САМОКОНТРОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ

УДК 159.9

  • Надежда Захаровна Кайгородова Алтайский государственный университет Email: kaigorodova56@gmail.com
  • Елена Николаевна Курсакова Барнаульский юридический институт Email: en-kursakova@yandex.ru
Ключевые слова: самоконтроль, терминальные ценности, инструментальные ценности, интернальность в области достижений, интернальность в области неудач, интернальность в семейных отношениях

Аннотация

Особенности самоконтроля могут стать причиной появления и развития у сотрудников органов внутренних дел МВД России профессиональной деформации и нарушения психологического здоровья. В научной литературе выделена значимость ценностно-мотивационной сферы в формировании самоконтроля. Поэтому целью работы является исследование особенностей взаимосвязи самоконтроля и ценностно-мотивационной сферы на примере слушателей Барнаульского юридического института МВД России. Были использованы следующие методики: опросник уровня субъективного контроля Е.Ф. Бажина с соавтор. и методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича.

Исследование особенностей самоконтроля и ценностно-мотивационной сферы слушателей БЮИ МВД России выпускного курса и факультета профессиональной подготовки показало, что в обеих группах ведущие ранги в иерархии обоих видов ценностей занимают именно те, которые должны быть присущи сотруднику. Сформированность этих ценностей коррелирует с общим уровнем самоконтроля и такой шкалой субъективного контроля, как «Интернальность в области достижений».

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Биографии авторов

Надежда Захаровна Кайгородова, Алтайский государственный университет

Доктор биологических наук, профессор

Елена Николаевна Курсакова, Барнаульский юридический институт

Кандидат исторических наук, доцент, магистр психологии

Литература

Линчевский Э.Э. Уроки поведения в быту и на работе. Санкт-Петербург : Нева, 2003. 255 с.

Моросанова В.И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15, № 3. С. 57–82.

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. № 4. С. 155–167.

Никифоров Г.С. Психология самоконтроля. Санкт-Петербург : Издательско-Торговый дом «СКИФИЯ», 2020. 233 с.

Прохоров А.О., Чернов А.В., Карташева М.И. Система Я в ментальной регуляции психических состоянии // Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 1 (112). С. 119–130.URL: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-112-01-119-130.

Сокол А.В. О соотношении конструктов самодисциплины и самоконтроля // Общество: социология, психология, педагогика, 2025. № 1. С. 47–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-konstruktov-samodistsipliny-i-samokontrolya

Сперанская А.В. Особенности ценностно-мотивационной сферы и самоконтроля у сотрудников уголовно-исполнительной системы: монография. Вологда: ВИПЭ ФСИН, 2015. 78 с. //Лань: электронно-библиотечная система. URL: https://e.lanbook.com/book/71696

Kotabe H.P., Hofmann W. On Integrating the Components of Self-Control. Perspectives on Psychological Science. 2015.Vol. 10(5).P. 618–638.10.1177/1745691615593382

Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., Harrington H., Sears M.R. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety // Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108(7). P. 2693–2698. 10.1073/pnas.1010076108

Muraven M., BaumeisterR.F. Self-regulation and depletion of limited resources: Does self-control resemble a muscle? Psychological Bulletin. 2000.Vol. 126. P. 247–259.

Nilsen F., Bang H., Boe O., Martinsen Q., Lang-Ree O.H. The Multidimensional Self-Control Scale (MSCS): Development and Validation // Psychological Assessment. 2020. Vol. 32, iss. 11. P. 1057–1074. URL: https://doi.org/10.1037/pas0000950.

Rachlin H. (1995). Self-control: Beyond commitment. Behavioral and Brain Sciences. 1995. Vol. 18. P. 109–159.

Şal F. Development of an Academic Self-Discipline Questionnaire for university Students // Pedagogical Perspective. 2022. Vol. 1, iss. 2. P. 76–88. URL: https://doi.org/10.29329/pedper.2022.493.1.

Schmeichel B.J., Vohs K. (2009). Self-affirmation and self-control: Affirming core values counteracts ego depletion. Journal of Personality and Social Psychology. 2009.Vol. 96.P. 770–782.

References:

Linchevskij Je.Je. Uroki povedenija v bytu i na rabote. Sankt-Peterburg : Neva, 2003. 255 p.

Morosanova V.I. Psihologija osoznannoj samoreguljacii: ot istokov k sovremennym issledovanijam. Teoreticheskaja i jeksperimental'naja psihologija. 2022. Vol. 15, No 3. P. 57–82.

Morosanova V.I., Kondratjuk N.G. Oprosnik V.I. Morosanovoj «Stil' samoreguljacii povedenija – SSPM 2020». Voprosy psihologii. 2020. No 4. P. 155–167.

Nikiforov G.S. Psihologija samokontrolja. Sankt-Peterburg : Izdatel'sko-Torgovyj dom «SKIFIJa», 2020. 233 p.

Prohorov A.O., Chernov A.V., Kartasheva M.I. Sistema Ja v mental'noj reguljacii psihicheskih sostojanii. Vestnik Rossijskogo fonda fundamental'nyh issledovanij. Gumanitarnye i obshhestvennye nauki. 2023. No 1 (112). P. 119–130. URL: https://doi.org/10.22204/2587-8956-2023-112-01-119-130.

Sokol A.V. O sootnoshenii konstruktov samodiscipliny i samokontrolja. Obshhestvo: sociologija, psihologija, pedagogika, 2025. No 1. P. 47–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-sootnoshenii-konstruktov-samodistsipliny-i-samokontrolya

Speranskaja A.V. Osobennosti cennostno-motivacionnoj sfery i samokontrolja u sotrudnikov ugolovno-ispolnitel'noj sistemy: monografija. Vologda : VIPJe FSIN, 2015. 78 p. Lan': jelektronno-bibliotechnaja sistema. URL: https://e.lanbook.com/book/71696

Kotabe H.P., Hofmann W. On Integrating the Components of Self-Control. Perspectives on Psychological Science. 2015. Vol. 10(5). P. 618–638. 10.1177/1745691615593382

Moffitt T.E., Arseneault L., Belsky D., Dickson N., Hancox R.J., Harrington H., Sears M.R. A gradient of childhood self-control predicts health, wealth, and public safety. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2011. Vol. 108(7). P. 2693–2698. 10.1073/pnas.1010076108

Muraven M., Baumeister R.F. Self-regulation and depletion of limited resources: Does self-control resemble a muscle? Psychological Bulletin. 2000. Vol. 126. P. 247–259.

Nilsen F., Bang H., Boe O., Martinsen Q., Lang-Ree O.H. The Multidimensional Self-Control Scale (MSCS): Development and Validation. Psychological Assessment. 2020. Vol. 32, iss. 11. P. 1057–1074. URL: https://doi.org/10.1037/pas0000950.

Rachlin H. (1995). Self-control: Beyond commitment. Behavioral and Brain Sciences. 1995. Vol. 18. P. 109–159.

Şal F. Development of an Academic Self-Discipline Questionnaire for university Students/ Pedagogical Perspective. 2022. Vol. 1, iss. 2. P. 76–88. URL: https://doi.org/10.29329/pedper.2022.493.1.

Schmeichel B.J., Vohs K. (2009). Self-affirmation and self-control: Affirming core values counteracts ego depletion. Journal of Personality and Social Psychology. 2009. Vol. 96. P. 770–782.

Опубликован
2025-06-19
Как цитировать
1. Кайгородова Н. З., Курсакова Е. Н. САМОКОНТРОЛЬ И ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ // Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2025. Т. 7. № 2. С. 107-121. URL: https://bppasu.ru/article/view/17482.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)