ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ КИТАЯ И РОССИИ
Аннотация
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что изменение содержания терминов «компетенция» и «компетентность» происходит длительное время. В статье рассматривается трактовка этих понятий разными авторами. Показано, что объем и содержание данных терминов отличаются в зависимости от области знаний автора. Описаны принципы в образовании с позиции компетентностного подхода в России и Китае, этапы модернизации образования. Представлены особенности повышения квалификации педагогов Китая.
Скачивания
Литература
2. Абаскалова Н.П., Зверкова А.Ю. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к инновационной деятельности в условиях инновационного образования // Образование: традиции и инновации. 2020. № 2 (29). С. 4–8
3. Большой советский энциклопедический словарь : В 2-х т. / гл. ред. А. М. Прохоров. М. : Сов. энцикл., 1991. Т. 1: [А-Н]; М. : Сов. энцикл., 1991. 862 с.; ISBN 5-85270-042-8.
4. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23–30; ISSN: 0869-3617.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–44; ISSN: 1726-667Х.
6. Казин Э.М., Красношлыкова О.Г., Абаскалова Н.П. [и др.] Реализация социально-адаптивных компетенций педагогов в процессе здоровьесберегающей деятельности школы // Сибирский учитель. 2020. № 4 (131). С. 43–52.; ISSN: 1817-6488.
7. Красношлыкова О.Г., Кошевая О.Г. Понятие «социальная компетенция» как научная категория // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. № 3 (35). С. 20–26; ISSN: 2220-3036.
8. Коу Цзиньлу, Ли Яцзюнь, Матвеев. Практико-ориентированная модель обучения и подготовки российских учителей и ее просвещение в Китае // Исследования непрерывного образования. 2020. № 5. С. 79–83; 1009-4156 (2020) 05-079-05.
9. 8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеологических выражений. 2-е изд., испр. и доп. М. : Азъ, 1994. 907 с.; ISBN 5-85632-007-7.
10. Толочек В.А. Феномен «Компетенции»: открытые вопросы // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. № 4. С. 84–109; ISSN: 0137-0936.
11. Создание системы учительского роста на основе независимой оценки профессиональных компетенций педагога в условиях введения Профстандарта. URL: https://infourok.ru/sozdanie-sistemi-uchitelskogo-rosta-na-osnove-nezavisimoyocenki-professionalnih-ompetenciy-pedagoga-v-usloviyahvvedeniya-prof-3146738.html (дата обращения: 27.05.2020).
12. Фэн Лэй, Чжэн Вэньбинь, Лю Бин, Цяо Цзяцин, Инь Хунтао, Фу Пин. Реформа преподавания на основе МООК и ее влияние на способности молодых преподавателей университетов // Образовательный учебный форум. 2019. № 6 (23) . С. 17–18 .; 1674-9324 (2019) 23-0017-02.
13. Ху Вэйпин, Чжан Суй. Теория и практика развития профессионального потенциала учителей // Журнал Педагогического университета Шэньси (издание по философии и общественным наукам). 2018. № 3 (47). С. 134–145 .; DOI: 10.1598.
14. Чэнь Фэнхун. Анализ развития профессиональных способностей учителей в эпоху искусственного интеллекта // Образование Нинся. 2020. № 4. С. 24–25; 1002-4050.
15. Чжан Фэй, Чжао Цянь, Вэй Цзе. Исследование и просвещение в чувствительный период профессионального развития учителей // Journal of Jiangsu Second Normal University. 2021. № 2. С. 1–7.; 1671-1696.
16. Чжу Вэйвэнь, Гун Синьхэ. Мысли об устойчивом развитии профессиональных способностей учителей высшего инженерного образования // Развитие и оценка высшего образования. 2020. № 9. С. 142–146; DOI:10.3963.
17. White R.W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. № 66. P. 297–333. DOI:10.1037/h0040934
References:
1. Abaskalova N.P. Formation of competencies in the field of health saving in professional education at the level of bachelor's and master's degrees//Scientific statements of the Belgorod State University. Series Humanities, 2018. Vol. 37. No.3. P. 489–496
2. Abaskalova N.P., Zverkova A.Yu. Formation of professional readiness of future teachers for innovative activity in the conditions of innovative education//Education: traditions and innovations. 2020. No. 2(29). P. 4–8
3. Big Soviet Encyclopedic Dictionary: In 2 volumes / Ch. ed. A. M. Prokhorov. - Moscow: Sov. Encycl., 1991. Vol. 1: [A-H]; Moscow: Sov. Encycl., 1991. 862 p.; ISBN 5-85270-042-8.
