoshenko K.T., Rapoport I.K. Gigienicheskaya ocenka profil'nogo obucheniya v mediko-biologicheskih klassah i sostoyanie zdorov'ya uchashchihsya // Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2010. No. 5. P. 4–7.
31. Nikitin A.I., Kirsanov V.M. Psihofiziologicheskie i lichnostnye osobennosti uchashchihsya profil'nyh klassov, obuchayushchihsya po napravleniyu «Horeografiya» i «Muzykal'noe obrazovanie» // Vestnik CHelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2013. No. 7. P. 267–278.
32. Pirumova I.V., Subotyalov M.A., Ajzman R.I. Nejrodinamicheskie i psihofiziologicheskie pokazateli shkol'nikov v usloviyah tradicionnogo i razdel'nogo obucheniya // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. No. 1. P. 62–67.
33. Safronova M.V., Saharova E.V. Lichnostnye osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v specializirovannyh klassah s uglublennym izucheniem predmetov // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. Kemerovo, 2013. No. 4. P. 118–121.
34. Svyatkovskaya T.YA., Svyatkovskaya E.YU. Vzaimosvyaz' dinamiki refrakcii i kartiny glaznogo dna u detej s intensivnym obucheniem // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. Samara, 2010. No. 12. P. 209-210.
35. Smirnov V.M. Nejrofiziologiya i vysshaya nervnaya deyatel'nost' detej i podrostkov. M.: Akademiya, 2000. 400 p.
36. Stepanova E.L.. Ovsyannikova N.N., Provalenkova I.V. Psiho-fiziologicheskie pokazateli studentov medicinskogo kolledzha profil'nogo i neprofil'nogo tipov obucheniya: longityudnyj analiz // Aktual'nye problemy estestvennonauchnogo obrazovaniya, zashchity okruzhayushchej sredy i zdorov'ya cheloveka. 2015. Vol. 1. No. 1. P. 208–212.
37. Subotyalov M.A., SHulenina N.S., Kuprina N.S. Funkcional'nye i psihofiziologicheskie osobennosti shkol'nikov, obuchayushchihsya v usloviyah specializirovannogo i profil'nogo klassov // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2014. No. 4. P. 81–87.
38. Hvashchinskij D.A., Mar'yanovskij A.A., Nazarov V.A. Obosnovanie psihofiziologicheskogo otbora v sisteme profil'nogo tekhnicheskogo obucheniya podrostkov // Vestnik novyh medicinskih tekhnologij. 2011. Vol. HVIII. No. 3. P. 312.
39. Cyrenova D.S. Profil'noe obuchenie – eto sredstvo differenciacii i individualizacii obucheniya // Teoriya i praktika organizacii predprofil'noj podgotovki / pod red. T.G. Novikovoj. M.: APK i PRO, 2003. 169 p.
40. CHetverik O.N. Osobennosti psihofiziologicheskoj adaptacii pyatiklassnikov k razlichnym rezhimam uchebnogo processa // Psihologiya. Psihofiziologiya. 2019. T. 12. No. 2. P. 89–97.
41. CHistyakova S.N., Rodichev N.F., Lerner P.S. Interesy i sklonnosti podrostkov – osnova profil'nogo obucheniya (konceptual'nye podhody) / /Novye cennosti obrazovaniya. 2005. No. 1 (20). P. 5–16.
42. CHistyakova S.N. Problema samoopredeleniya starsheklassnikov pri vybore profilya obucheniya // Pedagogika. 2005. No. 1. P. 19–26.
43. SHahanova A.V., Glazun T.V. Obrazovanie i zdorov'e: fiziologicheskie aspekty. Majkop : AGU, 2008. 195 p.
44. El'konin D. B. Izbrannye psihologicheskie trudy. M. : Pedagogika, 1989.
560 p.
Опубликован
2022-03-27
Как цитировать
1. Прима О., Суботялов М. ВЛИЯНИЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (ОБЗОР) // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2022. Т. 4. № 1. С. 59-76. URL: http://bppasu.ru/article/view/11089.