4. Zeer E.F. Competence-based approach to the modernization of vocational education // Higher education in Russia. 2005. No. 4. P. 23–30; ISSN: 0869-3617.
5. Zimnyaya, I.A. Key competencies - a new paradigm of the result of education // Higher education today. 2003. No. 5. P. 34–44; ISSN: 1726-667X.
6. Kazin E.M., Krasnoshlykova O.G., Abaskalova N.P. [et al.] Implementation of socially adaptive competencies of teachers in the process of health-saving activities of the school // Siberian teacher. 2020. No. 4(131). P. 43–52.; ISSN: 1817-6488.
7. Krasnoshlykova O.G., Koshevaya O. G. The concept of “social competence” as a scientific category // Vocational education in Russia and abroad. 2019. No. 3(35). P. 20–26; ISSN: 2220-3036.
8. Kou Jinlu, Li Yajun, Matveev. Practice-oriented model of education and training of Russian teachers and its education in China // Studies of continuing education. 2020. No. 5. P. 79–83; 1009-4156 (2020) 05-079-05.
9. Ozhegov S.I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of the Russian language: 72,500 words and 7,500 phraseological expressions - 2nd ed., Rev. and additional. Moscow: Az, 1994. 907 p.; ISBN 5-85632-007-7.
10. Tolochek, V. A. The “Competence” phenomenon: open questions // Moscow University Bulletin. Series 14. Psychology. 2020. No. 4. P. 84–109; ISSN: 0137-0936.
11. Creation of a system of teacher growth based on an independent assessment of the professional competencies of a teacher in the context of the introduction of the Occupational Standard. URL: https://infourok.ru/sozdanie-sistemi-uchitelskogo-rosta-na-osnove-nezavisimoyocenki-professionalnih-ompetenciy-pedagoga-v-usloviyahvvedeniya-prof-3146738.html
12. Feng Lei, Zheng Wenbin, Liu Bing, Qiao Jiaqing, Yin Hongtao, Fu Ping. MOOC-based teaching reform and its impact on the ability of young university teachers // Educational training forum.2019. No. 6 (23). P. 17–18; 1674-9324 (2019) 23-0017-02.
13. Hu Weiping, Zhang Sui. Theory and Practice of Teacher Professional Development // Journal of Shaanxi Normal University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2018. No. 3 (47). P. 134–145; DOI: 10.1598.
14. Chen Fenghong. Analysis of the development of teachers' professional abilities in the era of artificial intelligence // Ningxia Education. 2020. No. 4. P. 24–25; 1002-4050.
15. Zhang Fei, Zhao Qian, Wei Jie. Research and education in a sensitive period of teacher professional development // Journal of Jiangsu Second Normal University.2021. No. 2. P. 1–7; 1671-1696.
16. Zhu Weiwen, Gong Xinhe. Thoughts on the sustainable development of professional abilities of teachers of higher engineering education // Development and evaluation of higher education. 2020. No. 9. P. 142–146; DOI:10.3963
17. White, R. W. Motivation reconsidered: the concept of competence // Psychological Review. 1959. No. 66. P. 297–333. DOI:10.1037/h0040934
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
a. Авторы сохраняют за собой права на авторство своей работы и предоставляют журналу право первой публикации этой работы с правом после публикации распространять работу на условиях лицензии Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим лицам свободно распространять опубликованную работу с обязательной ссылкой на авторов оригинальной работы и оригинальную публикацию в этом журнале.
b. Авторы сохраняют право заключать отдельные договора на неэксклюзивное распространение работы в том виде, в котором она была опубликована этим журналом (например, размещать работу в электронном архиве учреждения или публиковать в составе монографии), с условием сохраниения ссылки на оригинальную публикацию в этом журнале.
с. Политика журнала разрешает и поощряет размещение авторами в сети Интернет (например в институтском хранилище или на персональном сайте) рукописи работы как до ее подачи в редакцию, так и во время ее редакционной обработки, так как это способствует продуктивной научной дискуссии и положительно сказывается на оперативности и динамике цитирования статьи